Статья «Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность при решении задач»
Развитие познавательной активности детей через поисково-исследовательскую деятельность при решении задач.
Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю.
Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Остановлюсь на некоторых приемах, которые способствуют успешному усвоению учебного материала, развитию познавательной активности школьников.
Ведь активизация – эта такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Класс не представляет собой однородную массу. Безусловно, имеется часть учащихся, у которых интерес к математике зародился еще до ее изучения.
Анкета к теме «Развитие познавательной активности на уроках математики»
1. Нравятся ли вам уроки математики? Почему?
2. Что вам больше нравится на уроке: решать задачи, играть?
3. Нравится ли вам присутствие игр, эстафет, конкурсов?
4. Всегда ли вы запоминаете изученный материал?
5. Всегда ли вы выполняете домашнюю работу по математике?
6. Возникают ли у вас трудности на уроке математики?
7. Помогают ли вам родители при выполнении домашнего задания?
На основе результатов данной анкеты, составляем диаграмму «Интерес учащихся к урокам математики».
Для выявления у детей развития познавательной активности, выделены три уровня:
Высокий уровень. (Исполнительная активность. Позиция учащегося обусловлена не только эмоциональной готовностью, но и наработанными привычными приёмами учебных действий, что обеспечивает быстрое восприятие учебной задачи и самостоятельность в ходе её решения).
2. Средний уровень. (Ситуативная активность. Активность учащегося проявляется в определённых учебных ситуациях (интересное содержание урока, урок в игровой форме); определяется в основном эмоциональным восприятием).
3. Низкий уровень. (Нулевая активность. Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога).
Уровень развития познавательной активности Количество детей %
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Проведенная экспериментальная работа дает возможность определить пути и средства развития познавательной активности. Продумываю пути и средства развития познавательной активности учащихся. Одним из средств активизации познавательной деятельности школьников является широкое использование их жизненного опыта. Большую роль при этом играют практические работы, а также решение задач с практическим содержанием. Урок математики, который соединен с уроками экономики, экологии, предпринимательства и права. А, главное, поставить задачу активизировать мыслительную деятельность учащихся, а не тренировать примитивные механические действия по складыванию и перемножению чисел.
Решаем задачи:
Задача 5 класса: Для приготовления вишневого варенья на 2 части вишни берут части сахара (по массе). Сколько вишни и сколько сахара пошло на варенье, если сахара пошло на 7кг.600г. больше, чем вишни? Какие можно провести исследования? Почему бы не дать домашнюю практическую работу по изготовлению любого варенья и провести математические расчеты? Сколько будет стоить варенье, и что выгоднее-купить варенье в магазине или сварить его дома? Или задание: поинтересоваться у мамы или у бабушки, как можно сварить дома варенье экономичным способом.
Задача 5 класса: За неделю израсходовано 3 кг. сахара. Сколько кг. сахара в среднем расходовали за один день? Почему бы не дать детям практическую домашнюю работу с ведением точных математических расчетов: сколько и на что потребляет твоя семья сахара за неделю; сколько сахара потребляет в среднем каждый член семьи. Много это или мало с точки зрения здоровья; каково влияние сахара на организм человека; сравни результаты своего исследования с результатами одноклассников.
Задача для 6 класса: (учебное пособие для учителя) В одной таблетке содержится 0,05 г витамина С – это суточная доза для взрослого человека. Определите, употреблением, каких овощей (в граммах) можно заменить одну такую таблетку, если известно, что в 100 г моркови содержится 5 мг витамина С, в100 г картофеля – 10 мг и в 100 г помидор – 40 мг витамина С.
После решения этой задачи и обсуждения ее результатов группе учащихся было предложено выполнить проектную работу, которая получила название «Математика и здоровый образ жизни». Выполняя данную работу, учащиеся проанализировали систему питания ребят класса, на основе составленных анкет, провели расчеты, составили диаграммы, наглядно демонстрирующие приоритеты в питании, посоветовавшись со школьным врачом, сделали выводы о правильности и целесообразности системы питания. Результаты работы обсуждались даже на родительском собрании. Ребята на собственном опыте убедились, что математика – не оторванная от жизни наука, а наоборот, очень тесно с нею связанная.
К этим задачам помимо основных вопросов можно задать дополнительные:
Задача: Ежедневный расход воды в нескольких домах составляет 1025550 л. Сколько воды в день приходится в среднем на человека, если всего в этих домах проживают 11925 человек? Как поступишь ты в данной ситуации? Прокомментируйте данную ситуацию, дайте свою оценку, сделайте выводы (например, воду нужно расходовать экономно, она не должна литься просто так – это наше природное богатство, нельзя наносить вред окружающей среде).
На основе задач можно проводить небольшие исследования. При проведении уроков повторения в 5 классе учащимся была предложена задача № 1729[2]: На чтение девочка потратила в три раза больше времени, чем на прогулку. Сколько времени заняла прогулка, если она продолжалась на 40 минут больше, чем чтение? Группе ребят было дано задание провести исследование режима дня учащихся класса с ведением математических расчетов и записей и выяснить, сколько времени отводится на подготовку уроков, на другие дела, проанализировать, от чего это зависит, как построить день более разумно, где найти резервы свободного времени. Все свои расчеты ребята показали на круговой диаграмме. Результаты обсуждались всем классом, при этом повторялась еще и тема «Круговые диаграммы»
Решая задачу для 6 класса, взятую из пособия для учителя, (Представьте на круговой диаграмме данные о распределении бюджета семьи: одежда – 15%, жилье – 10%, питание – 60%, транспорт – 8%, другое – 7%) ребята с помощью родителей провели небольшое исследование по распределению семейного бюджета в течение месяца. Они просчитывали в % траты семьи на питание, одежду, развлечения и т.д. Все это изображалось на круговой диаграмме. Выводы учащихся подтвердили выводы экономистов и социологов: чем выше доход семьи, тем меньше средств тратится на питание, а больше – на покупку одежды и отдых.
Такие задания побуждают ребят думать, анализировать, принимать самостоятельные решения, действовать самому, делая при этом математические расчеты. Деятельность ребенка становится не только математической, но и мыслительной, развивающей познавательные возможности. Такие задания можно выполнять не только в одиночку, но и в парах, группах. При этом происходит развитие навыков взаимодействия с другими людьми, умения находить общее решение, идти на компромисс.