Развитие познавательной деятельности на уроках математики с применением ИКТ
«Развитие познавательной деятельности на уроках математики с применением ИКТ».
«…ученье, лишённое всякого интереса, и взятое только силой принуждения,…убивает в ученике охоту к ученью, без которого он далеко не уйдёт». К.Д. Ушинский
ВведениеМатематика является ключом к познанию окружающего мира, базой научно – технического прогресса и важной компонентой развития личности. Она призвана воспитывать в человеке способность понимать смысл поставленной перед ним задачи, умение правильно, логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Одной из основных задач учителя математики – развитие познавательных способностей. На развитие учащихся , формирование познавательного интереса наиболее успешно влияют логические разминки , творческие задания, дидактические игры, работы поискового и исследовательского характера, использование на уроках ИКТ. Время диктует , что просто необходимы существенные перемены в образовании, новые методы и приемы в образовательном процессе.
Изучая математику человек учится мыслить, анализировать , проводить аналогии , обобщать и делать выводы. Самой распространенной формой обучения математике в современной школе остается урок. Однако его роль и место в организации образовательного процесса претерпевает изменения. Урок является вариативной и постоянно развивающейся формой организации коллективно – индивидуального обучения.
Обучение математике не должно сводиться только к сообщению определенных фактов и к отработке специальных навыков и умений. Оно призвано развивать познавательные способности ребенка, его интеллект , культуру и в конечном счете, должно быть направлено на формирование интеллектуальной личности. Обучение математике должно способствовать развитию любознательности , критичности , самоконтроля , дисциплинированности и. т.д.
Математика служит инструментом для овладения правилами и законами мышления.
Часто в своей практике мы используем различные логические приемы мышления, один из основных, на мой взгляд, – сравнение. Сравнение используется как в научных исследованиях, так и в обучении. С помощью сравнения выявляют сходство и различие предметов. Приемы сравнения , аналогии , анализа и синтеза служат формированию логического мышления и вообще облегчают обучение школьников навыками самостоятельных размышлений, способствуют активизации познавательного интереса.
В процессе обучения ребенок овладевает различными способами учебных действий , у него развиваются познавательные интересы , формируется социальная активность. Активизация познавательного интереса учащихся - одно из основных направлений совершенствования учебно – воспитательного процесса в школе.
Если ребенку интересно учиться, то он будет учиться и не только ради оценок, но и ради знаний. Перед учителем стоит важная задача , заинтересовать ребенка , то есть повысить мотивационную деятельность , вовлечь его в учебный процесс, таким образом , чтобы он мог оценить свои силы и возможности , чтобы каждый ученик сказал: « Я хочу научиться , потому что мне интересно» и «Я смогу овладеть знаниями» , « Мне нужны эти знания, что бы потом применить их в жизни ».
В качестве эффективных средств развития интереса к учебному предмету используются различные методы и приемы : дидактическая игра, разнообразие творческих заданий , проведение нетрадиционных уроков, использование сюжетных - ролевых игр, применение технических средств ИКТ. Логические разминки , «кодирование и расшифровка» информации , отгадывание загадок, ребусов, занимательные квадраты так же способствуют развитию у учащихся мыслительных операций и повышают интерес к учебе.
Каковы же основные условия, при которых возникал бы и развивался познавательный интерес к учению?
Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
Для проявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и его отдельных разделов.
Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающегося.
1.Слишком легкий и слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
2.Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
3.Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. хорошо владеющих компьютерными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Исходя из всего вышеизложенного, темой работы является «ИКТ на уроках математики как средство повышения познавательного интереса обучающихся».
Цель: рассмотреть влияние использования ИКТ на уроках математики на повышение познавательного интереса обучающихся.
Выделю основные направления моей работы по данной теме:
Исследование положительных и отрицательных факторов использования ИКТ
Изучение прикладного программного обеспечения, необходимого для создания материалов
Изучение и использование Интернет- ресурсов
Создание презентаций, тестов, дидактических материалов и т.д.
Формирование банка материалов
Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - монотехнологическое обучение, т.е. самостоятельная учебная работа ребенка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы.
Значение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Этому способствуют, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества и необходимостью соответствующей подготовки специалистов, так и внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятием государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появлением необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на интенсификацию труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.
С появлением компьютерных сетей школьники и учителя приобрели новую возможность оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную телекоммуникационную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано несколько миллиардов мультимедийных документов.
В настоящее время принято выделять следующие основные направления внедрения компьютерной техники в образовании:
использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
использование современных информационных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга;
интенсификация и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий [6, с.52].
На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с использованием ИТ. Это может быть использование готовых программ по математике, имеющихся в медиатеке; создание собственных образовательных ресурсов; работа в Интернет. Всё это, в полной мере, относится и к внеурочной деятельности.
Преимущества разработанных в соответствии с Государственными стандартами образования обучающих программ очевидны. Можно просто взять имеющийся электронный ресурс и непосредственно использовать его на уроке или на каком-то из его этапов. Таким образом, можно изучать целые темы или выбирать нужные фрагменты из программы, лишь комментируя их по ходу урока.
Вместе с тем, следует отметить положительные стороны в использовании ИКТ в образовательном процессе:
Новизна работы с компьютером вызывает у обучающихся повышенный интерес к работе с ним и усиливает мотивацию учения
Цвет, мультипликация, музыка, звуковая речь расширяют возможности представления информации
С помощью компьютера может быть реализована личностная манера общения
Компьютер активно включает учащихся в учебный процесс, позволяет им сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решением
Становится шире набор применяемых учебных задач
Благодаря компьютеру учащиеся могут пользоваться большим объемом ранее недоступной информации
По мере перехода от типографских учебников к компьютерным и от них к сетевым растет оперативность подготовки материала.
Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет преподавателю в определённой степени добиться следующих целей:
представить на уроках математики максимальную наглядность (благодаря настройки изображений, анимации и др);
использование на уроках разнообразных форм и методов работы с целью добиться максимальной эффективности урока; использование тестовых программ с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу.
Применение средств информационных технологий в учебном процессе позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализуя интерактивный диалог, предоставляя возможность самостоятельного выбора режима учебной деятельности и компьютерной визуализации изучаемых объектов. Индивидуальная работа ученика за компьютером создает условия комфортности при выполнении заданий, предусмотренных программой: каждый ребенок работает с оптимальной для него нагрузкой, так как не чувствует влияния окружающих.
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Он призван содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер не должен подменять собой взаимоотношения между преподавателем и учащимся, в противном случае образование утратит гуманитарный аспект.
Урок – это не только ограниченный временными рамками отрезок образовательного процесса. Он должен отвечать принципам целостности, логической завершенности. Каждый этап урока должен быть обоснован по спектру выбора форм и приемов отвечать четкой поставленной цели. Важно учитывать возрастные категории учащихся 5 и 6 классов я часто провожу игровые уроки. Ведь через игру ребенок узнает мир и окружающую действительность
На примере урока обобщения в 5 –м классе «Сложение и вычитание смешанных чисел» я расскажу как можно заинтересовать ребят, привлечь к работе.
Урок «Сложение и вычитание смешанных чисел» ( 5 – й класс, учебник Виленкина )
Цель урока: -повторить: понятие смешанной дроби; алгоритм выделения целой части из числа; алгоритм превращения смешанного числа в неправильную дробь; алгоритм сравнения смешанных чисел.
- закрепить: алгоритмы различных способов сложения и вычитания смешанных чисел , в примерах, задачах и уравнениях.
1. Учебные задачи направленные на достижение:
Личностного развития:
- продолжать развивать умение ясно, точно , грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
- развивать креативность мышления , инициативу, находчивость, активность при решении математических задач;
- развивать абстрактное мышление и воображение.
Метапредметного развития:
- расширять кругозор, прививать умение совместно работать ( чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда); развивать способность видеть математическую задачу в окружающей жизни , в других дисциплинах.
Предметного развития:- формировать умения грамотно читать смешанные числа;
- формировать умение применять изученные правила сложения и вычитания смешанных чисел при решении задач и находить различные способы.
2. Тип урока: урок обобщения, решения, и систематизации знаний.
3. Формы урока: виртуально сюжетно – ролевая игра ( «Большое космическое путешествие»).
4.Формы работы учащихся:
-индивидуальная;
-фронтальная;
-самостоятельная работа;
- работа в парах;
- тестовый контроль;
- работа с таблицами.
5. Необходимое оборудование: Проектор и экран, Презентация .
На предыдущем уроке учащимся дается домашняя контрольная работа в форме анаграммы. Она служит в качестве отработки и обобщения полученных знаний, а так же подготовки к следующему уроку.
Домашняя работа: Какое же скучное это дело - решать примеры! Представь себе , что ты – разведчик . и тебе срочно нужно расшифровать сообщение. Собери скорее информацию, и ты прочтешь очень к5расивое высказывание – девиз нашего следующего урока.
Карточка №1
|
|
|
|
|
|
|
н | м | з | и | а | о | е |
2) 3)
4) 5) 6)
.
Карточка №2
20 |
| 11 |
|
|
|
|
|
|
|
т | я | с | и | б | с | р | а | о | е |
1) 2) 3) 4) ) 5)
6) 7) 8) 9) 10)
Карточка №3
| 11 |
|
|
| 19 |
|
|
я | с | л | п | р | а | я | е |
2) 3) 4)
5) ) 6) ) 7)
В ходе решения анаграммы ребята получают красивое выражение «Знание собирается по капле ». Решая анаграмму состоящую из трех блоков , ребятам необходимо составить ключевую фразу. Именно эта фраза играет решающую роль не только в определении девиза следующего урока , но и его темы, целей и дидактических задач. В ходе проверки домашнего задания , которые проецируются через мультимедийный проектор , провожу беседу в форме ответов на вопросы: - какие правила вы применяли при выполнении домашнего задания?
- что вызвало особое затруднение?
- поделитесь своими впечатлениями от проделанной работы?
- на сколько вам было интересно решать анаграмму?
- как вы понимаете данные слова «Знание собирается по капле »?
Ребята без особого труда перечисляют все алгоритмы , с которыми им пришлось столкнуться в домашнем задании: сложение и вычитание смешанных чисел, сложение натурального числа с дробью, выделение целой части из числа, представление числа в неправильную дробь. Это все правила , которые они изучали на прошлых уроках.
Результаты и выводы
Сделаю выводы о результатах моей работы на данный момент. Применение средств ИКТ на уроках позволило мне:
Экономить время на уроках;
Совершенствовать традиционные методы обучения;
Реализовывать личностный и дифференцированный подходы в обучении;
Повысить мотивацию обучения, а как следствие: Улучшить усвоение предмета.
В дальнейшем я планирую продолжить изучение программных продуктов, ресурсов Интернет, их применение в образовательном процессе в качестве педагогических средств обучения. Результатом своей работы хочу увидеть:
дальнейшее повышение мотивации обучения, и, следовательно, качества знаний,
участие учащихся в дистанционных олимпиадах и конкурсах по математике, в том числе и интеллектуального характера,
формирование компетентной личности в области ИКТ с целью дальнейшей социализации.
Я считаю, что использование современных образовательных технологий в практике обучения способствует созданию и поддержанию высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся; увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков, является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.
Урок по теме “Признаки делимости”
Начинать урок можно так: «А знаете, ребята, я могу себя назвать мудрецом. Я могу мгновенно ответить вам: делится ли ваше названное число на 2,3,4,5,6,9,10, не выполняя деления в столбик или на калькуляторе. Хотите проверить? Напишите у себя число и определите делится ли оно на какое-нибудь из названных чисел».
Ребята с большим удовольствием начинают отыскивать числа. И когда они удивлены этим угадыванием, учитель предлагает: «А хотите, я вас научу? Мы приступаем к новой теме, которая поможет вам стать такими же мудрецами. Она называется «Признаки делимости».
Условия для мотивации достижения можно создать также через проблемную ситуацию.
Тема: “Геометрическая прогрессия”
В старинной «Арифметике» Магницкого (которой в 2014 году исполнилось 311 лет) приведена следующая задача: «Некто продал лошадь за 156 рублей. Но покупатель приобретая лошадь, раздумал её покупать и возвратил продавцу, говоря:
- Нет мне расчёта покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.
Тогда продавец предложил другие условия:
- Если по-твоему, цена лошади высока, то купи только её подковные гвозди. Лошадь же тогда получишь в придачу бесплатно. Гвоздей в подкове 6. За 1-й гвоздь дай мне всего1/4 копейки, за 2-й – пол-копейки, за третий 1 копейку и т.д.
Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придётся уплатить не более 10 рублей. Так ли это?
Решение: Составим последовательность из 24 чисел (4 копыта по 6 гвоздей)
Данная последовательность является геометрической прогрессией.
Чтобы узнать стоимость покупки, надо найти сумму этих чисел.
Возникает вопрос: нельзя ли вывести формулу для решения этой задачи в общем виде?
Игра «Кодирование ответов»
Урок по теме «Решение дробных рациональных уравнений»
Урок посвящен Дню влюбленных. Учитель сообщает: « Один из великих математиков так сказал о любви: «Любить - это находить в счастье другого собственное счастье». Соотнесите уравнения и правила с ответами к ним, и вы узнаете фамилию этого ученого. В результате выполнения задания, получается ответ – Лейбниц.
Немецкий философ, математик, физик, языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц оставил след и в российской науке: набросал план реформы учебного дела и проект Петербургской академии наук.
Применение ИКТ-технологий позволяет
разнообразить традиционные формы обучения
заметно повысить наглядность обучения
обеспечить его дифференциацию
облегчить контроль знаний учащихся
повысить интерес к предмету
закрепить изученный материал
организовать устный счет
постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися
В качестве домашнего задания учащимся предлагается найти информацию об ученых-математиках, математических величинах, изучить какие-то факты, разделы, темы и составить мультимедийную презентацию. Созданная учащимися презентация – творческая работа, в которой сочетаются текстовая информация и графические изображения, звуковые эффекты, часть материала переносится в формат гиперссылок. Учащимися при этом используется программа Power Point из пакета программ Microsoft Office.
Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно создавать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся.
Заключение
Подводя итог, хочется отметить, что программный курс по математике усложняется, очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя.
Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения (см. Приложение 2). Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм. В соответствии с поставленными целями, ИКТ должны помочь ученику получить более качественные знания, которые необходимы для успешной сдачи ЕГЭ.
Из выше сказанного следует, что знания усваиваются учеником благодаря его собственной деятельности, организуемой и управляемой так, чтобы ученик имел перед собою реальные ориентиры, позволяющие ему совершать все действия правильно и одновременно контролировать себя.
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. //М., – 1995. – 336 с.
Битянова М.Р. Профессия – школьник. Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. Пособие для учителя /М.Р.Битянова, Т.В.Азарова, Т.В.Земских. – М.; Генезис, 2000. – 110 с.
Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. // М.: Информатика, – 1995. – 220 с.
Горемычкин А.И. О стратегии компьютеризации /А.И.Горемычкин // Информационные технологии. – 2009. – № 2. – с.10-16.
Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса /С.В.Гурьев. – М.: Просвещение, 2002. – 234 с.
Гусев В.В. Информационные технологии в образовательном процессе /В.В.Гусев, П.И.Образцов, В.М.Щекотихин. – Орел: ВИПС, 1997. – 126 с.
Домрачев В. Г. О классификации компьютерных образовательных информационных технологий /В. Г. Домрачев, И. В. Ретинская // Информационные технологии. – 1996. – № 2. – с. 10-13.
Уваров А.Ю. На пути к общественной коллекции цифровых образовательных ресурсов /А.Ю.Уваров // Информатика и образование. – №7. – 2005.
Управление познавательной деятельностью учащихся / Под ред. П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной. – М.: МГУ, 1972. – с. 260-273.
Черных В.В. Использование компьютерных технологий в образовании /В.В.Черных // Российское образование. – 2009. – № 11. – 24 с.
12
Соколова Елена Борисовна