Статья «Развитие патриотизма в условиях реализации ФГОС»
Развитие патриотизма в условиях реализации ФГОС
Ключевые слова: патриотизм, воспитание, патриот, система
Патриотизм (от греч. рatris - отечество, родина) всегда рассматривается в контексте отношения личности к своему отечеству, своему народу, своей культурной среде, к месту своего рождения, месту жительства. Это, прежде всего, чувственная характеристика личности, связанная с переживаниями своей привязанности к родине и своему народу, соотечественникам. В известной мере это природное чувство, способность к которому зарождается вместе с человеком, но оно развивается прижизненно в процессе общения с природным и социальным окружением. Когда эти связи нарушаются, то людей нередко посещает чувство под названием ностальгия - «тоска по родине, тоска по чему-либо утраченному, ушедшему».
В настоящее время существует необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения, особенно это актуально в формате многонационального региона.
Одним из основополагающих документов воспитания и внедрения патриотизма в среде молодёжи является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и с учётом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.
На территории Оренбургской области реализуются следующие государственные программы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области» была введена с 2018 года, и продолжает свою работу до настоящего времени;
«Развитие волонтерского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодежи»;
«Информационное обеспечение патриотического воспитания граждан»;
«Научно-исследовательское и научно-методическое сопровождение патриотического воспитания граждан».
Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально-полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность.
В Оренбургской области функционируют следующие организации патриотического характера:
Волонтеры Победы;
Поисковое движение России;
Юнармия;
Оренбургское войсковое казачье войско;
Эффективному развитию системы патриотического воспитания способствуют образовательные организации Оренбургской области.
Ежегодно проводится более 90 областных массовых мероприятий патриотической направленности с участием более 60 тысяч школьников и студенческой молодежи, из которых около 30 - крупномасштабные, в том числе: Межрегиональный фестиваль военно-патриотической песни «Долг. Честь. Родина», областные слеты военно-патриотических клубов и объединений «Отчизны верные сыны», «Юные друзья пограничников», областные слеты-соревнования «Школа безопасности» и «Юный спасатель» и другие. Военно-патриотические клубы, объединения организованы почти в каждом образовательном учреждении региона.
Ежегодно проходит проект «Вахта Памяти» который организован в рамках реализации государственной программы «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка граждан в Оренбургской области» с целью формирования у детей и молодежи чувства гордости за героическое прошлое нашего народа посредством включения обучающихся в практическую деятельность по сохранению исторической памяти. В него включены такие мероприятия как:
- областная патриотическая акция «Памяти юных героев будем достойны!»;
- областное патриотическое тимуровское движение «Береги тех, кто жив. Помни о тех, кого нет»;
- областная поисковая акция «И помнит мир спасенный…»;
- областной смотр-конкурс Почетных караулов «На посту №1»;
- областная акция «Галерея героев»;
- областной конкурс на лучшую организацию патриотической работы в образовательных организациях «Россия начинается с тебя!».
Согласно проведенному мною исследованию о патриотических настроениях в обществе, на основе опроса студентов в возрасте от 16 до 20 лет:
Являетесь ли вы патриотом?
Приходилось ли Вам испытывать чувство гордости за нашу страну?
Хотели бы вы остаться жить на своей малой Родине?
Согласно опросу 71 % опрошенных считают себя патриотами, 64% испытывали чувство гордости за страну, и 51% хотели бы остаться жить в Оренбургской области.
Таким образом, мы видим, что несмотря на общие патриотические тенденции, тем не менее 49% не воспринимают Оренбургскую область как место для своего дальнейшего развития, что ставит перед системой образования задачи по внедрению региональной системы воспитания патриотизма.
Безусловно огромная роль возлагается на школьную систему образования, но имея опыт работы в среднем профессиональном образовании, должна отметить, что среди студентов особенно важна патриотическая работа. Студенты более независимы в своих суждениях, многие имеют уже профессиональную ориентацию на карьеру, и очень тяжело проводить постоянную плановую работу.
Перед нами стоят следующие задачи:
продолжить формировать систему ценностей и установок поведения подростка;
-воспитывать чувство верности своему Отечеству через любовь к родному городу, людям, живущим в нем;
Создание условий для реализации потенциала учащихся.
Этому могут способствовать следующие мероприятия:
Организация музея образовательного учреждения;
Реализация, социальных, творческих, исследовательских проектов;
Внеурочная деятельность.
Можно привести несколько примеров: ежегодные научно-практические конференции, проводимые в образовательном учреждении, тематические классные часы, общие мероприятия, линейки и т.д.
Также необходимо учитывать, что Оренбуржье является многонациональным регионом, что порождает как возможности для воспитания терпимости, так и к сложности, и необходимость учитывать и планировать мероприятия особенно тщательно. Но тем не менее в условиях многонационального региона необходимо стремиться к формированию патриотического воспитания и любви к своей малой Родине через формирование национальной терпимости и осознания своего единства.
Литература:
1. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32.
2. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2005. – 177 с.
3. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php