«Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

0
0
Материал опубликован 8 November

«Развитие речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Методическая разработка включает подборку дидактических игр и упражнений по развитию речи для старшего дошкольного возраста. Материал составлен с учётом основных направлений речевого развития и предназначен для формирования и закрепления навыков практического словообразования, словоизменения, звукопроизношения, развития связной речи и общения в игровой деятельности. 

В соответствии с требованиями, которые предъявляются к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования на федеральном уровне, развитие каждого ребёнка должно быть приоритетной задачей в работе педагогов.

Для полноценного развития личности ребёнка ключевое значение имеет когнитивно-речевой компонент, где речь играет доминирующую роль.

Речь сопровождает все виды деятельности ребёнка.

Чем более богатой и правильной будет речь ребёнка, тем легче ему будет выражать свои мысли, тем больше у него будет возможностей для познания окружающего мира, тем богаче будут его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее будет его психическое развитие.

Формирование правильной речи — важная задача дошкольного образования. Проблема речевого развития дошкольников остается актуальной из-за высокого процента речевых нарушений. Образная, богатая речь дошкольников — редкое явление. Нарушения речи отражаются на деятельности и поведении ребенка. Дети становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, осознавая свой недостаток. Правильное произношение звуков и слов важно в период обучения грамоте, когда письменная речь формируется на основе устной. Недостатки устной речи могут привести к учебной неуспеваемости. Анализ научной литературы показывает, что игровая деятельность имеет преимущества в развитии речи дошкольников.

Важность дидактических игр для развития речи ребёнка

Игра развивает язык, а язык организует игру. Главное назначение игр – развитие ребёнка. Благодаря дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в доступной и привлекательной для детей игровой форме.

Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и активизирует словарь,
формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь и умение правильно выражать свои мысли.

Несмотря на преимущества дидактических игр в развитии речи детей, они не в должной мере применяются в педагогическом процессе дошкольных учреждений из-за небогатого арсенала у воспитателей игр и упражнений. Данная методическая разработка создана для решения этой проблемы. 

Проблемы:

Представленные в методической разработке игры и упражнения направлены на:

– обогащение активного и пассивного словаря дошкольников;
– развитие слоговой структуры слова, фонематического слуха;
– формирование грамматического строя речи;
– закрепление навыков пользования инициативной речью. 

Основная цель – повысить речевой уровень детей через дидактическую игру.​​​​​​​

Результат работы:

Дети должны уметь объяснять правила игры, оценивать ответы сверстников, употреблять сложные предложения, использовать прямую и косвенную речь, составлять рассказы по образцу, схеме, сюжетной картине или набору картинок, сочинять концовки к сказкам, пересказывать события из личного опыта, по сюжетной картине или набору картинок, пересказывать небольшие литературные произведения, отгадывать загадки, определять место звука в слове, подбирать к существительным несколько прилагательных и антонимы. Данные игры способствуют пополнению словарного запаса детей, расширению кругозора, развитию внимания, памяти и мышления.


Комплекс дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Для расширения словарного запаса и улучшения грамматики. 

«Корзинка»

Дидактическая задача:  использовать суффиксы для образования уменьшительно-ласкательных существительных, соотнося действия с их названием.

Организация игры.

  1. Один из участников игры — затейник — говорит, что он кладёт в корзинку, например: «Я кладу в корзинку ложку» или «Я кладу в корзинку шишку».
  2. Следующий игрок должен подобрать слово, обозначающее небольшой объект, который можно положить в корзинку вместе с предыдущим. Например, если первый игрок сказал про ложку, то можно ответить: «Я кладу в корзинку ложечку». Если первый игрок сказал про шишку, то можно ответить: «Я кладу в корзинку шишечку».
  3. Когда слова заканчиваются, можно добавить в описание объекта какой-нибудь признак, чтобы облегчить задачу следующему игроку. Например, можно сказать: «Я кладу в корзинку круглую пуговицу» или «Я кладу в корзинку сосновую шишку».
  4. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не сделает ошибку. В этом случае он выбывает из игры, а следующий игрок может продолжить придумывать слова.

«Ищем рифмы» 

Дидактическая задача:  правильно использовать родительный падеж множественного числа существительных.

Организация игры.

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок) И щенков без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. 

По образцу этой игры на использование существительных в родительном падеже множественного числа. можно брать  и другие стихи и делать то же самое.

          «Чьё это?»

Дидактическая задача:  согласование существительных и прилагательных в нужном числе и падеже.

Организация игры.

Воспитатель демонстрирует детям изображение животного и предлагает ответить на вопросы, используя одно слово. Вопросы касаются частей тела животного: чей хвост? чьё ухо? чья голова?

Например, для коровы — коровий, коровье, коровья, коровьи.

Для зайца — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Для овцы — овечий, овечье, овечья, овечьи.

«Неразборчивое письмо». 

Дидактическая задача: совершенствовать умение в построении развёрнутых предложений.

   Материал. Игрушка Зайчонок.

   Организация игры.  Воспитатель:

— Зайчонок получил письмо от медвежонка. Но из-за дождя некоторые слова в письме размыло. Давайте поможем зайчонку прочитать письмо. Вот что пишет медвежонок Мишутка:

«Здравствуй, Зайчонок!

Я пишу тебе из зоопарка. Однажды я ослушался маму и забрался так далеко, что... Я долго блуждал по лесу и... Выйдя на поляну, я попал... Я попал в яму, потому что... Там было так глубоко, что... Пришли охотники и... Теперь я живу... У нас есть площадка для... На площадке для молодняка есть много... Мы играем с... За ними ухаживают... Они нас любят, потому что...

Скоро к нам приедет дрессировщик из... Надеюсь попасть в... Как здорово уметь... Жди следующего письма из... До свидания, Мишутка!»

Воспитатель читает письмо, а дети помогают ему, дополняя предложения.

«Составь предложение».

  Дидактическая задача: совершенствовать речевую активность, быстроту мышления.

     Правило игры: чтобы передать камешек другому игроку, нужно сначала составить предложение, используя слово, которое назвал ведущий.

Организация игры.

В начале игры дети и воспитатель садятся в круг.

Воспитатель объясняет правила:

— Сегодня мы будем сочинять предложения. Я буду говорить слово, а вы должны быстро составить с ним предложение. Например, я скажу «близко», и передам камешек Кате. Она должна быстро ответить: «Я живу близко от детского сада». Затем она называет своё слово и передаёт камешек следующему игроку. Слово в предложении должно быть в той же форме, в которой его загадал предыдущий игрок.

Камешек передаётся по кругу от одного игрока к другому. Если дети затрудняются с ответом, воспитатель может помочь.

   На развитие звуковой культуры речи 

     «Придумай слово»

Дидактическая задача: определение количества слогов в слове.

Оборудование: посылка.

Организация игры. В процессе игры ребёнок должен придумать слово, соответствующее определённым условиям:

— слово начинается с заданного звука;
— слово имеет заданное количество слогов;
— слово соответствует заданной схеме и т. д.

Например, взрослый говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно назвать пароль. А пароль сегодня начинается со звука «м» или «мь». Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут стараться изо всех сил придумать нужное слово.

Однако здесь важно учитывать один момент: если кто-то из детей не может подобрать слово по какой-то причине, взрослый должен ненавязчиво помочь этому ребёнку. Желательно, чтобы помощь исходила от других детей.

 «Приключение в сказочной стране»

Дидактическая задача: развитие фонематического слуха.

Организация игры. Взрослый предлагает вспомнить сказку «Три медведя». Затем он меняет высоту голоса и просит угадать, кто говорит:

Михайло Иванович (низкий голос),
Настасья Филипповна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос).

Один и тот же вопрос задаётся трижды, но с разной интонацией:

— Кто сидел на моём стуле?
— Кто ел из моей чашки?
— Кто спал в моей постели?

И так далее.

«Красный и зелёный»

Дидактическая задача: развивать у детей слуховое внимание.

Организация игры. Взрослый предлагает ребёнку сыграть в игру. Для этого он даёт ему два кружка — красный и зелёный.

Суть игры заключается в том, что, если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок. Если же название будет неверным, то нужно поднять красный.

После этого взрослый показывает ребёнку картинку и громко, чётко и медленно произносит звукосочетания, чтобы ребёнок мог понять, какое название правильное.

Игры для улучшения навыков связной речи.

 «Расскажите об этом подробнее»

Дидактическая задача: Формирование у детей навыков построения предложений с использованием слов-предметов, слов-признаков и слов-действий.

Для этого можно использовать сюжетные изображения. 

Организация игры. Детям предлагается завершить начатое взрослым предложение, используя наводящие вопросы. Например, взрослый может начать предложение так: «Дети идут... Куда? Зачем?» Или более сложный вариант: «Дети идут в парк, чтобы...»

«Кто быстрее заметит выдумку?»

 Дидактическая задача: развивать понимание, когда что-то не имеет смысла или не соответствует правде. Учить детей различать правду и выдумку. 

В ходе игры необходимо внимательно следить за текстом рассказа или стихотворения и отмечать любые несоответствия действительности. В конце игры нужно будет перечислить все замеченные небылицы.

Для фиксации своих наблюдений используются специальные фишки. Участник, который заметит и объяснит больше всего небылиц, станет победителем.

Организация игры. Дети рассаживаются за столом таким образом, чтобы иметь возможность откладывать фишки.

Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я прочитаю вам отрывок из стихотворения Корнея Чуковского «Путаница». В нём будет много небылиц. Постарайтесь их заметить и запомнить. Кто заметит небылицу, положит фишку, заметит ещё одну — положит вторую фишку рядом и так далее. Кто заметит больше небылиц, тот и выигрывает. Фишку можно положить только тогда, когда вы сами заметили небылицу.

Сначала читается небольшая часть стихотворения, медленно и выразительно, с акцентом на местах с небылицами.

После чтения воспитатель спрашивает детей, почему стихотворение называется «Путаница». Затем того, кто отложил меньше фишек, просят назвать замеченные небылицы. Дети, у которых больше фишек, называют те небылицы, которые не заметил первый отвечающий. Повторять сказанное нельзя.

Если ребёнок положил больше фишек, чем небылиц в стихотворении, воспитатель говорит ему, что он не выполнил правила игры, и предлагает быть более внимательным в следующий раз.

Затем читается следующая часть стихотворения. Важно следить за тем, чтобы дети не утомлялись, так как игра требует большого умственного напряжения.

Если воспитатель замечает, что дети устали, он должен прекратить игру.

В конце игры следует похвалить тех, кто заметил больше небылиц и правильно их объяснил.

«С чего начинается рассказ? 

 Дидактическая задача: уметь выстраивать рассказ в соответствии с хронологией и логикой, используя серии картинок.

Организация игры.  В процессе игры ребёнку предлагается создать историю, используя изображения в качестве основы. Эти изображения служат своеобразным руководством для создания истории, помогая ребёнку точно передать сюжет от начала до конца.

Для каждой картинки ребёнок придумывает одно предложение, и все эти предложения объединяются в связный рассказ.

«Подбери картинке подходящее место».

Дидактическая задача: научить верной последовательности хода действия.

  Организация игры.   В процессе игры перед ребёнком раскладывают изображения, но одно из них оказывается в неправильном месте. Задача ребёнка — определить, куда его следует переместить.

После этого ребёнку нужно составить рассказ, используя все изображения в ряду. Комплекты картинок для игры. 

«Найди и исправь ошибку»

Дидактическая задача: устанавливать правильную последовательность действия.

Организация игры. Перед ребёнком выкладывают ряд изображений, но одно из них оказывается не на своём месте. Ребёнок замечает несоответствие, перемещает картинку в надлежащую позицию, после чего составляет рассказ, основываясь на всей последовательности изображений.


Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации