Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка у детей с интеллектуальными нарушениями.
Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка у детей с интеллектуальными нарушениями.
«Письмо и развитие речи», как учебный предмет, является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Обучение русскому языку носит четкую коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Цель проведения уроков русского языка – формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.
В процессе обучения педагогом проводится работа над устранением недостатков всех сторон речи ребенка. Но мне бы хотелось остановиться более подробно на развитии коммуникативных навыков.
Одним из ведущих принципов обучения русскому языку в условиях коррекционной школы является принцип коммуникативной направленности.
У обучающиеся среднего и старшего возраста с интеллектуальными нарушениями встречаются следующие проблемы формирования коммуникативных навыков:
трудности в построении монологической речи;
неумение связанно построить высказывание;
неумение выразить собственное мнение по поводу обсуждаемого вопроса;
небольшой словарный запас;
ограниченность в использовании выразительных средств;
односложность ответов;
неумение выражать мысль своими словами;
неумение слушать и слышать одноклассников.
уход от ответа.
Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми. Поэтому на уроках русского языка я стараюсь как можно чаще обращаться к детям с просьбой прочитать правило, грамматическое задание к упражнению. Регулярно начинаю урок с вопросов по ранее изученной теме. Вопросы записываю на доске. Задаю вопросы: как ты это понимаешь? все ли тебе понятно? Спрашиваю нескольких учеников, так как классы небольшие по наполняемости. Если ученик затрудняется с ответом, то помогаю наводящими вопросами. Часто использую похвалу, мотивационный карточки для успешности.
Активизирую, расширяю словарный запас обучающихся. Прошу объяснить, как ты понимаешь то или иное слово, подбираем однокоренные слова, подбираем синонимы, составляем словосочетания и предложения с данным словом. Часто опираюсь на жизненный опыт детей, межпредметные связи.
При ответе на вопросы прошу учеников избегать односложных ответов. Если ребенок затрудняется в построении фразы, то обращаю внимание, что часть ответа заключена в вопросе. Показываю, подчеркиваю слова для ответа.
Зачастую прошу более сильного ученика дать ответ на вопрос, а слабые ученики повторяют ответ. Вернуться к заданному вопросу в начале урока могу в середине или конце урока для лучшего закрепления и запоминания. Слежу, чтобы ученики не перебивали друг друга. Спрашиваю их мнение по поводу высказанного. Прошу уточнить или дать свой ответ.
Заинтересовать ученика можно с помощью наглядности, игр, видеосюжета, просмотра презентации, фото. Положительные эмоции помогают снять напряжение, зажатость и дают ребенку себя раскрыть.
Приведу пример фрагмента урока в 5 классе. Изучаем тему «Повествовательные, вопросительные и восклицательные упражнения». Спрашиваю у ребят знают ли они, что сегодня за день? Объявляю, что сегодня Международный день снежного барса. Узнаю от них, что это кошка. Расширяем знания о местах обитания. Показываю фото животного. Предлагаю составить предложения с разной интонацией. Выслушиваю варианты. Выбираем самое интересное распространенное предложение. Помогаю правильно сформулировать мысль. Еще раз проговариваем устно, а потом записываем. Можно еще придумать плакат – рекламный слоган для защиты данного животного. Яркие положительные эмоции позволили описать животное, подобрать яркие прилагательные, работала фантазия, расширялся словарный запас и закреплялась изученная тема. Затем переходим к работе с учебником.
В заключении хочется сказать, что желание учителя помочь ученикам в развитии коммуникации, целенаправленное воздействие на речь детей с интеллектуальными нарушениями приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания.
Литература:
Баряева, Л. Б. Учим обучающихся общаться. Формирование коммуникативных навыков у обучающихся с первым уровнем речевого развития [Текст] : учебно-методическое пособие / Л. Б. Баряева, Л. В. Лопатина. - СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
АООП для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по предмету «Русский язык» МБОУ «Школа равных возможностей», г. Химки – 2024