Развитие графо-моторных навыков
Авторский дидактический материал для работы с детьми , имеющими особенности в развитии, разработанный учителем логопедом , дефектологом:
Комаровой Светланой Анатольевной ( МОУ СОШ №4 им. Д. М. Перова,
г.Саянск.Иркутской области
Пояснительная записка
Особенностью детей с ОВЗ часто является неразборчивый почерк, помарки и исправления. Родители часто недовольны письменными работами своего ребёнка и не знают как ему помочь. Они ссылаются на нежелание писать красиво и не знают, что причина в несформированности графо-моторных навыков.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья провожу целенаправленную работу по формированию графо-моторных навыков, а также специальные игры и упражнения по развитию мелкой моторики, пространственной ориентировки.
Для успешного овладения графо-моторными навыками у ребенка формирую следующие функции:
- мелкую моторику;
- зрительное восприятие;
- пространственную ориентировку.
Для проведения игр и упражнений по развитию моторики применяются:
- разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, камешки, зерна, орешки, скрепки канцелярские, кнопки и др.) и различные коробки, банки, лотки для их раскладывания;
- свободные катушки для наматывания на них ниток, веревочек, проволочек;
- дощечки и игрушки – шнуровки «Чудо – шнуровка» с множеством отверстий для сшивания и вышивания шнуром;
- различные виды застежек: крючки, пуговицы, шнурки, молнии, слипы;
- наборы веревочек и лент разной длины и толщины для завязывания и развязывания узлов, плетения косичек, завязывания бантов;
- наборы пластмассовых или деревянных палочек, разноцветные прищепки;
-различные виды мозаики, конструкторов, пазлов.
Далее прилагаю свои авторские разработки для развития графо-моторных навыков, мелкой моторики и профилактики оптической дисграфии и дислексии.
Название разработки: «Выкладывание фигур из палочек».
Предмет: коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ.
Цель: профилактика оптической дисграфии и дислексии.
Задачи:
Развитие оптико-пространственного восприятия.
Развитие мелкой моторики.
Развитие высших психических функций: внимания, мышления, памяти.
Аудитория: обучающиеся с 1-4 класс.
Инструкция для использования: выбери картинку. На игровом поле синего цвета из спичек выложи выбранную картинку (танк). Сопоставь образец с получившейся картинкой.
Использованные источники: коробок спичек, линолеум, ткань, бумага, маркер.
Название разработки: «Трафареты из линолеума по лексическим темам».
Предмет: коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ.
Цель: профилактика оптической дисграфии и дислексии.
Задачи:
1.Развитие оптико-пространственного восприятия.
2.Развитие мелкой моторики.
3.Развитие графо-моторных навыков.
4.Развитие высших психических функций: внимания, мышления, памяти.
Аудитория: обучающиеся с 1-4 класс.
Инструкция для использования: возьми трафарет по лексической теме «Животные». Обведи трафарет карандашом по контуру. Выполни штриховку прямыми, параллельными линиями, не выходя за контур рисунка.
Использованные источники: линолеум, маркер, ножницы, карандаш.