Конспект урока математики в 6 классе на тему «Окружность и Круг»
Развитие креативного мышления учащихся на уроках математики
Тема: Окружность и Круг
1. Аннотация: актуальность- способность творчески мыслить и находить нестандартные решения,, цель- развитие творческих, креативных способностей учащихся на уроках математики.
Задачи- создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели, уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности.
.Возраст обучающихся: 6 класс..
Основная идея занятия- развитие творческих, креативных способностей учащихся на уроках математики.
Обоснование выбранной игры- творчески мыслить и находить нестандартные решения.
2. Творческое включение в урок, занятие:
Разминка: загадка
Суши маленький кусочек,
- Но бывает иногда.
Он большим, и даже очень,
А вокруг всегда вода.
Ответ :Остров
3.Содержательный блок
Сказка «ОКРУЖНОСТЬ И КРУГ»
Жили были двое друзей звали их Окружность и Круг. Окружность была похожа на обруч очень тоненький и легкий. А Круг был похож на арену в цирке или сцену. Дроби становились друг на друга, Числитель вставал на черту деления, которая лежала на голове у Знаменателей, забирались на свою арену, то есть Круг и кружили Окружность вместо обруча как в цирке. В этой стране было очень весело. Но однажды к ним в страну пришли войска Долей. Они хотели разрушить все, что они создали. Они поставили в Окружность Диаметры и Радиусы, да ещё и добавили Хорду. Обычно эти части ставили только ночью, а днем они были невидимыми и не мешали Дробям веселиться и крутить обручи. Но их веселье прекратилось. Однажды Мудрец Центр «О» круга и окружности сделал все как было. Но Доли на этом не успокоились и разделили окружность на дуги диаметром. Склеить эти дуги было не так легко. Нужно было наклеить одну точку диаметра на окружности и другую, склеить их, тогда диаметр днем становился невидимым. Но все таки Мудрец смог склеить дуги с помощью жидкости, которую поручили добыть Кругу. Круг справился с этой задачей. Тогда Долям ничего не оставалось делать, кроме как подружиться со всеми остальными. И все они были счастливы. Н.Селина
Вариатив: 4. Экспресс опрос.
Задание №1.Ответьте на вопросы:
Какую геометрическую фигуру ла похожа арена? (окружность)
Кто кружили Окружность вместо обруча как в цирке ? (круг)
2) Центр окружности ? (Мудрец Центр «О» )
3) «Доли» разделили окружность на дуги чем?
4) Кто поставили в Окружность Диаметры и Радиусы, да ещё и добавили Хорду? ( войско Долей)
4) Если отдохнуть и прогуляться по острову. Допустим Ваня находится на побережье и желает перейти от точки А до точки В. Каково кратчайшее расстояние от А до В? Как называется отрезок, по которому он будет идти? (хорда)
5) На какую геометрическую фигуру похож весь остров? (круг)
Задание №2. Достройте чертежи:
На листе показаны 3 окружности. Начертите три случая взаимного расположения прямой и окружности.
1) 1 общая точка
2) 2 общие точки
3) нет общих точек
Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации
Вариатив: Содержательная часть.
Практическая работа на тему «Нахождение центра окружности»
Задание №1. Прочитайте инструкцию и выполните задание.
1 вариант:
1) Согните лист бумаги, на котором начерчена окружность, чтобы окружность оказалась сложена точно пополам. Полученная линия сгиба будет одним из диаметров заданной окружности.
2) Затем лист можно согнуть в другом направлении, получив тем самым второй диаметр. Точка их пересечения и будет центром окружности.
2 вариант.
1) Для того чтобы найти центр окружности, надо сначала вписать её в квадрат. То есть все стороны четырехугольника должны касаться круга. Для этого проведите с помощью линейки четыре ровные прямые.
2) Теперь соедините по диагонали два противоположных угла. Следите за тем, чтобы линия разбивала угол квадрата на две равные части.
3) Соедините прямыми все 4 угла квадрата. Точка пересечения данных прямых и будет центром окружности
Подсказка.
Учитель:
- Приходилось ли вам наблюдать падение камня в воду?
- Посмотрите на ролик и скажите сколько окружностей появляется при падении камня?
Учитель: Гребни волн, расходящиеся по поверхности воды от общего центра, имеют форму окружностей.
- Что общего у этих окружностей?
- Впишите слово, обозначающее данные окружности
Окружности с одним центром называются концентрическими.
Резюме. Подведение итогов
1)Перед вами древнейшее изобретение человека - колесо. Обод колеса напоминает окружность, а спица колеса - радиус. Поэтому термин «радиус» произошёл от латинского - спица колеса.
2) Дома мы имеем круглую посуду. Многие украшения имеют
круглую форму. Овощи и фрукты также имеют круглую форму.
3) Также часто можно встретить окружность в архитектуре.
4) Круги на полях, которые создают посланцы иных миров, желая о чем-то предупредить землян. Они тоже выбрали круг!
5) А это просто волшебные круги, когда на них смотришь кажется, что они движутся, если смотреть на них несколько минут, то проходит головная боль.
6) Когда опускают в мыльный раствор приспособление в форме окружности, на него сразу же натягивается круг из плёнки. Можно получить шар, выдувая мыльные пузыри.
Учитель: Поверхность шара называется сферой. «Сфера» и «шар» произошли от греческого слова «мяч».
Отчеты учащихся по теме: демонстрация моделей окружности, круга, шара и сферы, сообщения о происхождении терминов
Ссылки на Интернет-ресурсы:
Развитие креативного мышления учащихся на уроках математики
Сайт ГАОУ РХ ДПО «ХакИРОиПК», вкладка «Функциональная грамотность», вкладка «Развитие креативного мышления»
11 инструментов развития креативности
https://lifehacker.ru/razvitie-kreativnosti/
D:\ZAKAZ\Буракова\Математика.p6 (nethouse.ru)
Траектория - капли - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1 (ngpedia.ru)