«Развитие навыков уверенного поведения»

2
0
Материал опубликован 11 April

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «Радуга» р.п. Каргаполье











МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

учебного занятия

на тему:


«Развитие навыков уверенного поведения»








Разработал:

Марковских Людмила Викторовна,

педагог дополнительного образования


Проверил:





















Каргаполье, 2024


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность.

Одно из направлений в подготовке волонтеров связано с формированием навыков аргументации и контраргументации. В работе волонтеров важное место занимает умение отстоять свою точку зрения, умение противостоять оппоненту. Также важно научить волонтеров транслировать данные навыки ровесникам и младшим школьникам.


Вид занятия – тренинг

Тип занятия: изучение нового материала;


Формы организации практической деятельности:

Фронтальная работа и групповая.


Методы и приемы:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные

практические

частично-поисковым (эвристическим)

активные и ролевые

приёмы: беседа с элементами самостоятельной работы, мини-лекция технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые

Личностно-ориентированные

"коллективного взаимообучения"



ТЕМА:  


ЦЕЛЬ:  повышение коммуникативной компетентности участников.

ЗАДАЧИ:

обучающие:    

- познакомить учащихся с признаками, характерными для уверенного и неуверенного в себе человека;


Развивающие:

-отработать навыки уверенного поведения;

-уметь применять знания, умения и навыки аргументации и убеждения для достижения желаемого результата.

- развивать навыки работы в команде.


Воспитывающие:  

-волю и умение преодолевать трудности, познавательную активность и самостоятельность, настойчивость;

-уважение к противоположному мнению, терпимое отношение к чужим взглядам, позиции, образу жизни;

-способствовать открытому, доброжелательному общению участников.




Планируемые результаты

Личностные развитие уверенного поведения личности: развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, изучение и овладение приемами уверенного межличностного взаимодействия.

Метапредметные

развитие и применение навыков коммуникации:


-умение наладить сотрудничество с одно группниками и педагогом;

-соотношение личных интересов с общими интересами коллектива и каждого отдельного ученика в нем;

- умение находить общее решение, которое будет приемлемым для каждого, разрешать спорные и конфликтные ситуации, избегать их создания;

- аргументированно отстаивать свою точку зрения без ущерба для других;

- развитие навыков преодоления различных трудностей.


Предметные

- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения;

- овладение навыками аргументации и убеждения, применение их на практике.


                                

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГА:

материалы: лист ватмана, маркеры;

инструменты: карточки с названием ролей: «Козленок», «Коза», «Волк» по количеству участников. Мяч.


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ:

материалы: ручки и блокноты.

                                   

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Заготовка для коллективной работы: лист ватмана

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент - 1 мин

Сообщение темы и цели занятия - 2 мин

Изучение нового материала.-20 мин

Практическая часть занятия -14 мин

Подведение итогов. Рефлексия.-2-3 мин


ХОД ЗАНЯТИЯ.


Организационный момент

Приветствие участникам тренинга.


Сообщение темы и цели занятия

Сегодня на занятии мы познакомимся с вами с признаками, характерными для уверенного и неуверенного в себе человека; выполним различные упражнения для отработки умений и навыков уверенного поведения себя и немного поиграем. Давайте сразу проговорим правила работы в группе (команде)


Выработка правил работы в группе:


Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к созданию климата доверия можно предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.


Общение по принципу «Здесь и сейчас». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача тренинга состоит в том, чтобы каждый член группы смог увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном общении.



Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.



Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.



Принцип активности. Активность – основная норма поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.



Персонификация высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в обыденном общении скрыть свою позицию. Вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю…», «я полагаю…».



7. Правило «стоп».  Любой участник тренинга может отказаться от  выполнения  упражнения, не объясняя на то причины.

Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.


Хорошо. Мы обсудили правила работы в группе. А теперь давайте перейдём к выполнению упражнения.

Изучение нового материала.

3.Беседа. .

В работе волонтеров важное место занимает убеждение, то есть умение отстоять свою точку зрения, умение противостоять оппоненту. Такой человек стремиться к установлению гармоничных взаимоотношений с окружающими, основанных на доверии, взаимопонимании и сотрудничестве. Очень важно также научить волонтеров передавать данные навыки ровесникам и младшим школьникам. Одно из направлений в подготовке волонтеров связано с формированием навыков аргументации и контраргументации.


4. Тестирование участников тренинга

А какова ваша степень уверенности в себе? Это нам поможет определить тест «Насколько вы уверены в себе?»


1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как вы поступите:

а) поищете удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.


2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.


3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.


4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.


5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

д) нет;

е) да.


6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

д) нет;

е) да.


7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет;

в) да.


8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

д) нет;

е) да.


9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности.

Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

б) нет;

в) да.


10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы:

д) используете эту возможность;

е) не используете.


11 . Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы:

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих мучительных колебаний.


12 . Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживаете;

г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.


13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.


14 . Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.


15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете обиду;

д) даете ему отпор.


16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного

пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.


17. Умеете ли вы торговаться:

а) да;

б) нет.


18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

б) да;

д) нет.


19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ;

д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.


20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.


5Разминочное упражнение «Капуста».

Актуализация мотивации на работу по профилактике может быть осуществлена в ходе упражнения «Какова твоя цель в том, чтобы заниматься первичной профилактикой?». Это упражнение ещё называют «Капустой».

Суть упражнения, выполняемого в парах, заключается в том, чтобы помочь человеку осознать истинные мотивы занятий профилактикой путем последовательного задавание вопроса: «Какова твоя цель в том, чтобы…?»

Например, человек говорит:

Моя цель волонтерской работы в том, чтобы помогать людям.

А какова твоя цель в том, чтобы помогать людям?

Чтобы люди чувствовали себя более счастливыми.

А какова твоя цель в том, чтобы люди чувствовали себя счастливыми?

Тогда я тоже буду чувствовать себя более счастливым.

После того, как к словам отвечающего уже нельзя задать вопрос: «Какова твоя цель в том, чтобы…», формулируется окончательный ответ. В нашем примере он выглядит следующим образом: «Я занимаюсь волонтерской работой, чтобы чувствовать себя более счастливым», в результате, мы приходим к очень важному выводу: работая для других, мы работаем и помогаем в первую очередь себе самому.


6.Мозговой штурм «Последствия отказа от употребления ПАВ». Оборудование: лист ватмана, маркеры.

В режиме мозгового штурма перечисляются позитивные и негативные последствия отказа от приема ПАВ.


Варианты ответов фиксируются на листе ватмана, например:


Позитивные последствия отказа Негативные последствия отказа

Сохраню здоровье Стану белой вороной

Буду сильным Буду немодным

Избегу неприятностей с законом Подвергнусь насмешкам И другие и другие


Важно, чтобы было больше найдено преимуществ отказа.

В результате обсуждения полученных данных можно поразмышлять над тем, как мы делаем выбор, как можем объяснить это окружающим, аргументировать свою позицию.


Мини-лекция «Способы аргументации».

Оборудование: ручки и блокноты для учащихся.


Ведущий перечисляет и кратко описывает основные методы аргументации собственной позиции:

1.Метод положительных ответов;

2.Метод апелляции к авторитету;

3.Метод расчленения аргументов оппонента;

4.Метод «салями».

Подробное описание методов аргументации см. в Приложении №1.

Полученные знания ребятам предлагается закрепить в ролевой игре.

Практическая часть занятия


Ролевая игра «Волк и семеро козлят».

Оборудование: карточки с названием ролей: «Козленок», «Коза», «Волк» по количеству участников, стулья.

Участникам раздаются карточки с названиями ролей. «Козлятам» предлагается организовать пространство – сесть рядом в «доме». Остальные участники по очереди подходят к дому и просят, чтобы «козлята» их пустили.

«Козлятам» неизвестна роль просящего – их задача решить: пускать участника или не пускать в «дом». Если «козлята» ошибаются, то один из них выходит из игры. Этот момент можно драматизировать: пустили «волка», он выбирает и «съедает» «козленка», не пустили «козу, «козленок» «погибает» от голода.

При обсуждении упражнения делается акцент на стратегиях поведения участников, на мере личной и групповой ответственности за принятое решение, на применении способов аргументации.


« Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»

Подведение итогов. Рефлексия.

7.Рефлексия с мячом и обратная связь.

Оборудование: мяч.

Участники сидят в кругу. Ведущий бросает мяч любому участнику и просит высказать свое мнение о занятии в целом:

Что понравилось в занятии;

Что вызвало затруднения при выполнении заданий;

3.Пожелания ведущему и участникам занятия.


Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у каждого

Приложении №1.

Методы аргументации.

Метод положительных ответов Сократа.

Ход решения проблемы или задачи прослеживается минимальными шагами, которые формулируются как вопрос. Задача доказывающего не просто изложить ход своих рассуждений, а на каждом шаге достичь понимания и согласия партнеров. Соглашаясь с каждым шагом доказательства, оппоненты постепенно приходят вместе с доказывающим к тем же выводам. Каждый новый шаг он должен начинать словами: «Согласны ли вы с тем, что...». Если кто-то из членов группы окажется не согласен, доказывающий должен изменить величину своего логического шага, вернувшись несколько

назад, но не спорить и не критиковать несогласного.

Метод перелицовки — это постепенное подведение собеседника к противоположным выводам путем поэтапного прослеживания решения проблемы вместе с ним. Принципиально важно в этом методе то, что мы не навязываем партнеру своей логики, предоставляем ему возможность самому увидеть противоречие в своих рассуждениях и готовы признать собственную ошибку, если таковая имеется. Необходимо построить работу так, чтобы у партнера не было ощущения «потери лица» при обнаружении ошибки. В методе перелицовки особенно полезно использовать наглядные средства доказательства.

Метод расчленений— разделение аргументов партнера на верные, сомнительные и ошибочные с последовательной их проработкой. Для данного метода очень важно вначале согласиться с тем аргументом партнера, который действительно не вызывает у нас возражений или с которым мы готовы согласиться по крайней мере при некоторых условиях. Это дает партнеру возможность понять, что его услышали, говорят с ним «на одном языке» и готовы позитивно с ним сотрудничать. Выражая сомнение в следующем аргументе партнера, мы даем ему понять, что не собираемся возражать только ради возражений и что готовы трезво оценивать весомость его аргументов. Здесь важно, чтобы отвечающий не вносил своих собственных аргументов, а работал только с предъявленными. Это помогает партнеру понять, что его слышат, его мнение уважают, но выполнить его просьбу по какой-то причине не представляется возможным. Эту причину мы раскрываем, отвечая на третий, аргумент партнера.

Метод двусторонней аргументации предполагает указание как преимуществ, так и слабых сторон предлагаемого вами решения. Этот метод рассчитан на интеллектуального собеседника.

Метод аналогий— доказательство путем сравнения с уже известным и не подлежащим сомнениям фактом или фактами.

Метод «Салями»— постепенное подведение собеседника к полному согласию с вами путем получения его согласия сначала в глав ном, а затем в необходимых для полного согласия частностях.

Метод замедления темпа— умышленно медленное проговаривание слабых мест в аргументации партнера.

Метод классической риторики— соглашение с высказываниями партнера с последующим внезапным опровержением всех его по строений с помощью одного сильного аргумента — применяется в случаях излишней агрессивности партнера.


Ролевая игра «Три друга» .

«...Три друга приехали на турбазу, чтобы хорошо отдохнуть после учебной недели, покататься на лыжах. Вечером один из них предложил двум другим

расслабиться в баре, выпив вина или водки».

Задача участникам ролевой игры: Один из ребят должен постараться уговорить выпить, задача других отказаться. Взаимодействие происходит в течение 10-15 минут, после чего остальные участники группы выделяют то в поведении участников ролевой игры, что помогало и мешало им отстаивать свою позицию.

Затем все вместе ребята составляют:

Список способов убеждения, которые часто используются для того, чтобы кого-то заставить что-то сделать.

Как правило это:

Лесть.

Факты и логические рассуждения.

Ссылка на авторитет.

Обещание наград или наказаний.

Настаивание.

Вызывание чувства вины и т.д.

Список методов сопротивления давлению:

-Веские контраргументы.

-Уверенность в себе.

- Решительность в голосе.

- Хладнокровие .

- Спокойное объяснение причин отказа.

- Уход из ситуации.

Подумать: почему человек заставляет вас сделать что-то, чего вы не хотите? Что вы получите, если поддадитесь давлению: выигрыш в чем-то или негативные последствия? Насколько можно верить при водимым им аргументам? Совпадают ли ваши желания с желаниями другого?

« Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.