Развитие личностного потенциала младших школьников средствами медиапедагогики
Развитие личностного потенциала младших школьников средствами медиапедагогики
Актуальность темы исследования определяется необходимостью всестороннего развития личностного потенциала младших школьников, являющегося ключевым фактором их успешной самореализации в условиях современного общества, характеризующегося динамичными изменениями и высокими требованиями как со стороны образовательной системы, так и со стороны социального окружения. Личностный потенциал, который включает в себя такие качества как самоорганизация, коммуникабельность, креативность и эмоциональный интеллект, играет ключевую роль в подготовке детей к взаимодействию с окружающим миром, к решению различных жизненных задач.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) , развитие личностного потенциала младших школьников рассматривается как один из ключевых результатов освоения основной образовательной программы. Стандарт подчёркивает важность формирования у обучающихся личностных качеств, таких как мотивация к учению и саморазвитию, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции и способность к саморегуляции, что обеспечивает основу для гармоничного становления и успешной адаптации личности в современном обществе.
Развитие личностного потенциала младших школьников требует постоянного поиска и внедрения новых инновационных технологий, способных эффективно поддерживать и стимулировать всестороннее становление личности ребёнка. Традиционные методы обучения уже не всегда обеспечивают необходимые условия для раскрытия личностного потенциала обучающихся, что обуславливает необходимость интеграции инновационных подходов и технологий в образовательный процесс. Одним из наиболее эффективных направлений инновационной педагогики является медиапедагогика, которая использует современные медиа-ресурсы и цифровые технологии. Средства медиапедагогики являются эффективным инструментом развития личностного потенциала младших школьников, поскольку они создают интерактивную и визуально насыщенную образовательную среду, способствующую активному вовлечению ребёнка в учебный процесс.
Использование мультимедийных технологий стимулирует развитие ключевых компонентов личностного потенциала младших школьников, таких как эмоционально-волевой потенциал, включающий способность к саморегуляции, волевым усилиям и управлению эмоциональными состояниями; мотивационно-ценностный потенциал, формирующий систему целей, ценностей и нравственных ориентиров; коммуникативный потенциал, обеспечивающий успешность взаимодействия и развитие навыков общения; а также творческий потенциал, проявляющийся в способности к нестандартному и продуктивному решению задач. Таким образом, медиапедагогика способствует комплексному развитию личностных качеств, необходимых для развития гармоничной личности младшего школьника
В настоящее время вопросу развития личностного потенциала младших школьников посвящены многочисленные научные исследования по педагогике.
В психолого-педагогической литературе термин «личностный потенциал» рассматривается как междисциплинарная категория, отражающая внутренние возможности и ресурсы личности, которые могут быть реализованы в процессе жизнедеятельности и обучения. Для понимания сущности данного понятия необходимо обратиться к его трактовке в справочных изданиях (как педагогических, так и психологических словарях), а также в научных трудах отечественных учёных-педагогов, учёных-психологов и современных исследователей.
В педагогических словарях и энциклопедиях термин «потенциал» обычно связывается с возможностями личности, которые могут быть раскрыты и реализованы в процессе обучения и воспитания. А.И. Воротникова, Т.Л. Кремиева трактуют данное понятие как «совокупность внутренних возможностей личности, которые определяют её способность к развитию, самореализации и успешному освоению новых видов деятельности» [17, с. 63]; О.Б. Даутова, Н.А. Вершинина, М.Г. Ермолаева – «систему личностных качеств и ресурсов, обеспечивающих успешное развитие и адаптацию ребёнка в образовательной среде» [61, с. 173]; В.И. Загвязинский и А.Ф. Закирова − «внутренний резерв личности, включающий способности, склонности, интересы и мотивацию, которые могут быть реализованы в процессе обучения и воспитания» [60, с. 289]. Таким образом, термин «личностный потенциал» в справочных изданиях по педагогике представляет трактуется как совокупность внутренних ресурсов и возможностей личности, которые обеспечивают её развитие, самореализацию и успешное овладение новыми знаниями и навыками в процессе обучения и воспитания.
А.В. Хуторской в своих трудах также акцентирует внимание на личностном потенциале как на динамическом ресурсе, включающем способности, мотивацию и внутренние установки, которые обеспечивают развитие и самореализацию личности в образовательной деятельности [81]. Он рассматривает личностный потенциал как основу формирования профессиональной и социальной компетентности, а также как фактор успешной адаптации и личностного роста.
В.В. Давыдов рассматривает личностный потенциал как совокупность внутренних возможностей, обеспечивающих развитие сознания, мышления и активности младшего школьника [25]. По его мнению, раскрытие личностного потенциала ребёнка возможно через организацию развивающего обучения, которое стимулирует познавательную активность и самостоятельность личности.
Таким образом, в научных трудах ведущих педагогов личностный потенциал трактуется как комплекс внутренних ресурсов личности − способностей, мотиваций, социальных и психологических качеств - которые раскрываются и развиваются в процессе воспитания, социализации и обучения, обеспечивая успешное личностное и профессиональное становление.
В психологических словарях термин «личностный потенциал» определяется как интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей индивидуума, которая отражает её способность сохранять устойчивость внутренних критериев и ориентиров в жизнедеятельности, а также адаптироваться к изменениям внешних условий. В.И. Берлов трактует исследуемое понятие как «интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективности деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [10, с. 190]; П.С. Гуревич − «систему психологических характеристик, благодаря которым человек может успешно решать повседневные задачи, не поддаваясь лишь внутренним желаниям или внешнему давлению» [23, с. 422]; В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь − «способность личности к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь − способность к развитию» [84, с. 503]. Таким образом, термин «личностный потенциал» в справочных изданиях по психологии представляет собой интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, которая отражает её способность сохранять устойчивость внутренних критериев и ориентиров в жизнедеятельности, а также адаптироваться к изменениям внешних условий.
В научных трудах известных учёных-психологов Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева понятие «личностный потенциал» раскрывается через призму развития высших психических функций, саморегуляции и личностной зрелости.
Л.С. Выготский рассматривал личность как интегральную высшую психическую функцию, основным свойством которой является произвольность, то есть способность человека сознательно управлять своими психическими процессами и поведением. В его теории высших психических функций ключевую роль играет опосредование психической деятельности с помощью знаков и символов, прежде всего языка, который является инструментом формирования сознания и саморегуляции личности . По Выготскому, высшие психические функции − такие как произвольное внимание, логическая память, мышление, воображение и речь − отличаются от врождённых (натуральных) тем, что человек может осознанно ими управлять, что обеспечивает возможность контролировать и направлять своё поведение. Данный процесс формирования высших психических функций происходит через культурно-историческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми, где внешние действия и реакции постепенно интериоризируются и становятся внутренними психическими процессами. В этом контексте личностный потенциал можно понимать как уровень развития высших психических функций, который определяет способность личности действовать осознанно, целенаправленно и самостоятельно. Чем выше степень развития этих функций, тем более человек способен контролировать свои реакции, регулировать поведение и принимать осознанные решения, что и составляет основу личностного потенциала. Таким образом, личностный потенциал в трактовке Л.С. Выготского − это не врождённое качество, а результат культурно-исторического развития психики, обеспечивающий становление личности как субъекта сознательной деятельности и саморегуляции.
Таким образом, личностный потенциал в контексте психологии представляет собой комплексную и динамическую систему внутренних ресурсов личности, включающую высшие психические функции, мотивационные, когнитивные и эмоциональные компоненты, которые обеспечивают её способность к саморегуляции, самодетерминации, устойчивости и эффективному развитию в изменяющихся социальных и культурных условиях.
В контексте деятельностного методологического подхода личностный потенциал младших школьников рассматривается как сложный и многоуровневый феномен, который включает в следующие компоненты:
Когнитивно-познавательный компонент − уровень развития интеллектуальных процессов младшего школьника, включающий способности к восприятию, переработке, усвоению и применению знаний в различных видах деятельности [38, с. 214], что обеспечивает эффективное познавательное функционирование и адаптацию к учебным требованиям. Данный компонент соответствует требованиям ФГОС НОО к формированию универсальных учебных действий (УУД), в частности познавательных УУД, которые включают умение воспринимать, осмысливать и применять знания в различных учебных и жизненных ситуациях, обеспечивая тем самым адаптацию.
Эмоционально-волевой компонент − совокупность личностных качеств, обеспечивающих способность ребёнка к эмоциональной саморегуляции, проявлению волевых усилий и устойчивости при преодолении трудностей и стрессовых ситуаций [72, с. 80], что способствует сохранению психологической устойчивости и целенаправленности поведения. Данный компонент находит отражение в личностных УУД, которые предполагают развитие у младших школьников эмоциональной устойчивости, волевых качеств, способности к саморегуляции и преодолению трудностей, что способствует формированию целенаправленного и ответственное поведения.
Мотивационно-ценностный компонент − сформированная система внутренних мотивов, целей и ценностных ориентаций младшего школьника, которая направляет его поведение и деятельность, стимулирует внутреннюю активность и способствует осознанному стремлению к личностному развитию и самореализации. Данный компонент представлен в требованиях ФГОС НОО к формированию ценностных ориентиров и мотивационной сферы учащихся, направленных на осознанное принятие целей обучения, развитие внутренней мотивации к познанию и личностному росту [5, с. 285].
Деятельностный компонент − комплекс умений и навыков, обеспечивающих эффективное взаимодействие ребёнка с окружающими, развитие способности к сотрудничеству, социальному взаимодействию и адаптации в различных коммуникативных ситуациях, что является основой успешной социализации. Данный компонент через находит отражение в регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД [33, с. 314].
Таким образом, педагогическая категория «личностный потенциал младшего школьника» в контексте деятельностного подхода определяется как интегративное образование, формирующееся в процессе активной деятельности ребёнка и включающее взаимосвязанные когнитивные, эмоционально-волевые, мотивационно-ценностные и деятельностные компоненты. Этот подход подчёркивает, что через самостоятельную и целенаправленную деятельность младший школьник становится субъектом собственного развития, осваивает способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества, необходимые для успешной социализации и дальнейшего образования.