Занятие с элементами тренинга «Развитие коммуникативных навыков у педагогов»
Мини-занятие с педагогами с элементами тренинга по развитию коммуникативных навыков.
Одна из важных компетенций учителя по реализации ФГОС – коммуникативные навыки. Профессиональная деятельность педагога невозможна без взаимодействия со участниками образовательного процесса. Наличие массы факторов в данном взаимодействии часто способствуют повышенному эмоциональному реагированию. Для реализации педагогической деятельности требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические ресурсы. Современное образовательное пространство специфично. Появление инофонов, людей с ОВЗ не только в среде обучающихся, но и в группе коллег, среди родителей повышает уровень требований к установлению социально приемлемых контактов, к овладению и расширению рамок коммуникативных навыков.
Сегодня мы потренируемся в раскрытии личных коммуникативных навыков, их развитии и совершенствовании.
Не секрет, что противоречия возникающие в процессе взаимодействия с одной стороны, толкают нас к развитию и совершенствованию, а с другой стороны, часто ведут к нарушению коммуникации. Для того, чтобы избежать или минимизировать последствия, предлагаем вам небольшие упражнения, которые, надеемся, будут вам полезными.
1.Упражнение «Скрепка»
Цель: актуализировать значение коммуникативных навыков во взаимодействии; помочь осознать через метафорический прием их влияние на личность.
Возьмите обычные канцелярские скрепки, попробуйте по моей команде выровнять скрепку в одну линию. А теперь сложите ее в исходное положение. Когда обижаешь человека – не задумываешься над природой человеческого поведения, почему он поступает именно так, а не по-другому; а восстановить хорошие отношения, как и нашу скрепку, очень сложно. Все люди разные, уникальные, а поэтому не стоит спорить с тем, кто думает или поступает не так, как вы, ведь природа, возможно, просто одарила его совсем другими личностными особенностями.
2. Упражнение «Вавилонская башня»
Цели: тренировать подвижность мышления, самостоятельность и способность к самообладанию в ходе кризиса коммуникации; продемонстрировать участникам, какие конфликты возникают в отношениях, когда у каждого из членов коммуникации существует свое представление о необходимости тех или иных действий, но эта информация не становится достоянием партнеров и ведет к возведению коммуникационного барьера, конфликту; оптимизация невербального общения в условиях конфликта.
Материалы и оборудование: лист инструкции для каждой команды или для каждого члена семейной команды; набор цветных кубиков конструктора «Лего», часы.
Время: 45–60 минут для полного занятия. (Наш вариант – 15 минут)
Количество участников: 5 (один «строитель») или 10 (по двое в команде). Может быть больше, но тогда инструкций по количеству участников (групп) «стройки».
Задание участникам, которые являются наблюдателями:
Ваша задача отмечать, как строится взаимодействие у «строителей»; как им удается договариваться и удается ли; как решаются сложные задачи; почему, на ваш взгляд, возникают проблемы «строителей».
Ход упражнения. Сейчас вам предстоит совместными усилиями выполнить задание по постройке башни из кубиков конструктора «Лего». Каждый игрок получит инструкцию, в соответствии с которой он будет работать. Нельзя сообщать, о чем говорится в этой инструкции другим участникам игры (если инструкция дается на команду, то команда не делится содержанием инструкции с другими командами!). Все игроки выполняют свою работу МОЛЧА!!!
Ведущий распределяет среди играющих листы с инструкцией. Особенности этих инструкций в том, что от игроков требуются выполнение взаимоисключающих действий. О инструкциях не знает никто, кроме «владельца»
Инструкция 1
Башня должна быть выстроена из кубиков синего и красного цвета.
В основе башни должен быть квадрат.
Сперва строятся фундамент и две смежные стороны башни.
Строительство башни должно завершится через 10 минут, поторопитесь!
Инструкция 2
Ваша башня должна быть по возможности максимально похожа на треугольник.
В строительстве башни можно использовать любые цвета, кроме синего. Чем больше цветных кубиков вы используете в строительстве, тем лучше.
Пятый этаж башни должен быть выстроен только из кубиков белого цвета.
Инструкция 3
Помните, что чем выше будет ваша башня, тем лучше. Поэтому не спешите, осторожно стройте этаж за этажом!
Ваша башня должна напоминать пирамиду. Широкое основание – из кубиков темных цветов. Переход к более светлым оттенкам цвета в середине постройки и ближе к вершине – кубики белого цвета.
Инструкция 4
Цель строительства – сооружение двух вертикальных башен, соединенных на уровне седьмого этажа перемычкой. Таким образом, ваша постройка будет напоминать букву Н.
Вы – главный архитектор, так что берите строительство в свои руки и добивайтесь, чтобы оно соответствовало проекту. Успеха!
Инструкция 5
Поздравляем вас с назначением генеральным подрядчиком строительства 20-этажной башни «Белый аист», которая украсит ваш город. Уже из названия понятно, что вы руководите строительством 20-этажного белого небоскреба. На сооружение башни вам выделено 20 минут. Успеха!
Через 20–25 минут (10 минут) после начала игры тренеру имеет смысл остановить команды и погасить страсти. Имеет смысл довести игру до конца лишь в том случае, когда очевидно, что одна из команд реально приближается к завершению строительства. Это может произойти, если в команде появился безусловный лидер, подчинивший всех остальных игроков своей воле и своей инструкции.
Обсуждение:
- Как, на ваш взгляд, это упражнение связано с легендой о строительстве Вавилонской башни?
- Знакомы ли вам подобные ситуации по семейной жизни?
- Можете ли вы поделиться с группой вашей личной или семейной моделью поведения в сходных реальных ситуациях совместной жизни?
- О чем заставляет задуматься опыт, приобретенный вами в ходе этой игры?
Обсуждение игры обычно проходит не менее бурно, чем сам процесс строительства. Лишь прочитав указания, которыми пользовались партнеры, игроки понимают, что действия, которые для них были очевидными, входили в противоречие с заданиями товарищей. Невозможность объяснить себя и выяснить позицию партнера блокировала сотрудничество.
Стоит обратить внимание участников на то, что в коммуникации соглашательство — это не всегда «золото». Предположение о том, что все думают так же, как я, переживают те же чувства, что я, любят то же, что я, – иллюзия.
Вывод: для того чтобы быть правильно понятым, объясните себя партнеру по коммуникации. Этим вы сможете избежать непонимания, обид, невозможности решить какие-то общезначимые задачи.
3.Упражнение «Аплодисменты»
Цель: создание позитивного настроения, как залога доброжелательной коммуникации и завершения процесса игры.
Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты. Всем спасибо!
Библиографический список
Психология конфликта. Компендиум кейсов Учеб. Пособие / под ред. Т.И. Короткиной. – СПб.: СПбГУП, 2016. – 116 с.
Бережная Е.А., Никифорова А.В. Социально-психологический тренинг как способ профилактики конфликтов в трудовом коллективе // Проблемы социальной психологии и социальной работы: XVII Всероссийская Парыгинская научно-практическая конференция (с международным участием), 15 апреля 2022 г. — Санкт-Петербург : СПбГУП, 2022. С. 58-60.