12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кузнецова Светлана Валерьевна56
3

«Развитие познавательной деятельности на уроках математики с применением ИКТ».

«Развитие познавательной деятельности на уроках математики с применением ИКТ».

«…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». К.Д. Ушинский

Введение

Математика является ключом к познанию окружающего мира, базой научно – технического прогресса и важной компонентой развития личности. Она призвана воспитывать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Одной из основных задач учителя математики – развитие познавательных способностей. На развитие учащихся , формирование познавательного интереса наиболее успешно влияют логические разминки , творческие задания, дидактические игры, работы поискового и исследовательского характера, использование на уроках ИКТt1624299531aa.gif. Время диктует , что просто необходимы существенные перемены в образовании, новые методы и приемы в образовательном процессе.

Изучая математику человек учится мыслить, анализировать , проводить аналогии , обобщать и делать выводы. Самой распространенной формой обучения математике в современной школе остается урок. Однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения. Урок является вариативной и постоянно развивающейся формой организации коллективно – индивидуального обучения.

Обучение математике не должно сводиться только к сообщению определенных фактов и к отработке специальных навыков и умений. Оно призвано развивать познавательные способности ребенка, его интеллект , культуру и в конечном счете, должно быть направлено на формирование интеллектуальной личности. Обучение математике должно способствовать развитию любознательности , критичности , самоконтроля , дисциплинированности и. т.д.

Математика служит инструментом для овладения правилами и законами мышления.

Часто в своей практике мы используем различные логические приемы мышления, один из основных, на мой взгляд, – сравнение. Сравнение используется как в научных исследованиях, так и в обучении. С помощью сравнения выявляют сходство и различие предметов. Приемы сравнения , аналогии , анализа и синтеза служат формированию логического мышления и вообще облегчают обучение школьников навыками самостоятельных размышлений, способствуют активизации познавательного интересаt1624299531ab.gif.

В процессе обучения ребенок овладевает различными способами учебных действий , у него развиваются познавательные интересы , формируется социальная активность. Активизация познавательного интереса учащихся - одно из основных направлений совершенствования учебно – воспитательного процесса в школеt1624299531ac.gif.

Если ребенку интересно учиться, то он будет учиться и не только ради оценок, но и ради знаний. Перед учителем стоит важная задача , заинтересовать ребенка , то есть повысить мотивационную деятельность , вовлечь его в учебный процесс, таким образом , чтобы он мог оценить свои силы и возможности , чтобы каждый ученик сказал: « Я хочу научиться , потому что мне интересно» и «Я смогу овладеть знаниями» , « Мне нужны эти знания, что бы потом применить их в жизни ».

В качестве эффективных средств развития интереса к учебному предмету используются различные методы и приемы : дидактическая игра, разнообразие творческих заданий , проведение нетрадиционных уроков, использование сюжетных - ролевых игр, применение технических средств ИКТ. Логические разминки , «кодирование и расшифровка» информации , отгадывание загадок, ребусов, занимательные квадраты так же способствуют развитию у учащихся мыслительных операций и повышают интерес к учебеt1624299531ad.gif.

Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался познавательный интерес к учению?

Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.

Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и его отдельных разделов.

Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающегося.

1.Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

2.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

3.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Исходя из всего вышеизложенного, темой работы является «ИКТ на уроках математики как средство повышения познавательного интереса обучающихся».

Цель: рассмотреть влияние использования ИКТ на уроках математики на повышение познавательного интереса обучающихся.

Выделю основные направления моей работы по данной теме:

Исследование положительных и отрицательных факторов использования ИКТ

Изучение прикладного программного обеспечения, необходимого для создания материалов

Изучение и использование Интернет- ресурсов

Создание презентаций, тестов, дидактических материалов и т.д.

Формирование банка материалов

Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы.



Значение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.



Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.

В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:

использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;

использование современных информационных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;

рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;

использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;

использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;

организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;

использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;

интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [6, с.52].

На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ. Это может быть использование готовых программ по математике, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет. Всё это, в полной мере, относится и к внеурочной деятельности.

Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования обучающих программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу урока.

Вместе с тем, следует отметить положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе:

Новизна работы с компьютером вызывает у обучающихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения

Цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации

С помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения

Компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением

Становится шире набор применяемых учебных задач

Благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации

По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в определённой степени добиться следующих целей:

представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др);

использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью добиться максимальной эффективности урока; использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.

Применение средств информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.

Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Он призван содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между преподавателем и учащимся, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.

Урок – это не только ограниченный временными рамками отрезок образовательного процесса. Он должен отвечать принципам целостности, логической завершенности. Каждый этап урока должен быть обоснован по спектру выбора форм и приемов отвечать четкой поставленной цели. Важно учитывать возрастные категории учащихся 5 и 6 классов я часто провожу игровые уроки. Ведь через игру ребенок узнает мир и окружающую действительностьt1624299531ae.gif

На примере урока обобщения в 5 –м классе «Сложение и вычитание смешанных чисел» я расскажу как можно заинтересовать ребят, привлечь к работе.

Урок «Сложение и вычитание смешанных чисел» ( 5 – й класс, учебник Виленкина )

Цель урока: -повторить: понятие смешанной дроби; алгоритм выделения целой части из числа; алгоритм превращения смешанного числа в неправильную дробь; алгоритм сравнения смешанных чисел.

- закрепить: алгоритмы различных способов сложения и вычитания смешанных чисел , в примерах, задачах и уравнениях.

1. Учебные задачи направленные на достижение:

Личностного развития:

- продолжать развивать умение ясно, точно , грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

- развивать креативность мышления , инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;

- развивать абстрактное мышление и воображение.

Метапредметного развития:

- расширять кругозор, прививать умение совместно работать ( чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда); развивать способность видеть математическую задачу в окружающей жизни , в других дисциплинах.

Предметного развития:- формировать умения грамотно читать смешанные числа;

- формировать умение применять изученные правила сложения и вычитания смешанных чисел при решении задач и находить различные способы.

2. Тип урока: урок обобщения, решения, и систематизации знаний.

3. Формы урока: виртуально сюжетно – ролевая игра ( «Большое космическое путешествие»).

4.Формы работы учащихся:

-индивидуальная;

-фронтальная;

-самостоятельная работа;

- работа в парах;

- тестовый контроль;

- работа с таблицами.

5. Необходимое оборудование: Проектор и экран, Презентация .

На предыдущем уроке учащимся дается домашняя контрольная работа в форме анаграммы. Она служит в качестве отработки и обобщения полученных знаний, а так же подготовки к следующему уроку.

Домашняя работа: Какое же скучное это дело - решать примеры! Представь себе , что ты – разведчик . и тебе срочно нужно расшифровать сообщение. Собери скорее информацию, и ты прочтешь очень к5расивое высказывание – девиз нашего следующего урока.



Карточка №1



t1624299531af.gif

t1624299531ag.gif

t1624299531ah.gif

t1624299531ai.gif

t1624299531aj.gif

t1624299531ak.gif

t1624299531al.gif

н

м

з

и

а

о

е



t1624299531am.gif2) t1624299531an.gif 3) t1624299531ao.gif


4) t1624299531ap.gif 5) t1624299531aq.gif 6) t1624299531ar.gif

.

Карточка №2

20

t1624299531as.gif

11

t1624299531ai.gif

t1624299531at.gif

t1624299531au.gif

t1624299531av.gif

t1624299531aj.gif

t1624299531ak.gif

t1624299531al.gif

т

я

с

и

б

с

р

а

о

е



1) t1624299531aw.gif 2) t1624299531ax.gif 3) t1624299531ay.gif 4) ) t1624299531az.gif 5) t1624299531ba.gif



6) t1624299531bb.gif 7) t1624299531ar.gif 8) t1624299531bc.gif 9) t1624299531bd.gif 10) t1624299531be.gif



Карточка №3

t1624299531as.gif

11

t1624299531bf.gif

t1624299531at.gif

t1624299531av.gif

19

t1624299531as.gif

t1624299531al.gif

я

с

л

п

р

а

я

е

t1624299531ay.gif2) t1624299531bg.gif 3) t1624299531ar.gif 4) t1624299531bh.gif

5) ) t1624299531bi.gif 6) ) t1624299531bj.gif 7) t1624299531am.gif

В ходе решения анаграммы ребята получают красивое выражение «Знание собирается по капле ». Решая анаграмму состоящую из трех блоков , ребятам необходимо составить ключевую фразу. Именно эта фраза играет решающую роль не только в определении девиза следующего урока , но и его темы, целей и дидактических задач. В ходе проверки домашнего задания , которые проецируются через мультимедийный проектор , провожу беседу в форме ответов на вопросы: - какие правила вы применяли при выполнении домашнего задания?

- что вызвало особое затруднение?

- поделитесь своими впечатлениями от проделанной работы?

- на сколько вам было интересно решать анаграмму?

- как вы понимаете данные слова «Знание собирается по капле »?

Ребята без особого труда перечисляют все алгоритмы , с которыми им пришлось столкнуться в домашнем задании: сложение и вычитание смешанных чисел, сложение натурального числа с дробью, выделение целой части из числа, представление числа в неправильную дробь. Это все правила , которые они изучали на прошлых уроках.

Результаты и выводы

Сделаю выводы о результатах моей работы на данный момент. Применение средств ИКТ на уроках позволило мне:

Экономить время на уроках;

Совершенствовать традиционные методы обучения;

Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении;

Повысить мотивацию обучения, а как следствие: Улучшить усвоение предмета.

В дальнейшем я планирую продолжить изучение программных продуктов, ресурсов Интернет, их применение в образовательном процессе в качестве педагогических средств обучения. Результатом своей работы хочу увидеть:

дальнейшее повышение мотивации обучения, и, следовательно, качества знаний,

участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике, в том числе и интеллектуального характера,

формирование компетентной личности в области ИКТ с целью дальнейшей социализации.

Я считаю, что использование современных образовательных технологий в практике обучения способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков, является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.

Урок по теме “Признаки делимости”

Начинать урок можно так: «А знаете, ребята, я могу себя назвать мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам: делится ли ваше названное число на 2,3,4,5,6,9,10, не выполняя деления в столбик или на калькуляторе. Хотите проверить? Напишите у себя число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел».

Ребята с большим удовольствием начинают отыскивать числа. И когда они удивлены этим угадыванием, учитель предлагает: «А хотите, я вас научу? Мы приступаем к новой теме, которая поможет вам стать такими же мудрецами. Она называется «Признаки делимости».

Условия для мотивации достижения можно создать также через проблемную ситуацию.

Тема: “Геометрическая прогрессия

В старинной «Арифметике» Магницкого (которой в 2014 году исполнилось 311 лет) приведена следующая задача: «Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель приобретая лошадь, раздумал её покупать  и возвратил продавцу, говоря:

- Нет мне расчёта покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.

Тогда продавец предложил другие условия:

- Если по-твоему, цена лошади высока, то купи только её подковные гвозди. Лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в подкове 6. За 1-й гвоздь дай мне всего1/4 копейки, за 2-й – пол-копейки, за третий 1 копейку и т.д.

Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придётся уплатить не более 10 рублей. Так ли это?

Решение: Составим последовательность из 24 чисел (4 копыта по 6 гвоздей)

Данная последовательность является геометрической прогрессией.

Чтобы узнать стоимость покупки, надо найти сумму этих чисел.

Возникает вопрос: нельзя ли вывести формулу для решения этой задачи в общем виде?



Игра «Кодирование ответов»

Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений»

Урок посвящен Дню влюбленных. Учитель сообщает: « Один из великих математиков так сказал о любви: «Любить - это находить в счастье другого собственное счастье». Соотнесите уравнения и правила с ответами к ним, и вы узнаете фамилию этого ученого.  В результате выполнения задания, получается ответ – Лейбниц.

Немецкий философ, математик, физик, языковед Готфрид Вильгельм  Лейбниц оставил след и в российской науке: набросал план реформы учебного дела и проект Петербургской академии наук.

Применение ИКТ-технологий позволяет

разнообразить традиционные формы обучения

заметно повысить наглядность обучения

обеспечить его дифференциацию

облегчить контроль знаний учащихся

повысить интерес к предмету

закрепить изученный материал

организовать устный счет

постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися

В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию об ученых-математиках, математических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация – творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.







Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что программный курс по математике усложняется, очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения (см. Приложение 2). Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ.

Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.















Библиографический список

Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., – 1995. – 336 с.

Битянова М.Р. Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя /М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. – 110 с.

Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, – 1995. – 220 с.

Горемычкин А.И. О стратегии компьютеризации /А.И.Горемычкин // Информационные технологии. – 2009. – № 2. – с.10-16.

Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса /С.В.Гурьев. – М.: Просвещение, 2002. – 234 с.

Гусев В.В. Информационные технологии в образовательном процессе /В.В.Гусев, П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. – Орел: ВИПС, 1997. – 126 с.

Домрачев В. Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий /В. Г. Домрачев, И. В. Ретинская // Информационные технологии. – 1996. – № 2. – с. 10-13.

Уваров А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов /А.Ю.Уваров // Информатика и образование. – №7. – 2005.

Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. – М.: МГУ, 1972. – с. 260-273.

Черных В.В. Использование компьютерных технологий в образовании /В.В.Черных // Российское образование. – 2009. – № 11. – 24 с.



12


Опубликовано


Комментарии (1)

Соколова Елена Борисовна, 22.06.21 в 13:18 0Ответить Пожаловаться
Странный копипаст - какое отношение имеют приведённые фрагменты уроков к ИКТ? Источников 10, а ссылка на 11-й? А если серьёзно, статья https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnogo-interesa-na-urokah-matematiki/viewer разбавлена эссе https://www.infobraz.ru/library/mathematics/id16964
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.