Развитие произвольности у детей раннего дошкольного возраста

2
0
Материал опубликован 5 August

Развитие произвольности у детей раннего дошкольного возраста, как предпосылка формирования речевой деятельности

Прокофьева Юлия Алексеевна

учитель - логопед

структурного подразделения «Служба ранней диагностики коррекции и развития ребёнка и его семьи» ГБУ ДПО «Новокуйбышевский РЦ»


«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

Иван Петрович Павлов



Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий особенно сложных и проблемах координации. Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию кинезиотерапию, массаж, нейрокоррекцию сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию, логотерапию речевую гимнастику, логоритмику.

Ключевые слова: развитие, сенсорная интеграция, ребенок, общая моторика, пальчиковая гимнастика, мелкая моторика рук, слоговая структура слова.

Диспраксия в переводе с греческого «dys» – нарушение, «praxis» – деятельность. Нарушение сферы произвольных, последовательных, целенаправленных двигательных актов у детей при отсутствии патологии мышечного тонуса, параличей и прочих отклонений, которые проявляются в трудности планирования и выполнения различных действий (особенно сложных) и проблемах координации.

«Синдром детской неуклюжести» встречается у 5 – 20% детей. Среди мальчиков данное нарушение отмечается в 4 раза чаще, чем у девочек. Зачастую дети с данным видом нарушения имеют ряд сопутствующих расстройств: дефицит внимания, гиперактивность, затрудненность с социальной адаптацией, хотя интеллект может быть нормальным и даже высоким.

В основе праксиса (или произвольных движений) лежат: восприятие, а также сенсорная интеграция. С двух лет  можно уже говорить о формировании первичного праксиса. По мнению профессора Т.Г.Визель  (доктора психологических наук) пальцевый, мануальный праксис оценивать можно с двух с половиной лет, праксис оральный  – с трех лет, с четырех лет – артикуляторный.

Данное нарушение диагностируется при нейропсихологическом и логопедическом обследовании ребенка, из методов медицинской диагностики используется ЭЭГ, ВП. Терапия включает физическую реабилитацию (кинезиотерапию, массаж), нейрокоррекцию (сенсорную интеграцию, мозжечковую стимуляцию), логотерапию (речевую гимнастику, логоритмику).

Задачи:

развитие межполушарной специализации, взаимодействия и синхронизация межполушарных связей;

развитие крупной, мелкой, артикуляционной моторики;

развитие координации и равновесия;

развитие когнитивных процессов: внимания, памяти, мышления, речи.

Данные задачи реализуются в несколько этапов.

1 этап – развитие общей моторики.

Способность управлять своим телом, пальцами зависит от развития сенсорной интеграции ребёнка. В рамках этого подхода мной широко применяются методы сенсорной интеграции: тактильная, зрительная, обонятельная и вкусовая стимуляция. На занятиях с детьми раннего возраста применяются упражнения с полусферами, ортоковрикиками, тактильными мешочками, ладошками, с сенсорными коробками и дорожками различной текстуры для самомассажа стоп (крупами, тканями, шишками, палками, мочалками и т.д.). При этом следует помнить, что выполняемый массаж нацелен на улучшение тактильной чувствительности и воздействие не должно быть длительным.

Развивать общую моторику с детьми возможно на примере простых имитационно-подражательных движений серия игр «Повтори за мной»:

игры с использованием детских музыкальных инструментов, где неречевому звуку присваивается речевое слово: «динь-тук-бом!» (звонок, молоток, барабан), «Ля-ля-л»! (Металлофон), «Динь-динь» (Колокольчик) и т.д.;

песенки-звукоподражания: «Лиса – са-су-сы-со», «Караси-си-ся-се» и т.д.

Для развития координации движений мной используются элементы игр и упражнений с координационной лестницей. Координационная лестница — это тренажер, имитирующий плоскую горизонтальную лестницу. Ее мы упростили до разметки цветным скотчем на полу для выполнения самых разных упражнений: от ходьбы до бега и прыжков.

Обычная ходьба. Возраст: с 3 лет.

Исходное положение — стоя, лицом к лестнице, ноги вместе, руки на пояс. Спину держать прямо, смотреть вперед.

В ползании.

«Маленький паучок». Возраст: с 3 лет.

Исходное положение — лицом к лестнице, упор присев, руки в первой ячейке лестницы, смотреть вперед.

2 этап – развитие пространственно-временного ориентирования.

Для развития пространственно-временного ориентирования у детей дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие упражнения:

учим расставлять предметы относительно друг друга (машина перед домом, справа от курицы, за конем Севой и т.д.);

отрабатываем игры с применением предлогов на основе отработанного опорного образца (с одним предлогом), игра «Если металофон звучит громко, едет машина скорой помощи по длинной дороге, если звучит тихо, едет полицейская машина по короткой дороге, игра «Рассади зверей в вагончики» (при отработке пространственных отношений между предметами «около, рядом, между, впереди, сзади, наверху, внизу»);

учим бросать мяч: вверх, высоко, низко, далеко, близко, от себя, слева, справа;

учим выполнять инструкции: шаг вперед, шаг назад, шаг вправо, шаг влево, подай предмет за тобой, перед собой, поставь игрушку справа от себя;

учим определять местоположение одного предмета, относительно другого (где?).

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики рук предполагает развитие зрительно – пространственной координации: глаз – рука.

Учим чувствовать пальчики, овладевать пинцетным захватом (брать указательным и большим пальцем). Для этого подключаем прищепки, пинцеты, бобы, фасоль, кофе в зернах и другие мелкие предметы (сортировка, перекладывание).

Развиваем пальцы через простые упражнения: сминаем ладошкой бумагу, рвем бумагу на мелкие кусочки, катаем колбаски из пластилина, из теста (не ладонью, а фалангами пальцев), отщипываем кусочки. Нажимаем на пластилин указательным пальцем - растягивая по листу бумаги. Работа над переключаемостью руки заключается в том, чтобы ребенок мог в динамике менять позу пальцев рук. Для этого хорошо подходит пальчиковая гимнастика и такие упражнения, как «Пальчик-кулак». Попади мячом в корзину, просунь предмет в нужное отверстие, выложи рисунок из спичек, счетных палочек, продолжи ряд на листе бумаги по клеткам, графический диктант. На занятиях мы используем суждок-терапию, пальчиковую гимнастику  бизиборды. Для детей проводятся сеансы песочной и арт-терапии. Отличным занятием, направленным на развитие мелкой и тонкой моторики  для малышей станет игра: «Резиночки на пальчики». Главная задача — правильно подобрать и надеть резиночки на пальцы, в соответствии с изображением на карточке. Помимо тренировки пальчиков, ребенок запоминает и соотносит цвета, учится выполнять задание по образцу, развивает координацию движений. Примеры игр:

наполнить небольшую ёмкость маленькими и большими резинками, спрятать небольшие игрушки (модификация игры «Волшебный мешочек»), а затем предложить детям их найти;

надевать на указательный палец или палочку резинки одного цвета;

раскладывать резинки по коробочкам или тарелкам в соответствии с цветом, доставать прищепками большие и маленькие резинки из ёмкости.

Работа над моторной программой, в частности над способностью начинать, переключать и завершать моторное действие. Для этого обязательно совмещение речевого развития с двигательным.

Работа над моторной программой строится следующим образом:

учим выстраивать визуально-ритмические ряды с использованием парковок, ритмичных кругов, с пересечением серединной линии тела, выполняем простую последовательность: один-один, усложняем – два-один; один-два; потом один-один-один;

пропевание гласных звуков с утрированной артикуляцией с применением зрительного образа гласных звуков (применение интерактивной песочницы, рисуем образ гласного звука одной рукой, двумя руками одновременно пропевая звуки, применение резинок для волос - вытягиваем губы в резинку пропевая-О-О-О, растягиваем резинку в стороны – пропеваем - И-И-И), как девочка в лесу кричит «а-у», малыш плачет «у-а».

Следующий этап – развитие слоговой структуры слова, который является основной целью работы в рамках рассматриваемой проблемы. Формирование слоговой структуры слова следует достигать при проведении следующих упражнений:

воспроизведение изолированных языковых единиц (гласных звуков и слогов), при этом необходимо включать в работу только ранее вызванные и сохранные звуки и слоги;

воспроизведение цепочек слогов (согласный + гласный, гласный + согласный, гласный + согласный + гласный и т.д.);

открытые слоги с повторяющимся согласным – «ба-ба» «дя-дя» «ма-ма»;

открытые слоги с разными согласными – «ма-ня», «ма-ки», «луна», «ва-та»;

затем закрытые слоги – «ам-ам», «ат-ам», «ат-ум»;

и, наконец, со стечением согласных: «ква-ква», «ква-кву», «бда-бду», «мна-мну».

При работе над формированием слоговой структуры слова необходимо подключить динамический праксис: ребенок прыгает на коврик, говорит «ды», садится на корточки говорит «ня». И дальше прыжок-присест. В данном случае формируется не только скоординированные, последовательные движения, но и происходит развитие слухоречевой памяти.

Работа по преодолению диспраксии проводиться не только на занятиях в рамках Службы, но и дома вместе с родителями. Совместная работа родителей и логопеда является одним из важнейших компонентов всей коррекционной работы и во многом определяет её успешность.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.