Развитие критического мышления как важное звено функциональной грамотности на уроках английского языка
Один из важнейших навыков 21 века - навык критического мышления. Если мы хотим помочь учащимся развивать не только четыре основных навыка на уроках английского языка – это чтение, письмо, говорение, аудирование, но и обратить внимание на развитие таких навыков, как креативность, работа в команде, критическое мышление.
Технология критического мышления предполагает равные партнерские отношения в процессе обучения. Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск.
Технология критического мышления дает учителю: умение создать в классе атмосферу открытости и равноправного сотрудничества; возможность использовать модель обучения и систему эффективных приемов, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения; стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность; стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Использование на уроках такого приема как See- Think -Wonder, помогает закрепить слова раздела или текущего урока, развивает коммуникативные навыки.
Этот метод можно использовать на любой стадии урока. Учащиеся делятся на группы из двух человек и обсуждают картинку, отвечая на вопрос:
What do I see? (Что я вижу?) What do I think? (Что я думаю?) What does it make me wonder? (О чем заставляет эта картинка меня задуматься?)
Этот прием помогает развивать речевые навыки учащихся с использованием лексики определенного раздела, а также заставляет найти пути решения проблемы.
Прием See -Think -Wonder можно использовать на всех этапах обучения. В начальной школе можно начинать с этапа I see, и дальше дополнять остальными фразами.
Эта технология обучения помогает развивать наблюдательность у учащихся, развивает критическое мышление, позволяет высказывать свои мысли вслух, что является эффективным при обучении английскому языку.
Следующий метод - «The Picture-Word Inductive Model» (PWIM)-(Картинка-Слово). Этот метод относится к индуктивной системе обучения, то есть это практический метод обучения, предусматривающий такое ознакомление учащихся с учебным материалом, при котором в результате наблюдения над фактами языка учащиеся подводятся к обобщениям и выводам.
Этот прием предусматривает работу с картинкой, на которой изображены знакомые учащимся предметы. Работа идет с группой слов, которые можно разбивать на определенные категории. Класс делится на группы из двух или четырех человек. Учащимся предлагаются следующий вид работы:
-подписать предметы, людей
-объединить слова в группы (у учащихся могут быть разные группы)
-дополнить группы другими словами (4-5 слов)
-заполнить пропуски
-составить предложения с использованием лексики
-составить небольшой связный текст
Прием (PWIM) помогает развивать коммуникативные навыки, нацеленные на составление речевого сообщения в письменной форме, формированию умения выражать мысли в письменной форме, развивая графические и орфографические навыки.
Не менее интересный метод на развитие критического мышления - метод Паулу Фрейре. Паулу Фрейре - известный бразильский психолог, который разработал свой собственный подход к обучению бразильцев.
Один из этих приемов можно применить при обучении английского языка. Это прием работы с тем материалом, который вызывает у учеников наибольший эмоциональный отклик. Учащиеся увлекаются этой проблемой, что способствует их большей мотивации к запоминанию слов, большей вовлеченности в процесс обучения.
Здесь также идет работа с картинкой.
1.Учитель показывает картинку, иллюстрирующую проблему.
2. Ученики описывают и рассказывают, сталкиваются ли они с этой проблемой.
3. Ученики размышляют над возможными путями решения проблемы.
Этот метод хорошо подойдет для старшей ступени обучения, когда учащиеся могут свободно составлять высказывания. Можно дополнить представленную картинку недостающей лексикой, небольшими грамматическими конструкциями.
Следующий прием, который называется «Лови ошибку». Это универсальный приём, активизирующий внимание учащихся, формирует: умение анализировать и применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.
Прием «Лови ошибку» может использоваться в работе по группам, по парам и в индивидуальной работе на разных этапах урока и на разной стадии обучения: в начале – при устных упражнениях или при повторении; в середине урока – при закреплении материала, на стадии осмысления; в конце урока – при подведении итогов, на стадии рефлексии. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются.
Метод критического мышления What if …? projects. Это проект, который основан на том, чтобы придумать альтернативный вариант концовки какого-либо известного рассказа, фильма или истории. Важно не выдумать оригинальный финал, а опираясь на факты создать историю, опираясь на имеющиеся факты. Не опираться на креативность, а развивать критическое мышление. Такой прием подходит для использования в старших классах, где уровень владения языком у учащихся более высокий.
Рассмотренные методы развития критического мышления на уроках английского языка позволяют сделать работу на уроках более эффективной, интересной и творческой, а главное – результативной.
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникацию, динамизм – все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Таким образом, использование этих технологии позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личности.
1. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011,223с.
2. Чижаковская Я.И. Использование технологии критического мышления на уроках английского языка/ Я.И.Чижаковская // Иностранные языки в школе. – 2018.- № 12
Полянская Оксана Николаевна