Развитие личностного потенциала младших школьников средствами медиапедагогики

0
0
Материал опубликован 30 July

Развитие личностного потенциала младших школьников средствами медиапедагогики

Актуальность темы исследования определяется необходимостью всестороннего развития личностного потенциала младших школьников, являющегося ключевым фактором их успешной самореализации в условиях современного общества, характеризующегося динамичными изменениями и высокими требованиями как со стороны образовательной системы, так и со стороны социального окружения. Личностный потенциал, который включает в себя такие качества как самоорганизация, коммуникабельность, креативность и эмоциональный интеллект, играет ключевую роль в подготовке детей к взаимодействию с окружающим миром, к решению различных жизненных задач.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) , развитие личностного потенциала младших школьников рассматривается как один из ключевых результатов освоения основной образовательной программы. Стандарт подчёркивает важность формирования у обучающихся личностных качеств, таких как мотивация к учению и саморазвитию, ценностно-смысловые установки, социальные компетенции и способность к саморегуляции, что обеспечивает основу для гармоничного становления и успешной адаптации личности в современном обществе.

Развитие личностного потенциала младших школьников требует постоянного поиска и внедрения новых инновационных технологий, способных эффективно поддерживать и стимулировать всестороннее становление личности ребёнка. Традиционные методы обучения уже не всегда обеспечивают необходимые условия для раскрытия личностного потенциала обучающихся, что обуславливает необходимость интеграции инновационных подходов и технологий в образовательный процесс. Одним из наиболее эффективных направлений инновационной педагогики является медиапедагогика, которая использует современные медиа-ресурсы и цифровые технологии. Средства медиапедагогики являются эффективным инструментом развития личностного потенциала младших школьников, поскольку они создают интерактивную и визуально насыщенную образовательную среду, способствующую активному вовлечению ребёнка в учебный процесс.

Использование мультимедийных технологий стимулирует развитие ключевых компонентов личностного потенциала младших школьников, таких как эмоционально-волевой потенциал, включающий способность к саморегуляции, волевым усилиям и управлению эмоциональными состояниями; мотивационно-ценностный потенциал, формирующий систему целей, ценностей и нравственных ориентиров; коммуникативный потенциал, обеспечивающий успешность взаимодействия и развитие навыков общения; а также творческий потенциал, проявляющийся в способности к нестандартному и продуктивному решению задач. Таким образом, медиапедагогика способствует комплексному развитию личностных качеств, необходимых для развития гармоничной личности младшего школьника

В настоящее время вопросу развития личностного потенциала младших школьников посвящены многочисленные научные исследования по педагогике.

В психолого-педагогической литературе термин «личностный потенциал» рассматривается как междисциплинарная категория, отражающая внутренние возможности и ресурсы личности, которые могут быть реализованы в процессе жизнедеятельности и обучения. Для понимания сущности данного понятия необходимо обратиться к его трактовке в справочных изданиях ак педагогических, так и психологических словарях), а также в научных трудах отечественных учёных-педагогов, учёных-психологов и современных исследователей.

В педагогических словарях и энциклопедиях термин «потенциал» обычно связывается с возможностями личности, которые могут быть раскрыты и реализованы в процессе обучения и воспитания. А.И. Воротникова, Т.Л. Кремиева трактуют данное понятие как «совокупность внутренних возможностей личности, которые определяют её способность к развитию, самореализации и успешному освоению новых видов деятельности» [17, с. 63]; О.Б. Даутова, Н.А. Вершинина, М.Г. Ермолаева – «систему личностных качеств и ресурсов, обеспечивающих успешное развитие и адаптацию ребёнка в образовательной среде» [61, с. 173]; В.И. Загвязинский и А.Ф. Закирова − «внутренний резерв личности, включающий способности, склонности, интересы и мотивацию, которые могут быть реализованы в процессе обучения и воспитания» [60, с. 289]. Таким образом, термин «личностный потенциал» в справочных изданиях по педагогике представляет трактуется как совокупность внутренних ресурсов и возможностей личности, которые обеспечивают её развитие, самореализацию и успешное овладение новыми знаниями и навыками в процессе обучения и воспитания.

А.В. Мудрик в своих научных работах рассматривает личностный потенциал как совокупность внутренних возможностей и ресурсов личности, которые проявляются и развиваются в процессе социализации и воспитания . Он подчёркивает важность педагогического подхода к личности, акцентируя внимание на роли общения и социального воспитания в раскрытии и реализации личностного потенциала учащихся. В частности, учёный рассматривает развитие личности как процесс реализации имманентных задатков и свойств человека во взаимодействии с окружающей средой, что напрямую связано с раскрытием личностного потенциала.

А.В. Хуторской в своих трудах также акцентирует внимание на личностном потенциале как на динамическом ресурсе, включающем способности, мотивацию и внутренние установки, которые обеспечивают развитие и самореализацию личности в образовательной деятельности [81]. Он рассматривает личностный потенциал как основу формирования профессиональной и социальной компетентности, а также как фактор успешной адаптации и личностного роста.

В.В. Давыдов рассматривает личностный потенциал как совокупность внутренних возможностей, обеспечивающих развитие сознания, мышления и активности младшего школьника [25]. По его мнению, раскрытие личностного потенциала ребёнка возможно через организацию развивающего обучения, которое стимулирует познавательную активность и самостоятельность личности.

Таким образом, в научных трудах ведущих педагогов личностный потенциал трактуется как комплекс внутренних ресурсов личности способностей, мотиваций, социальных и психологических качеств - которые раскрываются и развиваются в процессе воспитания, социализации и обучения, обеспечивая успешное личностное и профессиональное становление.

В психологических словарях термин «личностный потенциал» определяется как интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей индивидуума, которая отражает её способность сохранять устойчивость внутренних критериев и ориентиров в жизнедеятельности, а также адаптироваться к изменениям внешних условий. В.И. Берлов трактует исследуемое понятие как «интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективности деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий» [10, с. 190]; П.С. Гуревич − «систему психологических характеристик, благодаря которым человек может успешно решать повседневные задачи, не поддаваясь лишь внутренним желаниям или внешнему давлению» [23, с. 422]; В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь − «способность личности к умножению своих внутренних возможностей, в первую очередь − способность к развитию» [84, с. 503]. Таким образом, термин «личностный потенциал» в справочных изданиях по психологии представляет собой интегральную системную характеристику индивидуально-психологических особенностей личности, которая отражает её способность сохранять устойчивость внутренних критериев и ориентиров в жизнедеятельности, а также адаптироваться к изменениям внешних условий.

В научных трудах известных учёных-психологов Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева понятие «личностный потенциал» раскрывается через призму развития высших психических функций, саморегуляции и личностной зрелости.

Л.С. Выготский рассматривал личность как интегральную высшую психическую функцию, основным свойством которой является произвольность, то есть способность человека сознательно управлять своими психическими процессами и поведением. В его теории высших психических функций ключевую роль играет опосредование психической деятельности с помощью знаков и символов, прежде всего языка, который является инструментом формирования сознания и саморегуляции личности . По Выготскому, высшие психические функции − такие как произвольное внимание, логическая память, мышление, воображение и речь отличаются от врождённых (натуральных) тем, что человек может осознанно ими управлять, что обеспечивает возможность контролировать и направлять своё поведение. Данный процесс формирования высших психических функций происходит через культурно-историческое взаимодействие с окружающей средой и другими людьми, где внешние действия и реакции постепенно интериоризируются и становятся внутренними психическими процессами. В этом контексте личностный потенциал можно понимать как уровень развития высших психических функций, который определяет способность личности действовать осознанно, целенаправленно и самостоятельно. Чем выше степень развития этих функций, тем более человек способен контролировать свои реакции, регулировать поведение и принимать осознанные решения, что и составляет основу личностного потенциала. Таким образом, личностный потенциал в трактовке Л.С. Выготского это не врождённое качество, а результат культурно-исторического развития психики, обеспечивающий становление личности как субъекта сознательной деятельности и саморегуляции.

Таким образом, личностный потенциал в контексте психологии представляет собой комплексную и динамическую систему внутренних ресурсов личности, включающую высшие психические функции, мотивационные, когнитивные и эмоциональные компоненты, которые обеспечивают её способность к саморегуляции, самодетерминации, устойчивости и эффективному развитию в изменяющихся социальных и культурных условиях.

В современных исследованиях, посвящённых развитию личностного потенциала младших школьников, отсутствует единообразное определение рассматриваемого понятия, что обусловлено его междисциплинарным характером. В его характеристике авторы опираются на деятельностный аксиологический и компетентностный подходы.

Деятельностный подход акцентирует внимание на том, что личностный потенциал формируется и развивается в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. В акте деятельности, будь то учебная, игровая или творческая, дети не только применяют свои знания и умения, но и развивают личностные качества, такие как инициативность, ответственность и способность к сотрудничеству. Исследователи подчёркивают, что именно через практическую деятельность младшие школьники могут осознавать свои способности и границы, что способствует их личностному росту и самореализации.

В контексте деятельностного методологического подхода личностный потенциал младших школьников рассматривается как сложный и многоуровневый феномен, который включает в следующие компоненты:

  • Когнитивно-познавательный компонент уровень развития интеллектуальных процессов младшего школьника, включающий способности к восприятию, переработке, усвоению и применению знаний в различных видах деятельности [38, с. 214], что обеспечивает эффективное познавательное функционирование и адаптацию к учебным требованиям. Данный компонент соответствует требованиям ФГОС НОО к формированию универсальных учебных действий (УУД), в частности познавательных УУД, которые включают умение воспринимать, осмысливать и применять знания в различных учебных и жизненных ситуациях, обеспечивая тем самым адаптацию.

  • Эмоционально-волевой компонент совокупность личностных качеств, обеспечивающих способность ребёнка к эмоциональной саморегуляции, проявлению волевых усилий и устойчивости при преодолении трудностей и стрессовых ситуаций [72, с. 80], что способствует сохранению психологической устойчивости и целенаправленности поведения. Данный компонент находит отражение в личностных УУД, которые предполагают развитие у младших школьников эмоциональной устойчивости, волевых качеств, способности к саморегуляции и преодолению трудностей, что способствует формированию целенаправленного и ответственное поведения.

  • Мотивационно-ценностный компонент сформированная система внутренних мотивов, целей и ценностных ориентаций младшего школьника, которая направляет его поведение и деятельность, стимулирует внутреннюю активность и способствует осознанному стремлению к личностному развитию и самореализации. Данный компонент представлен в требованиях ФГОС НОО к формированию ценностных ориентиров и мотивационной сферы учащихся, направленных на осознанное принятие целей обучения, развитие внутренней мотивации к познанию и личностному росту [5, с. 285].

  • Деятельностный компонент комплекс умений и навыков, обеспечивающих эффективное взаимодействие ребёнка с окружающими, развитие способности к сотрудничеству, социальному взаимодействию и адаптации в различных коммуникативных ситуациях, что является основой успешной социализации. Данный компонент через находит отражение в регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД  [33, с. 314].

Таким образом, педагогическая категория «личностный потенциал младшего школьника» в контексте деятельностного подхода определяется как интегративное образование, формирующееся в процессе активной деятельности ребёнка и включающее взаимосвязанные когнитивные, эмоционально-волевые, мотивационно-ценностные и деятельностные компоненты. Этот подход подчёркивает, что через самостоятельную и целенаправленную деятельность младший школьник становится субъектом собственного развития, осваивает способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества, необходимые для успешной социализации и дальнейшего образования.

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.