План-конспект урока музыки «Работа над крупной формой в классе фортепиано» (2 класс)
План-конспект открытого урока
«Работа над крупной формой в классе фортепиано».
по предмету «Специальность» (фортепиано) с ученицей 2 класса ДШИ № 3
Рахматуллина Мария Валерьевна, преподаватель
Осипова Виктория, обучающаяся 2-го класса
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: совершенствование знаний и исполнительских умений на примере изучаемого произведения В. Жакович «Шуточные вариации на basso ostinato».
Задачи урока:
- Образовательные: осознанное восприятие цикла «Вариации» как одно целое, передача содержания музыки, поиск нужного соотношения разделов, осознание приемов развития разделов, стилевых особенностей, работа над выразительностью исполнения;
- Развивающие: развитие интеллекта - памяти, внимания, мышления, воображения, расширение кругозора по теме «Крупная форма»;
- Воспитательные: воспитание осознанного отношения к качеству исполнения произведения.
Методы:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ музыкального произведения);
- наглядный (прослушивание музыкального материала, просмотр видеозаписи исполнения данного произведения);
- практический (работа над выразительностью в процессе исполнения произведения).
Структура урока:
1. Вступительная часть
2. Основная часть:
- работа над произведением: тема, 1 вариация, 2 вариация, 3 вариация, 4 вариация.
3. Заключительная часть:
- итог урока;
- домашнее задание.
Оборудование: фортепиано, ноты, стул, стол, ноутбук, видеозапись.
Ход урока:
1. Вступительная часть
Работа над произведением - определение технических трудностей и необходимых пианистических приемов для их преодоления, создание исполнительского замысла и подходы к его реализации, работа над выразительностью исполнения - все это связано с логическим познанием самого процесса исполнения, способами приобретения пианистического мастерства.
2. Основная часть.
Работа над произведением. Прослушивание и просмотр видеоматериала. Исполнение произведения ученицей.
Тема. Нелегко добиться единой мелодической линии в левой руке – неизменной темы всего произведения. Необходимо научиться слышать длинную фразу, вести мелодическую линию. Добиваемся целостности в исполнении мелодической линии. Важно подчеркнуть жанровую основу темы – вальсовость.
1 вариация. При проучивании вариации - нижний голос поем, верхний - играем. Добиваемся выразительного исполнения.
2 вариация. Принцип проучивания тот же. Добиваемся умения слышать неизменный нижний голос. Сохраняем опору на сильные доли.
3 вариация. Меняется ритмическая фигура в правой руке. Обращаем внимание на слабые доли.
4 вариация. Фактурная, сложна в пианистическом отношении. Проучиваем в медленном темпе крепкими пальцами, разбиваем пассажи на звенья, постепенно их объединяем. Середину проучиваем различными способами - отдельно правую руку замахом, второй голос пропеваем, ведущий голос играем весом руки «тяжело», звуки сопровождения «мягко переступающими» пальцами, на staccato, руку собираем к 5 пальцу. Также для выразительного исполнения важную роль играет развитие образа, цезуры, темп в произведении.
Исполняем произведение полностью с учетом отработанных трудностей, технических моментов, нюансов динамики, штрихов.
3. Заключительная часть.
Итог урока.
После исполнения произведения педагог с ученицей рассуждают над вопросами: что происходит с основным образом, его характером, темпом, какую роль играют цезуры, динамические оттенки, тембр, ритм. Таким образом - средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, развитие художественного образа.
При изучении произведения ученик осознает жанровые особенности, проникает в понимание интонации, осознает музыкально-исполнительские особенности, соотношение темпов, метро-ритмические особенности.
Домашнее задание: отработать каждый раздел в произведении предложенными приемами, достичь целостности мелодической линии, поработать над развитием образа.
Список литературы:
Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. - М., 1984.
Тагильцева Н.Н. Художественное восприятие музыкального искусства и развитие самосознания у детей. - М., 2002.
Жакович В. Нескучные пьесы. //Учебное пособие для ДМШ. – Феникс, 2013.
На открытом уроке 6 октября 2014 года присутствовали:
зав. учебной частью музыкального отделения
ДШИ №3 г. Уфы Мельникова Н.В.
Преподаватель высшей категории
ДШИ №3 г. Уфы Лыгина Н.В.
Преподаватель второй категории
ДШИ №3 г. Уфы Юхина Н.Б.