12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Масляева Татьяна Ивановна65
учитель-логопед
Россия, Челябинская обл., Челябинск

Современные исследователи считают проблему развития речевой деятельности детей одной из важных составляющих формирования личности. Развивая способности к речевой деятельности детей, мы способствуем работе интеллекта и познавательной активности дошкольника.

В настоящее время наблюдается рост числа детей с различными нарушениями, у многих, нарушена моторная сфера. Особенно это актуально для детей с речевыми нарушениями, так как учеными доказана зависимость речи от развития моторики.

Часто встречающимся речевым нарушением является дизартрия. Эта речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы, а также моторного развития детей. У детей с дизартрией нарушены различные процессы моторной реализации речевой деятельности. Кроме того, у них нарушается координация движения всего тела, также страдают тонкие движения пальцев рук.

Изучением вопроса необходимости развития моторной сферы занимались такие ученые, как Е. Ф. Архипова, , В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, М. М. Кольцова, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова. Актуальность изучаемой проблемы исследования также обуславливается тем, что в современной логопедии вопросы изучения дизартрии остаются дискуссионными. При этом также имеются неречевые расстройства, проявляющиеся, в том числе в нарушениях моторики. Безусловно, для детей с дизартрией при развитии моторики необходимым считается комплексный подход

Моторное развитие происходит как в онтогенезе, так и в процессе специального обучения. Характеризуется овладением новым движением, его усвоением, закреплением и применением. Из-за нарушения координации движений возникают препятствия в обучении речевому процессу. Это касается как общей, так и «тонкой» моторики. Ребенку у которого хорошо развиты моторные навыки, легче всего овладеть речью. . Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями таких ученых, как И. П. Павлов; А. Р. Лурия; А. А. Леонтьев и др.

В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику.

Общая моторика – это двигательная деятельность, которая осуществляется за счет работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Артикуляционная моторика – это совокупность скоординированных движений органов речевого аппарата, обеспечивающая одно из условий правильного звукопроизношения. Артикуляция – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок), необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями ученых (И. П. Павлов; А. Р. Лурия; А. А. Леонтьев и др.). При участии речи у детей формируются сложные движения. И наоборот, точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляторных органов – губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Такими исследователями, как М. М. Кольцова, А. В. Антакова – Фомина, М. Аксенова и др. доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Они установили прямую зависимость развития речи и тонких движений пальцев рук. Ученые (М. М. Кольцова и Е. В. Новикова) отмечают, что умственная и физическая деятельность выступают в единстве и во взаимосвязи.

В дошкольном возрасте сенсомоторное развитие является фундаментом умственного развития, а формирование умственных способностей тесно связаны с расширением общей, двигательной, и ручной деятельности. Начало развитию мышления дает рука. Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М. Ф. Фомичева, Н. Л. Крылова, Т. А. Ткаченко, Е. Ф. Рау, О. В. Правдина, Р. Е. Левина, Г. А. Каше,

Таким образом, изучая данное явление, мы имеем возможность внести свой вклад в становление индивидуальности каждого ребенка, как полноценного субъекта окружающего социума посредством развития моторики детей при речевых нарушениях.

Своевременная оперативная помощь взрослого способна привнести в жизнь ребенка положительную динамику развития речи, причем внимательное отношение родителей, педагогов, социального окружения ребенка к малейшим проявлениям каких-либо речевых дефектов служит залогом полноценного развития сознания, мышления и личностного становления ребенка.

























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.