Формирование пространственных представлений у детей раннего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений.
Проблему восприятия пространства детьми раннего и дошкольного возраста исследовали П. Ф. Лесгафт, М. Ю. Кистяковская, Б. Г. Ананьев, Т. А. Мусейибова, Э. Я. Степаненкова и др.
По мнению Н.Е. Веракса пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов.
Процесс формирования пространственных представлений у детей устанавливается постепенно и требует от родителей педагогов особого внимания.
Ведущую роль в освоении пространственных представлений играет жизненный опыт ребенка.
Такой опыт дошкольник получает в процессе творческих занятий. Создавая рисунок, ребенок учится располагать изображения на листе бумаги, таким образом формируется важный навык-ориентировка на поле листа бумаги. Навык пространственных представлений необходим ребенку для создания творческих работ, для написания различных элементов: букв, цифр. Сформировать данный навык помогают различные упражнения с карандашом и листом бумаги. Рассмотрим одно из них.
Для выполнения упражнения необходимы карандаш и несколько альбомных листов форматов А4, А5, А6. На первом этапе дошкольник учится находить центр на небольшом листе. Все стороны листа делятся на две равные части, на сторонах ставятся штрихи. Далее ребенок соединяет штрихи линиями. Таким образом лист делится условно на 4 части. Место пересечения линий является центром листа. После работы с листом малого размера постепенно осуществляется переход на альбомные листы большего формата.
Формирование пространственных представлений является длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.
Недостаточность сформированности пространственных, представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка.
Дополнительная литература
- Мусейибова Т.А. Развитие пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста: Дисс.канд. пед. наук. Л.- 1964.
- Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрис-пресс, 2007