Развитие патриотизма в условиях многонационального края



Патриотизм (от греч. рatris - отечество, родина) всегда рассматривается в контексте отношения личности к своему отечеству, своему народу, своей культурной среде, к месту своего рождения, месту жительства. Это, прежде всего, чувственная характеристика личности, связанная с переживаниями своей привязанности к родине и своему народу, соотечественникам. В известной мере это природное чувство, способность к которому зарождается вместе с человеком, но оно развивается прижизненно в процессе общения с природным и социальным окружением. Когда эти связи нарушаются, то людей нередко посещает чувство под названием ностальгия - «тоска по родине, тоска по чему-либо утраченному, ушедшему».

В настоящее время существует необходимость формирования патриотического сознания у подрастающего поколения, особенно это актуально в формате многонационального региона.

Одним из основополагающих документов воспитания и внедрения патриотизма в среде молодёжи является государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан РФ и с учётом предложений органов исполнительной власти, научных и образовательных учреждений, творческих союзов и религиозных конфессий.

Патриотическое воспитание – это целая система включающая в себя: организацию массовой работы на постоянной основе при активном участии семьи, ветеранских и молодёжных общественных организаций; комплекс воспитательных задач, связанных с формированием потребности стать патриотом, патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к боевым традициям и интереса к изучению военного дела и т.д.

Не вызывает сомнений, что существующая система гражданско-патриотического воспитания требует внесения принципиально значимых изменений. Нельзя не отметить и то, что в плане формирования патриотизма резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования.

А в некоторых местах патриотизм стал перерождаться в националистические мировоззрения, что поставило перед государством проблему толерантного воспитания в российском обществе.

Сегодня наблюдается последовательная тенденция роста числа социальных инициатив направленных на преодоление кризисных явлений. Возникают и получают развитие общественные объединения ориентированные в своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи.

Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально-полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность.

Сегодня воспитание патриотизма как интегрального качества личности в условиях поликультурного образовательного пространства необходимо осуществлять на основе соблюдения следующих принципов: интеграции в содержании образования федерального, регионального и местного компонентов; изучения различных социально-педагогических, культурно-исторических традиций и ценностей; самоопределения и самореализации личности; социальной активности и созидательной деятельности; противостояния различным видам проявления национального и религиозного экстремизма.

Специфической основой нашего региона является разнообразный этнический состав, и внедрение идей общего поликультурного мира в регионе, и профилактика экстремизма.

Важным направлением профилактики экстремизма является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, что предусматривает реализацию следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодежи к труду, содействие в её трудоустройстве и занятости; развитие волонтерства и социально-направленной деятельности; поддержка организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных объединений; развитие музейной деятельности и др. Быть патриотом – важно для любого человека, обретшего в патриотизме некий жизненный стержень, ориентир, внутренний вектор, направляющий позитивную активность. Осознание своей причастности к делам и заботам отечества рождает энергию, желание действовать на общее благо.

Развитие патриотизма в условиях многонационального края ложится сейчас в том числе и на систему дополнительного образования. Задачи учреждений дополнительного образования детей по патриотическому воспитанию обучающихся: разработка и внедрение эффективных форм и методов работы, способствующих развитию патриотизма через активную практическую разнонаправленную деятельность; развитие гражданского и национального самосознания школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Качество и результативность патриотического воспитания обучающихся в дополнительном образовании формируется учебно-воспитательными формами, разделенными на несколько групп:

Формы общепатриотического характера, которые возможно использовать на различных учебных дисциплинах, в форме кружков, факультативов, курсов, секциях и т.д.

Формы военно-патриотического воспитания, патриотические клубы, объединения творческой направленности, профильные военно-спортивные лагеря.


Успешной практикой является конкурс научно-исследовательских работ «Многонациональное Оренбуржье», реализуемый в рамках ГАУДО ООДТДМ им. В.П. Поляничко, результом которого являются различные работы, объединенные общей идеей любви к Родине, и сохранеия национальной культуры.

Таким образом, в условиях многонационального региона необходимо стремиться к формированию патриотического воспитания и любви к своей малой Родине через формирование национальной терпимости и осознания своего единства.





Литература:

1. Архипов О.Н. Кодекс патриотизма//Тюменский клуб патриотической мысли. – http://www.tkpm72.org/articles?id=32.

2. Закон «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 года N 12-ФЗ) (с изм.на 3 декабря 2011 года) (редакция, действующая с 1 января 2012 года).

3. Заставенко В.А. Военно-патриотическое воспитание подростков в государственных учреждениях дополнительного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Санкт-Петербург, 2005. – 177 с.

4. Панченко В.И. Военно-патриотическое воспитание школьников как средство развития нравственных качеств личности//Комитет по образованию администрации городского округа «Город Калининград» – http://www.eduklgd.ru/org/mou01/mou0110/voen.php

5. Удовиченко Е.М. К вопросу о понятии патриотизма и его проявлениях// Воспитание гражданственности и патриотизма студенческой молодежи в условиях обновленной России: Сб. статей регионал. научно-практич. конференции/ Под ред. О.В. Лешер, Л.В. Голиковой. – Магнитогорск: МГТУ, 2005. – 131 с.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.