Статья «Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка»
«Развитие исследовательской и познавательной деятельности на уроках русского языка»
В настоящее время достаточно остро ощущается потребность современного общества в выпускниках школы, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, обладающих развитыми познавательными потребностями, умением ориентироваться в современном информационном пространстве, а также в выпускниках, готовых к самостоятельному жизненному выбору. Поэтому важно формировать ключевые компетенции учащихся, а формировать их, опираясь на технологию исследовательской деятельности, значительно проще. Исследовательские умения младших школьников рассматриваются как сложные умения, состоящие из трех основных компонентов: мотивационного (проявляющегося в виде познавательного интереса), который формируется под воздействием целей новой деятельности; содержательного, включающего систему знаний об исследовательской деятельности; операционного (технологического), включающего уже имеющуюся у человека систему умений и навыков. При отсутствии одного из перечисленных компонентов, либо, при его недостаточной сформированности, развитие исследовательских умений не представляется возможным.
Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов.
Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:
- развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);
- создание положительной мотивации учения;
- развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса, главное, чтобы работа была посильная, интересная ученику.
Целью учебной исследовательской деятельности младших школьников является приобретение навыка исследования, развитие способностей к исследовательскому типу мышления. В начальной школе никакого научного открытия ребенок не совершит, но в процессе изучения проблемы ученикприобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, делает свое собственное открытие того, что он раньше не знал. В учебной деятельности с обучающимися младших классов важно выполнять и проектные методы и методы исследовательского обучения. На практике чаще всего они соединяются в проектно-исследовательскую деятельность.
В организации исследовательского обучения можно выделить три уровня:
• первый: педагог сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику;
• второй: педагог ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно;
• третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.
Формирование исследовательской деятельности младших школьников, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
•поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности – игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов, экскурсии, выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
Включение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности: в урочной деятельности –наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования, мини-сообщения; во внеурочной деятельности – экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. С учетом особенностей данного этапа выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие. На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений.
В 3 классе можно провести мини-исследование со словарными словами. Например, для лучшего запоминания слов ученик преобразует букву (иллюстрируют), которую необходимо запомнить в виде символа, картинки или проводят исследование одного словарного слова. В результате исследования слова ученики анализируют значение и происхождение слова, наблюдают над единообразным написание в различных формах, над функционированием слова в речи. Исследование проводят по плану:
1.Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словами в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих и частичных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц, поговорок, определение слова по его лексическому значению.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
2.Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
3.Лексическое значение слова.
4.Однокоренные слова. Проводится наблюдение над единообразным написание однокоренных слов. Дети подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определенной схеме.
5.Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слов в русской речи.
6.Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работы с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а так же делает речь богаче, ярче и интереснее.
7.Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: существительное + прилагательное; глагол + существительное в косвенном падеже; глагол + наречие.
8.Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Дети в процессе обучения предлагают стихи, рассказы.
9.Краеведение. Анализируется использование слова в истории родного края, в народном хозяйстве, в искусстве.
Для работы дети используют различные словари: толковый, синонимов, антонимов, иностранных слов, крылатых выражений, сборники загадок, пословиц и поговорок и другие источники
В 4 классе можно проводить исследование текста на уроках литерутурного чтения.
Исследование отрывков проводятся по плану:
Прочитать текст до определенных слов, затем самому продолжить слова автора.
Обсудить придуманное и сравнить с мыслями автора.
Определить вид текста.
Придумать заголовок.
Нахождение сравнений, олицетворений;
Работа над правописанием слов с изученными орфограммами.
Нахождение фразеологизмов в тексте.
Чтение предложений с однородными подлежащими, сказуемыми.
Запись антонимов и синонимов.
Дополнительные словосочетания;
Запись однокоренных слов и дополнить другими.
Такая форма работы повышается эффективность обучения.
Создание проблемных ситуаций на этапе анализа текста помогает понять учащимся художественные образы текста.
Процесс восприятия текста организуется с помощью разных заданий-вопросов:
- Что необычного вы увидели в данном тексте?
- Что удивило вас в тексте, а что показалось хорошо знакомым, обыкновенным?
- Какое настроение создает текст? Можете ли вы объяснить почему?
- Выпишите из текста слова, с помощью которых передаются краски осени, зимы. Только ли прилагательные вам придется выписать, почему?
-Назовите слова, которые помогают описать пейзаж в прямом значении?
- Почему именно такое сравнение (метафору, эпитет) использовал автор? А какое сравнение могли бы употребить вы?
Таким образом, создание проблемных ситуаций в процессе обучения обеспечивает постоянное включение учеников в исследовательскую деятельность деятельность, направленную на разрешение возникающих проблем, что неизбежно ведет к развитию и познавательной самостоятельности, и творческой активности.
В настоящее время не теряет своей актуальности проблема словарной работы на уроках русского языка. В числе главных задач обучения в современной начальной школе являются развитие речи и мышления младших школьников. Поскольку слово представляет собой частицу знаний и обобщения опыта, который хранится в памяти и используется в процессе мыслительных и речевых операциях, одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса, который необходим языку как строительный материал.
В начальной школе лексикология изучается в узком значении этого термина, т. е. как словарная система языка. Однако в школьный курс лексики входят и некоторые сведения об устойчивых словосочетаниях и о словарях (толковом словаре, словаре иностранных слов, фразеологическом словаре). М.Р. Львов утверждает, что «в лексикологии слова изучаются с точки зрения их смыслового значения, места в общей системе лексики, происхождения, употребляемости, сферы применения в процессе общения, их экспрессинвно-стилистического характера. Наряду с этим в понятие «лексикология» входит учение об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография)» (Львов, 2004, 34). Современный русский язык располагает огромным словарным запасом. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова содержится 57 тыс. слов; в семнадцатитомном «Словаре современного русского литературного языка» около 130 тыс. слов. Это — общеупотребительная лексика; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов, названия географических объектов, исторических фактов, многие сотни тысяч имен, фамилий, кличек, прозвищ. Большая часть слов (особенно — общеупотребительных) обладает многозначностью. Многозначность слов добавляет еще многие тысячи значений, т. е., по существу, новых лексических единиц, смысл и оттенки которых становятся понятными в контексте, в речи. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова указано пять основных значений слова «рука» и приведены 62 фразеологизма, в которых это слово использовано во фразеологически связных значениях (Рамзаева, 1979, 346). По словам В.В. Пазынина, «лексику как раздел науки о языке, в начальной школе изучают как в образовательно-познавательном аспекте (знакомство учащихся с лексической системой русского языка), так и в нормативно-практическом (формирование у них умений применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение 18 словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими группами слов»
Источниками лексического материала для аналитической работы над словом могут служить учебники русского языка, все виды словарей, тексты и отрывки литературных произведений известных авторов, статьи из журналов, интернет источники. Наряду с традиционными методами работы над словарем на лексическом уровне, современные педагоги рассматривают возможность применения исследовательских методов. В направлении работы по обогащению словаря возможно использовать задания поискового характера. Основной целью такой деятельности является приобретение умений и навыков работать с дополнительными источниками информации (в том числе справочниками и словарями), а процесс усвоения новых, ранее неизвестных учащимся слов и новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе проходит более осознанно. Работа по уточнению словаря предполагает умения самостоятельного поиска значений слов в словаре, а также умения аналитико-синтетического характера для выбора точного слова. Активизация словаря в исследовательском аспекте представляет собой самостоятельную работу по применению учащимися лексических средств, с учетом точности речи и логичности. Для того чтобы провести работу по устранению нелитературных слов, перевести их из активного словаря в пассивный, необходимы 19 информационные умения, а также задания по применению аналитикосинтетических операций учеников. Все направления словарной работы постоянно взаимодействуют и возможны в начальных классах лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, как правило, без терминов. Весьма полезным пособием для словарной работы могут быть словари (Львов, 1987). В начальных классах учащиеся активно пополняют свой словарный запас, испытывают повышенный интерес к освоению языка. На этом этапе необходимо развивать в ребёнке такие качества речи, как точность и логичность. Как замечает Е.В. Саутина, «проблемные задачи, составленные на лексическом материале, основанные на использовании средств языковой выразительности, таких как явления полисемии, омонимии, синонимии, антонимии, эффективно влияют на развитие основ проблемного способа мышления у младших школьников, развивают у них умение правильно употреблять слово в соответствующем контексте и способствуют устранению речевых ошибок»
Вот некоторые выдержки из практической работы на уроках русского языка.
1.Исследования словарных слов.
Формируются цели и задачи под руководством учителя. Цель исследования словарного слова: анализ значения и происхождения слова, наблюдение над единообразным написание в различных формах, над функционированием слова в речи. Вместе с учителем выбираются приёмы и способы, которыми будут пользоваться исследователи: сравнивание, сравнение, выделение главного, анализ, синтез.
Исследование проводится по плану:
Знакомство со словом.
Дети знакомятся со словами в занимательной форме (ребусы, загадки, лото, рисунки, кроссворды, противопоставления, нахождение общих и частичных понятий, выделение лишнего, вычленение из пословиц, поговорок, определение слова по его лексическому значению.) Проводится звуковой анализ, анализ написания слова.
Этимологическая справка.
Содержит информацию о происхождении слова.
Толкование лексемы. Иллюстрация.
Помогает понять значение слова. Учащиеся дают лексическое значение изучаемому слову, а затем сравниваю с определением мастеров слова ( , , )
Однокоренные слова.
Проводится наблюдение над единообразным написание однокоренных слов. Дети подбирают однокоренные слова к новому словарному слову или составляют однокоренные слова по определенной схеме.
Пословицы, поговорки и загадки.
Использование этого материала позволяет вести наблюдение над функционированием слов в русской речи.
Синонимы, антонимы, фразеологизмы.
Работы с этим материалом предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а так же делает речь богаче, ярче и интереснее.
Словосочетания.
Учащиеся придумывают разные виды словосочетания: существительное + прилагательное; глагол + существительное в косвенном падеже; глагол + наречие.
Предложения, тексты.
Практический материал, позволяющий вести наблюдение над функционированием слова в устной и письменной речи. Дети в процессе обучения предлагают стихи, рассказы.