Статья «Развитие образной речи старших дошкольников на основе ознакомления с художественными произведениями»

0
0
Материал опубликован 31 January

«Развитие образной речи старших дошкольников на основе ознакомления с художественными произведениями»

 

Дибирова Луиза Алиевна

Суздальцева Анастасия Владимировна

Митрохина Анастасия Андреевна

воспитатели

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»

г.Мичуринска Тамбовской области

 

Сохранение умения владеть богатством родного языка, его выразительными средствами – одна из главных задач современного общества в целом, и дошкольного образования в частности. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. У детей дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; вырабатывается умение контролировать свою речь.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и развитие таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, то есть у детей развивается понимание образной стороны речи.

Образность речи – это выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами. Образные средства это лексико-грамматические категории, для выражения которых используются все единицы языка (слово, словосочетание, предложение). Образность строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение.

Важнейшим источником развития образности речи детей являются произведения художественной литературы и устного народного творчества. Именно поэтому в Федеральной образовательной программпе дошкольного образования особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, интереса к книге.

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи. Поэзия расширяет представление об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Чтение и заучивание стихов позволяет детям:

- улавливать созвучность, мелодичность речи;

- решает задачи формирования культуры речи – помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Рассматривая художественную литературу, как средство обогащения языка ребенка образными словами и выражениями, нельзя не сказать об эффективности в этом смысле сказок, которые являются блестящим примером образности языка.

В сказке перед умственным взором ребенка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка.

Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов, метафор) сказки передают отношение народа к тому или иному явлению. Изобразительные средства языка в них метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствую словарь детей.

Воспринимая литературные произведения, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. В последующем, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности; включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывания образными и выразительными.

Ознакомление детей с художественными произведениями раскрывает перед детьми все богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении. В старшем дошкольном возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности.

 

Список литературы

1. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников.- М.: Скрипторий; 2003

2. Марченко А.М. Поэтический мир Есенина.- М.: - 2002

3.Программа развития речи дошкольников. Под ред. Ушаковой О.С.- М.: Творческий Центр, 2002

4.Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой – М.: Творческий Центр, 1999

 

 


 

 

3

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации