Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Разноцветное путешествие»
«Разноцветное путешествие»
Коррекционно-развивающее занятие направлено на актуализацию представлений детей о «цвете»; развитие познавательных и коммуникативных навыков. Занятие включает в себя игры на развитие психических процессов, психогимнастические упражнения.
Цель: уточнение и расширение знаний детей о цветах спектра, их оттенках и тонах.
Задачи:
- закрепить знание холодных и теплых оттенков, навыки получения нового цвета, оттенков цвета путем смешивания красок;
- продолжать учить приемам саморасслабления, развивать координацию движений;
- развивать цветовосприятие;
- развивать познавательную, творческую активность, навыки произвольного поведения и самоконтроля, эстетический вкус;
- воспитывать любознательность, навыки коллективной деятельности.
Материалы: костюм художника (берет, шарф, кисти, палитра); разноцветные колпачки, медальоны и банты из широких лент на обувь; полоса препятствий (кочки, сенсорные дорожки, гимнастические скамейки, крупные мягкие модули); серединка и лепестки цветов определенного оттенка; разноцветные цифры; звезда оригами, квадраты бумаги для оригами, клей, кисти для клея; палитра (листы бумаги для рисования), гуашь, кисти; картина для раскрашивания, разделенная на части по количеству детей; музыкальное сопровождение.
Ход занятия
Вводная медитация. «Выливание из кувшинчика».
Педагог предлагает детям представить себя на берегу ручья с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой.
Дети, сидя на пятках, медленно наклоняют голову к полу и «выливают» из головы то, чего сейчас там не должно быть: боль, обиду, злобу. Ребята представляют свою голову расписным кувшинчиком, из которого нужно вылить грязную воду, чтобы налить чистую.
Педагог обращает внимание детей на то, что в группе как-то обыденно, мало ярких красок, поэтому и настроение не очень веселое.
- Как вы думаете, кто бы мог нам помочь украсить группу яркими красками? (Художник) Как раз сегодня утром я встретила знакомого художника, и он обещал прийти к нам в гости. Давайте позовем его.
Пока дети зовут художника, педагог за ширмой переодевается в художника.
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Радужка. Отгадайте, кто я по профессии? Как вы догадались? (У художника в руках кисти и палитра.) Когда я собирался к вам в гости, на мои волшебные краски упала черная клякса, и все вокруг сразу стало серым, черным, тоскливым. Вот и в группе, я вижу, клякса уже начала свое черное дело. Хотите помочь мне вернуть разноцветные краски? Тогда нам надо отправиться в волшебную страну красок.
Куда же краски делись?
Может быть, краски спрятались в сказке?
В чащах лесных и цветах полевых?
В теплых окошках, в нарядных матрешках?
Кисть и палитра помогут в пути
Разные краски ребятам найти.
- Чтобы попасть в волшебную страну, вам самим надо превратиться в краски. Пусть каждый из вас выберет свой любимый цвет (для выбора предложить детям наглядную опору в виде веера цветов и оттенков).
Педагог следит, чтобы ребята не повторяли один и тот же выбор, лучше взять другой оттенок.
Художник надевает на детей шапочки выбранного цвета, украшает обувь бантами такого же цвета. Дети вешают себе медальон выбранного цвета и отправляются в путешествие по полосе препятствий. По дороге ребята должны выполнить следующие задания.
Задание 1. Правильно сложить многоцветик от самого темного цвета до самого светлого.
Задание 2. П/игра «К своему домику беги».
По команде воспитателя дети бегут к домику, номер которого по цвету совпадает с медальонами ребят.
Задание 3. Восстановить потерянные лучики звездочки. Из бумаги разного цвета способом оригами сложить элементы звездочки, восстановить цветовую последовательность и «починить» звезду (склеить).
Задание 4. Экспериментирование с красками. Разделить цвета на холодные и теплые оттенки (для Королевы Сосульки и Солнышка).
Предложить ребятам самостоятельно получить разноцветные краски, смешивая в различных сочетаниях три цвета (желтый, красный и синий), а оттенки – путем насыщения белым цветом.
За каждое правильно выполненное задание (1,2,3) дети находят одну краску.
- Наконец, мы преодолели все препятствия, собрали нужные нам краски, и вспомнили правила их смешивания для получения новых цветов и оттенков. Теперь мы можем возвратиться в группу и приступить к ее украшению. А в обратный путь мы отправимся на облаках.
Этюд психогимнастики «Облако»
Педагог предлагает ребятам устроиться поудобнее на ковре, закрыть глаза и слушать его голос (звучит плавная музыка).
Представь себе теплый весенний день. Вокруг все спокойно и тихо. Тебе тепло и уютно. (Пауза.) Ты лежишь на траве и смотришь вверх на проплывающие в небе облака – белые, большие, пушистые. С каждым вдохом и выдохом ты начинаешь медленно и плавно подниматься в воздух: сначала ты совсем низко над травой, но вдох-выдох, вдох-выдох – и ты поднимаешься все выше и выше, к самым облакам. (Пауза.) Ты поднимаешься к самому большому и пушистому, к самому замечательному облаку на небе. И вот ты уже лежишь на этом облаке. Почувствуй, как приятно парить на нем в вышине. (Пауза.)
Облако дает тебе хорошую энергию, ты почувствуешь себя сильным и счастливым. Эти чувства останутся с тобой на весь день. (Пауза.) В любой момент, как только ты захочешь вернуться на землю, скажи об этом своему облаку, и оно медленно поплывет вниз, все ближе и ближе к земле. И когда ты благополучно окажешься снова на земле, облако отправится на небо. Посмотри, как оно медленно уплывает ввысь, оно словно улыбается тебе. Улыбнись и ты ему. (Пауза.) Это – твое собственное облако, и каждый раз, когда тебе понадобится отдохнуть, ты можешь снова позвать его. Твое облако будет радо снова тебя встретить. А сейчас потянись, открой глаза и улыбнись своему облаку.
Педагог снимает костюм художника.
- Вот мы и вернулись в группу. Посмотрите, художник оставил нам что-то. Да это же картина! Только пока она совсем бесцветная. Что же нам с ней делать? (Дети высказывают свои предположения.) Конечно, ее надо раскрасить.
Без красок красоты на свете нет.
Траве необходим зеленый цвет
И желтый, что на небе светит.
Давайте же раскрасим все на свете.
Давайте все раскрасим,
Долой тоску и грусть.
Пусть будет мир прекрасен
И счастлив будет пусть.
Рисунок разбирают по частям. Каждый ребенок раскрашивает выбранную им часть, и рисунок собирают.
- Ребята, посмотрите, какая красота! Картина засияла разноцветными красками. Теперь мы можем украсить ею нашу группу.
Ресурсы
Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
Сервисы
Картотека игр и упражнений по психогимнастике
Система релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста
https://urok.1sept.ru/статьи/101114/
Схема для звезды оригами