Развитие речевого дыхания у дошкольников
Развитие речевого дыхания у дошкольников
Произношение звуков тесно связано с дыханием. Речевое дыхание –это сложный акт, осуществляемый согласованной работой дыхательного, голосового и артикуляционного аппаратов.
Правильное речевое дыхание:
- обеспечивает нормальное звукообразование;
- создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи, интонационной выразительности.
Рассмотрим, какие несовершенства речевого дыхания наблюдаются у дошкольников:
Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных.
Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из-за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова.
Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.
Правильному речевому и физиологическому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение, конечно же, проводится в игровой форме.
Во время проведения игр и упражнений необходимо соблюдать некоторые правила:
Дуем всегда плавно, не надувая щеки и не поднимая плечи, слегка вытянув губы вперед, либо дуем на широко распластанный передний край языка, лежащий на нижней губе.
Вдыхать нужно «мягко» и коротко, но при этом достаточно глубоко; выдыхать – длительно и плавно.
По длительности упражнения короткие – не более 30 секунд непрерывной работы.
Нельзя играть сразу после принятия пищи.
Любые дыхательные упражнения проводить в хорошо проветренном помещении.
При проведении игр на развитие дыхания важно помнить, что такие упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени с перерывами на отдых.
Так, например:
дети 2-3 лет играют 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет 2-3)
дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5)
дети 4-6лет – длительность игры составляет 4-6 минут (количество слов 4-6)
дети 6-7 лет могут играть по 5-7 минут (норма слов на одном выдохе 5-7).
Примеры упражнений:
Упражнения для развития ротового выдоха:
«Подуем на вертушки» или «Султанчики», «Снежинки», «Подуем на листочки». Аналогично дети дуют на цветы, на бабочек, на птичек, на елочки и т. д.
«Загони мяч в ворота», «Самый быстрый карандаш», «Горячий чай», «Мыльные пузыри»
Игры с водой: «Весёлые пузырьки», «Кораблик» и т.д.