12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Надежда Николаевна47
1

Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка «Учимся писать под диктовку»

Иванова Надежда Николаевна учитель русского языка,

руководитель методического объединения учителей русского языка

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья № 35»

города Череповца, Вологодской области Вологодская обл., г Череповец

 

Сборник методических разработок и педагогических идей

Раздел «Коррекционная педагогика»

Методические рекомендации по обучению детей с интеллектуальными нарушениями на уроках русского языка

 

«Учимся писать под диктовку»

 

Обучение письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями процесс трудоёмкий.

Учащиеся допускают при письме под диктовку большое количество ошибок.

Правильно научить ребёнка писать, можно благодаря использованию в образовательном процессе мнемотехнологии.

Коррекционный приём «Дружные пальчики», позволит научить детей акцентировать внимание на звуке, его месте в слове, улучшит работоспособность, позволяет вызвать интерес к родному слову.

Опираясь на конкретные представления и образы, дети научатся писать под диктовку правильно.

 

Важнейшая цель уроков русского языка в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями - формирование речи как средства общения, как способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения их адаптации после окончания школы.

Учителю русского языка необходимо научить детей не только осознавать речь других людей, но и самим выражать свои мысли (устно и письменно) понято для окружающих.

В связи с особенностями психофизического развития, индивидуальных возможностей обучение письменной речи детей с интеллектуальными нарушениями процесс трудоёмкий.

Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических ощущений приводит к затруднению адекватности ориентировки детей с интеллектуальными нарушениями в работе с текстом. При письме под диктовку они допускают в первую очередь ошибки фонематического характера: пропуски, замены, перестановки, вставки, искажение структуры слова.

 Данный приём  «Дружные пальчики» поможет развитию  таких психических процессов, как восприятие, внимание, память необходимые для правильной и последовательной передачи слова на письме.

На уроках русского языка мы часто используем пальчиковую гимнастику. Но одной из самых занимательных форм стал пальчиковый театр. Благодаря ему, можно научить детей акцентировать внимание на необходимом звуке, его месте в слове, развить пространственные представления, улучшить работоспособность.

p1589885133.jpg

Для этого на первом этапе детям предлагалось выбрать 1 фигурку с любимым сказочным героем и придумать про него забавную историю о том, как неинтересно жить одному. Для начала акцентировалось внимание на 1 пальчике (указательном). Герою предлагалось дать имя, состоящее из одного согласного звука. Так под руководством учителя появился герой М. На данном этапе мы тренируемся писать буквенные диктанты.

На втором этапе дети продолжили придумать истории про сказочных героев. Так включается в работу средний пальчик. Герою предлагается дать имя, состоящее из одного гласного звука. Так под руководством учителя появился герой А. Теперь интересные истории придумываем о дружбе и возможных спорах. Акцентируем внимание на 2 пальчиках (указательном и среднем). В процессе работы обращается внимание на порядок действий героев «Кто сначала сказал? Кто потом сказал? Герои могут меняться местами. Действующий пальчик во время речи должен совершать движения, привлекая внимание ребёнка и способствовать запоминанию последовательности событий. Данные 2 этапа совпадают с изучением раздела «Звуки и буквы». Мы тренируемся писать буквенные диктанты, обращая внимание на последовательность действий.

 

l1589885218.jpg

На третьем этапе дети продолжают сочинять истории о дружбе героев с именами М и А без использования фигурок. Акцентируем внимание на буквах. В процессе работы обращается внимание снова на порядок действий героев «Кто сначала сказал? Кто потом сказал? Герои могут меняться местами. Под руководством учителя подводим детей к продолжению истории о крепкой дружбе героев, про которых говорят «не разлей вода» и записываем, как их теперь зовут МА (АМ). Данные 3 этапа совпадают с изучением раздела «Состав слова». Мы тренируемся писать слоговые диктанты (прямые и обратные слоги).

На следующем этапе дети работают в парах, тройках. С ними обсуждается история о том, у кого сколько друзей. Затем даются готовые имена «дружным пальчикам» (МА, ША), (МА, ЛИ, НА) и предлагается соединить их  между собой в таком порядке, чтобы все им захлопали от удивления и восхищения. Так решая проблему в совместной деятельности учащиеся составляют слово «МАША», «МАЛИНА». Опираясь на пальчики, учащиеся в группе записывают слова по слогам. Каждый ребёнок включён в работу, проверяет последовательность действий, радуется совместному результату. Данный этап также совпадает с изучением раздела «Состав слова». Мы тренируемся писать под диктовку простые слова, состоящие из прямых и обратных слогов.

w1589885837.jpg

Далее вводиться новый герой «кулачок». Учитель рассказывает про него забавную историю. Этот герой жадный и никому не даёт свои игрушки, разговаривает со всеми грубо. Назовём его Р (произносят). Ситуация обсуждается, и дети подводятся к выводу, что такие герои просто не научились дружить. Давайте позовём героя Р к себе и покажем, как интересно жить вместе! Так в совместной деятельности составляют слог «маР». Мы тренируемся писать слоги закрытые и со стечением согласных.

x1589886091.jpg

Затем работаем в парах и добавляем «КО». Дети соединяют полученные слоги между собой. Учащиеся вновь могут убедиться, как интересно составлять слова. Акцентируем внимание на буквах. Данный этап совпадает с изучением раздела «Части речи». Мы тренируемся писать под диктовку слова, используя слоги закрытые и со стечением согласных. Предполагается плавный переход к записи слов без использования фигурок, о с опорой на пальчики.

f1589886116.jpg

Обучение детей письму слов с мягким и твёрдым знаками проводиться после того, как учащиеся уверенно научаться писать под диктовку простые слова. Далее по такому же принципу рассказывается или придумывается совместно история об очень улыбчивом герое (Ь). Обязательно ведётся работа над артикуляцией, обращается внимание на положение губ и ощущения. Затем записываются буквенные диктанты в сочетании с мягким знаком. Далее ведётся работа на уровне слога. И только потом составляются слова из 1 слога, из 2 слогов. Обучение письму слов с твёрдым знаком ведётся по тому же принципу, рассказывается история о герое, мечтающем стать военным и отрабатывающем командный голос (Ъ). Рядом стоящие согласные берут с него пример и произносятся также твёрдо и чётко.

Таким образом, опираясь на конкретные представления и образы, дети без больших затруднений могут научиться писать текст под диктовку правильно с опорой на пальчики.

Советую посмотреть!

 

x1589909760.jpg
​​​​​​​

Литература

Глухов В. П, Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. Изд.Секачёв В., 2013

Закон Ж.И., Моделирование в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста/ Из опыта работы Натальи Александровны Филатовой, – Биробиджан: ОблИУУ, 2008г

Лалаева Р. И. Нарушения устной речи и система их коррекция у умственно отсталых школьников. -Ленинград, 1988

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Любовь Павловна, 20.05.20 в 02:37 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.