Статья «Создание скрайб-презентаций на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной деятельности учащихся»
Создание скрайб-презентаций на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной деятельности учащихся
Статья на конкурс «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
На уроках для развития познавательной деятельность обучающихся учителя чаще всего используют компьютер и проектор, но далеко не многие знают о всех возможностях данной техники. В большинстве случаев деятельность педагога ограничивается лишь просмотром видеороликов по теме урока или созданием презентации в стандартной программе PowerPoint.
Современные школьники живут в мире информационных технологий и владеют техникой превосходно. Многие согласятся с тем, что большее количество времени наши ученики уделяют своим смартфонам. Домашним заданием, связанным с использованием информационных технологий, чаще всего становится создание проекта в виде презентации или видео. Но постепенно дети теряют интерес к данному методу, так как он самый популярный среди учителей.
Необходимо привлечь обучающихся к изучению предмета, соответственно, совместить на уроке «приятное с полезным». Возникает вопрос: как активизировать познавательную деятельность детей с помощью их основных увлечений? Считаю, что ответом может стать создание скрайб-презентаций на уроках любого профиля. Разберемся с основными понятиями представленной технологии.
Термин «скрайбинг» возник от английского слова «scribe», что значит «создавать эскизы или рисунки». Презентация – это способ представления информации. Отсюда следует вывести новое понятие скрайб-презентация, что означает способ представления информации в виде рисунков или эскизов. Главным преимуществом данного метода считается визуализация информации. Скрайб-презентация – это видеоролик, на котором транслируется рука человека, создающая схемы или иллюстрации, в это время голос за кадром проговаривает теоретические сведения.
Как создается скрайб-презентация? В первую очередь необходимо собрать ту информацию, которую вы хотите представить в своем ролике. Нужно продумать последовательность изложения мыслей, для этого составляется определенный сценарий. Далее продумываются рисунки или схемы, которые способны отразить главные мысли. Последним и ключевым шагом становится запись видеоролика. В момент создания видео рисуются необходимые схемы и иллюстрации, а голос за кадром проговаривает теоретические сведения.
На уроках русского языка и литературы учащиеся сами создают скрайб-презентации. Данный способ я использую при изучении сложных теоретических сведений. Например, на литературе с помощью скрайбинга можно легко запомнить биографию писателя или представить в схемах теорию литературоведения. На русском языке наглядно презентуются основные правила, примерами становится подробный разбор слов, предложений или текста. Для создания ролика понадобится всего лишь телефон с видеокамерой и самый простой редактор. В течение учебного года учащиеся могут легко вернуться к пройденной теме, просмотрев свое видео.
С помощью скрайб-презентации решаются основные задачи ФГОС, а именно развитие самообразования обучающихся, умение самостоятельно находить и перерабатывать информацию.
На уроке класс делится на несколько групп. Можно дать каждой команде свою тему или устроить своеобразный конкурс на лучшее представление информации. Обучающиеся сами находят сведения, учитель в это время является помощником. Между членами группы распределяются обязанности. Например, кто-то занимается только рисунками или записью. Совместно ученики продумывают сценарий и иллюстрации. В процессе переработки информации дети множество раз проговаривают сведения, соответственно, хорошо их запоминают.
На уроках русского языка примеры берутся из учебника, обучающиеся выполняют упражнения. Учителю необходимо проверять достоверность всех сведений. На литературе обучающиеся любят данный вид деятельности для представления биографии писателя. Часто ученики готовятся заранее к такому уроку: приносят распечатанные фотографии с изображением разных периодов жизни писателя, находят интересные схемы в интернете.
Скрайб-презентации помогают обучающимся готовится к итоговой контрольной работе. В течение года ученики любят пересматривать свои видеоролики.
Безусловно, данная методика не подходит для частого использования, потому что она требует задействования нескольких уроков. Тем не менее, создание скрайб-презентации станет выходом для запоминания сложных тем. Я транслирую видео и в других классах, так как такое представление информации детям интересно и познавательно.