Развитие познавательной активности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности
Л.И. Усик
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чижовская средняя школа»
д. Чижовка-2, Рославльский район, Смоленская область, Россия
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье описываются нововведения, направленные на развитие познавательной активности младших школьников на уроках и во внеурочное время.
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной и развитой личности. Смена традиционной парадигмы образования на личностно-ориентированную и переход российского образования на новые государственные образовательные стандарты выдвигают перед образовательными учреждениями следующие задачи: развитие ребёнка как целостной личности, обладающей познавательной активностью, высокой культурой, компетентностью, мобильностью.
Среди требований ФГОС НОО особое место занимают требования к планируемым результатам обучения, которые включают в себя личностные, предметные и метапредметные результаты. Среди метапредметных результатов большое значение отводится познавательным универсальным учебным действиям. Чтобы их сформировать следует выстроить систему работы, направленную на развитие познавательной активности младших школьников.
Активность познавательная — деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями (2).
Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.
Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания (5).
Работая в условиях сельской малокомплектной школы, я выстроила свою систему, которая соответствует теоретическим основам поднятой проблемы.
Залог успешности в решении проблемы развития познавательной активности младших школьников я вижу в наличии устойчивой учебной мотивации. Уверена, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и пониманием своих возможностей, возбуждают активность, стремление лучше учиться. На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Это может иметь большое значение. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самостоятельной работе. В ходе учебного процесса создаю условия, благоприятные для ситуаций успеха: знакомство с новой информацией, познавательные противоречия, творческие задания, замысловатые головоломки, проблемные ситуации. Приведу пример. На уроке окружающего мира возникла проблема: «Что произойдет с водой, если ее вылить из сосуда на ровную поверхность (если наклонить эту поверхность)». Активно включившись в обсуждение, ребята высказывали разные мнения. Успешный ответ был подтверждён экспериментом.
Другим элементом моей системы работы является использование нетрадиционных форм проведения занятий с детьми, среди которых особое место занимают нетрадиционные уроки, в т.ч. с использованием ИКТ, интегрированные уроки, предметные недели, предметные олимпиады, смотры знаний.
Нетрадиционные уроки (урок-сказка, урок-исследование, урок-путешествие и т. д.) позволяют пробудить учащихся к активизации, к самостоятельному «творчеству», к реализации скрытых возможностей, повышают интерес у учащихся к учению (1; 2).
После одного из таких открытых уроков (математика «В гостях у сказки») ученица 2 класса написала: «Мне понравился этот урок. Примеры, задания и сказки. Урок был познавательным, весёлым. Я волновалась. Мне было нелегко. Но это стоило того». Вот фрагмент этого урока.
Наблюдательная разминка
- Злой колдун превратил прекрасную царевну в лягушку. Мы должны помочь ей вернуть свой настоящий облик. Необходимо выполнить три желания колдуна.
1 желание. - Найдите ошибку в составлении ряда чисел: 0, 4, 8, 12,15 ...
- Составьте свои ряды чисел. (Опоры – «Таблица умножения»)
2 желание. - Какое число лишнее? Почему?
40,17,60,50; 23,74,41,14
Последнее - самое трудное задание.
Задача: «Водяной в первый раз поймал 25 лягушек, а во второй раз 15. Сколько лягушек поймал водяной во второй раз?»
-Придумайте такие вопросы, чтобы получились разные задачи.
Усиливает познавательную активность учащихся использование в образовательном процессе современных образовательных технологий. В своей практике стараюсь использовать технологии, которые дают наибольший эффект при работе в малокомплектной школе, в малочисленных классах. В их число входят информационно-коммуникационные технологии, которые способствует развитию познавательного интереса, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Овладев программами составления слайдов (презентаций), создаю анимационную поддержку урока, например различные тесты-презентации: «Тестовые задания по математике и русскому языку», «Математические диктанты», «Тесты по окружающему миру», «Вопросы для блиц-опроса по азбуке Смоленского края». Интересно проходят нетрадиционные уроки с использованием ИКТ.
Огромный интерес у ребят вызывают уроки и внеурочные занятия с выходом в сеть Интернет: конкурсы, олимпиады, развивающие игры.
Обучение учащихся протекает более успешно, если они вовлечены в активную самостоятельную творческую деятельность. Поэтому использую в учебном процессе проектную технологию. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, сборник, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме. В качестве примера раскрою работу над творческим проектом «Как хорошо уметь писать».
Начиная со второго полугодия 1 класса, когда ребята научились писать, решили к концу учебного года создать сборник небольших сюжетных рассказов (сочинений-миниатюр) для дальнейшего использования его на уроках (например, во время проведения пятиминуток чтения). Чаще всего дети сами предлагали темы творческих работ, рисовали рисунки к сочинениям, оформляли книжки-малышки в красочной обложке. В конце года был издан сборник. Работа так понравилась ребятам, что они продолжили ее в последующих классах. В результате получилось прекрасное учебное пособие, которое я использую на уроках чтения, русского языка, окружающего мира, азбуки Смоленского края. Вот пример одного из сочинений-миниатюр на тему «Моё любимое время года»:
Мне очень нравится весна. Каждый месяц весны – это маленькое чудо…
Главные чудеса происходят в мае. За несколько дней луга покрываются пестрым ковром. Появляются, словно множество солнышек, одуванчики. Вылетают, как маленькие самолетики, пчелы и жуки. Деревья надевают зеленый наряд.
Весной природа просыпается, будто Спящая красавица, от поцелуев солнца. Чудес в это время года бывает много.
Миронов Евгений
Данный проект помог сделать обучение увлекательным, а речь учащихся – более яркой, эмоциональной, содержательной. Это отметила корреспондент районной газеты, которая брала интервью у ребят 4 класса.
В результате использования технологии развивающегося обучения разработала систему уроков обучения грамоте с дидактическим обеспечением «АЗ и Буки не для скуки» и иллюстративным материалом «На что похожа буква?». Данная разработка способствует развитию познавательной активности, логического мышления, воображения, речи младших школьников.
Пример использования данного пособия на уроке:
- На что похожа буква Т? (Рисунок из пособия «Аз и буки не для скуки»)
- Очень зайчику буква понравилась, залюбовался он. А волк уже рядом.
Заяц: « Да погоди ты, волк, посмотри какая буква красивая, хочу я сказку о ней сочинить. Вот начало, послушай: «Жила-была прекрасная стройная буква «Т». Решила она отпраздновать день рождения и пригласила своих друзей…» - Продолжите сказку.
Мотивация к изучению всех предметов высока (результаты анкетирования, детские сочинения), но особенно к изучению математики. Об этом говорит тот факт, что количество учащихся, увлеченных подготовкой к международному конкурсу «Кенгуру», выросло за последние 5 лет с 40 до 100%.
В соответствии с требованиями ФГОС в школе организована внеурочная деятельность по направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное. Все виды внеурочной деятельности строго ориентированы на воспитательные результаты, на углубление получаемых школьниками знаний и развитие их творческих и познавательных способностей.
Следующим элементом моей системы работы над проблемой развития познавательной активности школьников является проведение индивидуальных занятий углубленного изучения математики, в текущем учебном году – это кружок с усилением линии на развитие познавательных способностей учащихся «Математический калейдоскоп». Целью разработки курса математики для внеурочной деятельности стало создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого расширения их математического кругозора. Знаю, творческие качества можно - и нужно! - тренировать. Решение большого количества задач по алгоритму вырабатывает особый «тризный» (ТРИЗ – теория решения изобретательных задач) стиль мышления, который распространяется на поиск решения любых других задач.
Основное содержание программы кружка представлено пятью различными блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, компьютерным и блоком содержательно-логических задач и заданий (3, 224).
В содержание курса включены занимательные задания, математические игры, логические задачи, задания тестового характера, олимпиадные задания, задачи международного математического конкурса «Кенгуру», которые требуют от учащихся самостоятельного поиска, позволяют активизировать деятельность школьников, повысить уровень их знаний, разнообразить процесс обучения.
В качестве примера предлагаю некоторые задания, которые выполняют школьники на занятиях кружка.
Тема: «Логические задачи»
1. Известно, что 10 единиц составляют десяток, 10 десятков — сотню, 10 сотен — тысячу и т.д. Мы видим, что число 10 играет большую роль. Почему именно число 10, а не другое?
(Ответ: на руках 10 пальцев).
Тема: «Олимпиадные задания»
Лист бумаги согнули пополам, потом еще раз пополам и еще раз пополам. Затем по линиям сгиба разрезали. Сколько получилось листочков?
Написать число 100 с помощью пяти единиц и знака действия.
Немаловажным элементом моей системы работы является ведение портфолио, помогающее поддерживать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность. Состоит портфолио из 4 разделов: «Образовательный аспект деятельности», «Воспитательный аспект деятельности», «Официальные документы», «Отзывы и рекомендации». Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях.
Таким образом, я представила свою систему работы по развитию познавательной активности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Данная система мною используется на протяжении 12 лет и дает свои результаты.
Ученики 4 класса заняли I место в международном математическом конкурсе-игре «Кенгуру» (выполнив все задания, они набрали 100 баллов). Ученики 2 класса стали победителями и призерами этого же конкура в районе.
Ученица 3 класса заняла 1 место в районе в международном конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок» (91 балл).
Ежегодно мои ученики принимают активное участие и становятся победителями и призерами районного фестиваля «Радуга», районного конкурса «Душа по капле собирает свет».
Школьники – призеры районных выставок-конкурсов «Наследники Великой Победы», «Сказочный калейдоскоп», «Неразлучные друзья взрослые и дети», «Славься, Русь, на все времена».
Учащиеся класса неоднократно становились победителями школьного конкурса «Ученик года» в разных номинациях.
Дипломом победителя награждены ученики 2-3 классов после подведения итогов школьной долгосрочной игры «Найди свой КЛАД. Креативность. Лидерство. Активность. Доброта».
Литература
Быкова В.Г. Нестандартные формы организации урока. – Вязьма: Центр развития образования, 1995. – 2 с.
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. – Редакция и адаптация под web: Мандрик Р.А. (Краткие словари [http://slovo.yaxy.ru/])
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) /Сост. Н.Е. Буслаева, Л.А. Вохмянина, Т.В. Игнатьева. – М.: Просвещение, 1996. – С. 224.
Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., Просвещение, 1979.
8