12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Щеглак Анжела Анатольевна25

Развитие мышления в раннем детстве

В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет их признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. Предметная деятельность через освоение ребенком соотносящих и орудийных действий создает возможности для того, чтобы малыш перешел от использования готовых связей и отношений к их установлению. То есть возникает наглядно-действенное мышление. Освоение класса соотносящих действий предполагает умение анализировать признаки и сравнивать объекты по выделенному признаку. Интенсивное развитие соотносящих действий происходит у ребенка в играх с дидактическими игрушками. Действия с такими игрушками всегда предполагают решение умственной задачи, когда нужно добиться результата. Если младенец просто нанизывает колечки на штырь, то ребенок в раннем детстве собирает пирамидку в соответствии с величиной колец, стремясь получить правильный результат. Способ его достижения взрослый фиксирует в сознании малыша и учит его действовать не путем многочисленных проб, а примеривая части объектов друг к другу, что повышает качество решения задачи.

Приведем протокол наблюдения за Оксаной Д. (2 года 2 мес).

Воспитатель: Оксана, собери пирамидку (раскладывает кольца перед девочкой).Оксана берет самое большое кольцо, надевает на штырь, берет второе по величине, прикладывает его к самому маленькому и надевает на штырь. Обращается ко взрослому: «Вот как!» Выбирает самое большое из оставшихся колец и надевает на штырь, затем кольцо поменьше и самое маленькое. Закрепляет верхушку. Обращается ко взрослому: «Все!».

Орудийные действия протекают на основе установления отношения «ребенок-орудие-цель» и предполагают воздействие на один предмет с помощью другого: достать палкой мячик из-под стола, сачком игрушку из таза с водой. Для орудийных действий характерно то, что ребенок должен проанализировать не только признаки или свойства предметов, но и условия, в которых решается задача: мяч закатился так далеко, что короткой палкой его не достать, поэтому надо взять палку подлиннее. Орудийные действия разнообразны. Орудиями могут выступать не только предметы, специально для этого предназначенные (ложкой едят, ведром носят воду, с помощью формочек «пекут пирожки»), но и полифункциональные (палка). Встречаясь с проблемой, например, достать игрушку, ребенок начинает с того, что просто ориентируется в новой ситуации. Затем он пытается достать игрушку рукой. Через некоторое время внимание малыша направляется на орудие, находящееся рядом. Малыш манипулирует с ним, обнаруживает возможность его целевого применения. Например, действуя с палочкой, он случайно задевает игрушку и приближает ее. Заметив полученный результат, он повторяет найденный способ воздействия на предмет-цель. Решающим моментом в овладении орудийным действием является переключение с цели на средство ее достижения. Меняется отношение малыша к орудию: ребенок узнает, что определенными действиями с помощью орудия можно вызвать желаемый результат. У ребенка появляются зачатки понимания причинно-следственной связи, состоящей в том, что действие, осуществляемое с помощью орудия, приводит к перемещению другого предмета. То есть с помощью одного предмета можно воздействовать на другой.

Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлеченность проявляется в том, что в орудии ребенок выделяет без учета других только его главный признак, который позволяет использовать его соответствующим образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейку, ручку, швабру, карандаш. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач. Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке. Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.

Накопление опыта практических предметных действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом; сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать коробку из-под шкафа. Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимом для решения задачи орудии. А значит, складываются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.

В мышление ребенка достаточно рано включается речь. На втором году жизни взрослый не только комментирует действия с орудием, но и фиксирует в сознании ребенка результат действия, ставит перед малышом проблемы. Все это придает мышлению известную целенаправленность и организованность. Под влиянием речи взрослых малыш быстрее переходит от случайных проб к результативным действиям. Овладение ребенком собственной активной речью значительно перестраивает процесс его мышления. У малыша возникают первые вопросы, направленные на установление скрытых связей и отношений, когда ребенок сталкивается с какими-то трудностями: почему машина не едет (сломалось колесо), почему карандаши рассыпаются (коробка прохудилась). Вопросы свидетельствуют о том, что появляются некоторые представления о причинно-следственных связях. Более того, оформление вопроса в речи перестраивает весь процесс решения задачи, потому что теперь действия, приобретая осмысленный, разумный характер, подчиняются цели. Последняя состоит в том, чтобы найти ответ на вопрос. Постановке вопроса помогает на первых порах взрослый. Совместная постановка вопроса начинает предварять практическое решение задачи: «Что поломалось? Что мешает?» Таким образом, мышление приобретает элементы планируемости и критичности, которые получают дальнейшее развитие в дошкольном возрасте. Постановка вопросов говорит о том, что малыш чувствителен к противоречиям, которые связаны с его Практической деятельностью: например, хочет прокатить машину, а она не едет.

В возрасте 1-3 лет начинают складываться мыслительные операции.

Формирование интеллектуальных операций в раннем детстве, как подчеркивал Д.Б.Эльконин, главным образом происходит при овладении орудийными действиями, поскольку, вопервых, они более определенны и постоянны, в отличие от других действий и, следовательно, легче выделяются и фиксируются. Во-вторых, в них гораздо ярче выражена связь орудия с предметами, на которые направлено его действие, следовательно, они создают более благоприятные условия для ориентировки ребенка на эту связь. В процессе формирования предметных действий, в основном орудийных, ребенок выделяет в предметах наиболее общие и постоянные признаки, на основе чего складываются обобщения.

Исследование Н.Х.Швачкина позволило сделать вывод о том, что быстрое абстрагирование от случайных признаков объектов происходит только в том случае, если дети применяют предметы как орудия в своей деятельности, одновременно усваивая их названия и назначение. Формирование предметных действий у ребенка заменяет значение употребляемых им слов, которое способствует развитию обобщений в том случае, если слово, ранее служившее лишь именем предмета, выражает общее понятие о нем. Сначала предметы группируются детьми по наиболее ярким признакам, чаще всего по цвету. Ребенок еще не владеет предметными действиями и производит наглядные обобщения. В дальнейшем, на основе предметных действий, малыш выделяет отдельные предметы, объединяя зрительные и осязательные признаки в единый образ. При этом ребенок не выделяет основные, устойчивые признаки от вторичных, изменчивых. И лишь затем начинают формироваться общие понятия, когда ребенок выделяет из всех признаков сопоставимых предметов наиболее существенные и постоянные.

Элементарные мыслительные операции выступают в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша и, находя в предметах общее, он испытывает радость. Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. Так, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На 2-3-м году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине.

Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с освоением речи. К концу раннего детства возникает знаково-символическая функция сознания. Ребенок начинает осваивать операцию замещения, состоящую в том, что один предмет может быть использован как заместитель другого. Предпосылкой возникновения знаковой функции является овладение предметными действиями и последующее отделение действия от предмета. Если ребенок «ест» с помощью палочки, это уже не процесс приема пищи, а его обозначение. Когда действие начинает выполняться с предметом, который ему не соответствует, или без предмета, оно теряет свое практическое значение и превращается в обозначение реального действия. Особенности развития мышления в раннем детстве:

- мышление возникает и функционирует в предметной деятельности;

- освоение предметных действий подводит ребенка к самостоятельному становлению некоторых связей между целым и частью или двумя предметами;

- ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления;

- включение речи в процесс решения малышом мыслительной задачи организует его, придавая целенаправленность;

- у ребенка появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение, формируемые при освоении предметных, главным образом орудийных, действий;

- представление о результате и условиях действий говорит о зарождении наглядно-образного мышления у дошкольника.

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка.  Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор , пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать  именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.​​​​​​​

«Разгоняем» мозг. Как работают методики развития интеллекта

Прочитать книгу за полчаса, сложить в уме пятизначные числа, за вечер выучить сотни иностранных слов – все это не способности сверхлюдей, а результаты особых техник развития интеллекта, которые знали наши предки. Каждый ли может им обучиться?

Понятие интеллекта. Что такое интеллект?

Задумывались ли вы когда-нибудь, что же это такое за «понятие интеллекта», или же вы считаете, что он присущ только редким талантливым людям, или вообще только гениям? И как можно измерить, понять, какой у каждого конкретного человека интеллект. Скажу сразу, однозначных ответов на этот вопрос нет до сих пор. Единого общепринятого определения интеллекта в научном мире тоже нет. Почему? Все потому, что интеллект столь многогранное и сложное понятие, что описать его, заключить в какие-то рамки определенной фразы очень сложно. Тем не менее, я попробую донести суть этого понятия для вас.

Понятие интеллекта. Что такое интеллект?

В самом общем случае интеллект – это способность приобретать, перерабатывать, воспроизводить и использовать знания осмысленным образом. Мы с вами подвергаемся воздействию огромного количества потоков информации, как по способу восприятия (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой), так и по информационному содержанию.

Мы каждый день видим тысячи образов: предметы, люди, обстановка, природа, объекты; мы общаемся и воспринимаем чувства и мысли другого человека, мы раздумываем о своих делах. Бесчисленные потоки информации поступают к нам. И мы каким-то образом ее перерабатываем, отсеиваем ненужное, выделяем главное, анализируем, делаем выводы, запоминаем и делаем многое-многое другое.

Согласитесь, не всегда это получается хорошо, не всегда мы достигаем нужных и желанных решений. Не всегда придумываем важные и ценные для себя выводы, не все из нас быстро и четко могут выполнять эти умственные операции. Кроме того, мы по-разному используем всю полученную информацию. Кто-то с успехом применяет ее на практике и получает выгодные результаты, кто-то не может извлечь из обилия своих знаний хоть что-то практическое. Все эти различия и составляют суть наших самых общих способностей – интеллектуальных.

Понятие интеллекта неразрывно связано со взаимодействием, развитием и принятием решений. Интеллект проявляется там, где что-то с чем-то или кем-то взаимодействует (люди с людьми, люди с техникой, люди с цифрами или компьютерами), где идет развитие или преобразование (человек строит дом, трениует какие-то свои навыки) и самое важное, где человек принимает решения.

Как связаны принятие решений и понятие интеллекта

Принятие решений и интеллект не отделимы друг от друга. Везде, где необходимо принимать решения, присутствует интеллект. А там, где нет принятия решений, нет интеллекта.

Если Вы на автомате ведете машину по знакомой дороге, то интеллект практически не задействован. Но там, где дорога сложная, нова, где нужно умело маневрировать, Вы постоянно принимаете решения, как двигаться, оцениваете ситуацию, выбираете лучший путь. Это и есть проявления интеллекта.

Решаем ли мы математическую задачу, обустраиваем ли домашнее пространство, выбираем ли школу для ребенка, руководим группой людей — мы всегда в этих действиях принимаем мелкие и крупные решения.

Сам интеллект реализуется и воплощается во множестве других способностей:

Обучение

Познание

Логическое мышление

Систематизация знаний

Анализ и синтез

Применение знаний

Нахождение связей и ассоциаций

Мышление

Планирование

Решение проблем

Понимание

Как вы видите, однозначно ответить на вопрос «Что такое интеллект» сложно, понятие интеллекта не совсем точно описывает его многообразную сущность. И еще одна существенная сложность связана с тем, что до сих пор интеллект воспринимался по большей части как математическо-логические способности. Но это далеко от истины.

Интеллект гораздо шире умения логически мыслить. Психолог Говард Гарднер еще несколько лет назад описал и продолжает развивать теорию множественного интеллекта, подчеркивая, что их у нас, как минимум, 9 разных видов. Сюда входит и музыкальный, и лингвистический, и пространственный и другие виды, о которых мы поговорим позже.

Особенности множественного интеллекта

Как оказывается, большинство из нас обладают хорошо развитым интеллектом, но каким-то одним или двумя из этого десятка. Хорошая новость в том, что каждый может назвать себя интеллектуалом, пусть и в одном из видов. А вторая хорошая новость в том, что каждый из этих интеллектов можно развивать, подтягивая свой общий уровень. Есть также еще один интересный нюанс такой работы: когда мы развиваем и пользуемся только одним видом интеллекта, мы будто застреваем в развитии. Это связано с особенностями работы нашего мозга: используем один вид интеллекта – задействуем одни и те же зоны мозга, другие зоны работают слабо. А наш мозг – это удивительное создание, которое как нельзя лучше подчиняется принципу синергии: если мы задействуем большее количество зон, мы получим результат лучше, причем в геометрической прогрессии.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.