Рабочая учебная программа «Развитие речи и письмо» (2 класс)
Государственное образовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска».
«Рассмотрено» Руководитель М.О. _________ В.В. Нирконен Протокол № ___ от «____»________20 ____ г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УР ГОКУ СКШ № 4 г. Иркутска ________ Н.С. Полоскова «____»_______20_____ г. | «Утверждаю» Директор ГОКУ СКШ № 4г. Иркутска __________И.В. Анучин Приказ № ___ от «___»____20_____ г. |
Рабочая учебная программа
«Развитие речи и письмо »
(наименование учебного предмета / курса)
для обучающихся с лёгкой умственной отсталостью, 2 класс
(ступень образования / класс)
на 2020-2021 уч. год.
(срок реализации программы)
Программу составила: Виноградова Т.М..
(Ф.И.О. учителя)
Иркутск 2021 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Развитие речи и письмо» для обучающихся с легкой умственной отсталостью обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП. Программа разработана на основе:
-Требований к личностным и предметным результатам освоения АООП 1 варианта.
- Программы формирования базовых учебных действий.
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон от 29.12.2012года N 273-ФЗ (ред. от 05.05.2014 года) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 года).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Учебный план ГОКУ Специальная (коррекционная) школа № 4 г.Иркутска.
Цели.
Развитие речи и письмо как образовательная область является одним из основных в образовательных организациях, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения развитие речи и письмо обуславливает его специфику. Все знания учащихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Обучение развитию речи и письму носит элементарно-практический характер.
Задачи:
• выработать элементарные навыки грамотного письма;
• повысить уровень общего развития учащихся;
• формировать нравственные качества.
• повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
• научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Специальная задача:
• корригировать речь и мышление учащихся.
Срок реализации программы – 1год
Общая характеристика учебного предмета
Развитие речи и письмо как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая и коррекционная направленность обучения языку обусловливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими, в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.
Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Главным принципом, организующим все программы по основным разделам русского языка, является развитие речи.
Умственно отсталые дети в большинстве случаев начинают говорить значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, период их дошкольной речевой практики более короткий. Период овладения речью у детей этой категории существенно затруднён вследствие неполноценности их психического развития. В результате к началу школьного обучения они не достигают такого уровня речевого развития, который бы обеспечивал успешное освоение знаний и навыков в области языка.
При изучении программного материала обращается внимание на значение физической культуры и спорта для здоровья, закаливания организма и для его нормальной жизнедеятельности.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков, что соответствует АООП.
Количество часов по четвертям.
Четверть | Количество часов. |
I четверть | 9 час. |
II четверть | 7 час. |
III четверть | 11 час. |
IV четверть | 8 час |
Учебно – тематический план
№п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Звуки и буквы | 9 часов |
2 | Слог как часть слова | 5 часов |
3 | Перенос слов при письме | 2 часа |
4 | Парные звонкие и глухие согласные | 3 часа |
5 | Слово. Название предметов | 4 часа |
6 | Название предметов | 4 часа |
7 | Звонкие и глухие согласные на конце слова | 5 часов |
8 | Повторение | 3 часа |
| Итого | 35 часов |
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по развитию речи и письму в 3 классе включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуально
Минимальный и достаточный уровни освоения программы по развитию речи и письму в 3 классе:
Минимальный уровень:
различать сходные по начертанию буквы;
дифференцировать на слух и в произношении оппозиционные звуки;
делить слова на слоги, переносить слова по слогам с помощью учителя;
списывать по слогам слова и предложения с печатного и рукописного текстов;
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением;
писать предложения с большой буквы и ставить точку в конце;
составлять предложения по картинке;
подбирать по вопросам название предметов и действий;
называть свой домашний адрес.
Достаточный уровень:
записывать слова с послоговым орфографическим проговариванием;
различать гласные и согланые, ударные и безударные гласные;
дифференцировать оппозиционные согласные;
определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги , переносить части слова при письме;
списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (16-25 слов), включающий слова с изученными орфограммами;
выделять из предложений слова, обозначающие предметы, действия, признаки;
составлять предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
составлять текст рассказа в виде подписей под серией сюжетных картинок (3 предложения);
записывать свой домашний адрес.
5.Содержание учебного предмета
Предложение (повторение). Употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста.
Звуки и буквы. Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Ударение. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных в конце и в середине слова буквой ь знак. Разделительный ь перед гласными е,ё,ю,я,и. Шипящие согласные. Парные звонкие и глухие согласные.
Слово. Слова, обозначающие названия предметов. Имена собственные. Слова, обозначающие действия. Слова, обозначающие признаки предметов. Предлог. Разделительный ъ знак.
Предложение. Построение простых предложений. Составление предложений с употреблением косвенных падежей. Составление предложений на заданную учителем тему. Дополнение предложений по 1-2 вопросам. Составление предложений из слов, данных в начальной форме.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Изучение развития речи и письма в образовательной организации с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- развитие познавательного интереса к родному языку и формирование первоначальных языковых обобщений;
- развитие речи, мышления, воображения учащихся, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и « чувства языка»;
- дальнейшее совершенствование произносительной стороны речи;
-освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;
-овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
- уточнение, расширение и активизация словаря;
-воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п | Изучаемый раздел, тема урока | Колич.часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
I - четверть – 9 часов. | ||||
| Звуки и буквы | | | |
1 | Количество звуков и букв в слове. | 1 | 03.09 | Коррекция мышления. Классификация насекомых и птиц (по картинкам). Изучение нового материала и первичное закрепление |
2 | Сравнение пар слов, отличающихся буквами (одной буквой, порядком букв). | 1 | 10.09 | Коррекция мышления. Сравнение слов. |
3 | Упражнения в написании слов, отличающихся одной буквой. | 1 | 17.09 | Коррекция зрительного восприятия. Ответы на вопросы по картинкам. Актуализация знаний и умений. |
4 | Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. | 1 | 24.09 | Коррекция зрительного восприятия. Ответы на вопросы по картинкам. Изучение нового материала и первичное закрепление. |
5 | Расположение в алфавитном порядке нескольких слов. | 1 | 01.10 | Коррекция внимания. Подбор обобщающих слов . Актуализация знаний и умений. |
6 | Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение слов в словаре. | 1 | 08.10 | Коррекция мышления. Подбор слов, близких по смыслу. Комплексное применение знаний и умений. |
7 | Составление предложений по картинкам. | 1 | 15.10 | Коррекция зрительного восприятия. Составление предложений. Комплексное применение знаний и умений. |
8 | Составление и запись ответов на вопросы. | 1 | 22.10 | Коррекция мышления. Ответы на вопросы. |
9 | Диагностическая контрольная работа | 1 | 29.10 | Коррекция мышления. Письмо под диктовку. Контроль знаний и умений. |
II - четверть - 7 часов | ||||
| Слог как часть слова | | | |
10 | Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. | 1 | 12.11 | Корригировать и развивать внимание, память, мышление на основе упражнения «Найди лишнюю букву» |
11 | Слог как часть слова. | 1 | 19.11 | Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе игры «Угадай тему урока» Развивать умение различать количество слогов в слове по количеству гласных. |
12 | Деление слов на слоги. | 1 | 26.11 | Определять количество слогов в слове по количеству гласных. |
13 | Составление слов по заданному слогу. | 1 | 03.12 | Коррекция внимания, мышления, зрительного восприятия на основе упражнений «Соедини слоги», «Составь слова по заданному слогу» |
14 | Слогообразующая роль гласных. Контрольное списывание. | 1 | 10.12 | Коррекция внимания, зрительного восприятия, мышления на основе игры «Расшифруй слово» Развивать умение делить слова на слоги, опираясь на кол-во в них гласных звуков |
| Перенос слов при письме | | | |
15 | Правило переноса, где слог – гласная буква. | 1 | 17.12 | Корригировать и развивать фонематический слух, орфографическую зоркость на основе упражнения «Что лишнее?» |
16 | Тренировочные упражнения в делении слов на слоги и для переноса. | 1 | 24.12 | Корригировать и развивать фонематический слух, орфографическую зоркость на основе упражнения «Что лишнее?» |
III - четверть - 11 часов | ||||
| Парные звонкие и глухие согласные | |||
17 | Парные звонкие и глухие согласные. | 1 | 14.01 | Коррекция и развитие внимания, слухового восприятия на основе упражнения «Выдели звук» |
18 | Различие слов с парными звонкими и глухими согласными Б-П, Д-Т, К-Г. | 1 | 21.01 | Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Рассмотри и запомни картинку». |
19 | Произношение и правописание слов с парными согласными Ж – Ш, З-С, В-Ф. | 1 | 28.01 | Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Рассмотри и запомни картинку». |
| Слово. Названия предметов. | |||
20 | Слова, обозначающие предметы. | 1 | 04.02 | Коррекция и развитие развивать связной письменной речи, орфографической зоркости на основе составления рассказа по сюжетной картинке. |
21 | Классификация слов и постановка вопросов к словам кто это? что это? | 1 | 11.02 | Развитие фонематического слуха, внимания, орфографической зоркости в ходе работы над диктантом. |
22 | Изменение слов, обозначающих названия предметов, по числам. | 1 | 18.02 | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Найди слова в ряду букв» |
23 | Употребление названий предметов в различных формах. | 1 | 25.02 | Коррекция и развитие зрительное и слуховое восприятие на основе упражнений «Расшифруй слово». |
| Названия действий | |||
24 | Слова, которые обозначают действия предметов. | 1 | 04.03 | Коррекция и развитие зрительного восприятия на основе словарного картинного диктанта. Развивать умение распознавать слова по вопросам, значению. Развивать и корригировать внимание. |
25 | Вопросы что делает? что делал? что будет делать? Дописывание предложений. | 1 | 11.03 | Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия, мышления на основе упражнения «Продолжи ряд слов» |
26 | Изменение слов, обозначающих действия, по числам. | 1 | 18.03 | Коррекция и развитие внимания, мышления, памяти на основе упражнения «Подбери глаголы к слову». |
27 | Работа с деформированным предложением. | 1 | 25.03 | Работа над развитием мышления |
IV - четверть - 8 часов | ||||
| Звонкие и глухие согласные на конце слова | |||
28 | Объяснение правописания звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | 08.04 | Коррекция и развитие внимания, орфографической зоркости на основе игры «Куда летят самолеты», связной речи на основе упражнения «Доскажи словечко» |
29 | Упражнения в подборе проверочных слов. | 1 | 15.04 | Коррекция внимания, зрительного восприятия на основе упражнения «Расшифруй слово» |
30 | Сравнение произношения и написания звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 | 22.04 | Коррекция слухового восприятия. Сравнение слов. Изучение нового материала и первичное закрепление |
31 | Подбор проверочных слов путем изменения формы слова. | 1 | 29.04 | Коррекция мышления. Изменение формы слов. Актуализация знаний и умений |
32 | Практические упражнения по закреплению правописания звонких и глухих согласных на конце слов. | 1 | 06.05 | Коррекция мышления. Вставление по смыслу слов в предложения. Обобщение и систематизация знаний |
| Повторение | |||
33 | Названия предметов, действий, признаков предметов | 1 | 13.05 | Коррекция аналитико - синтетической деятельности. Ответы на вопросы (вчера, сегодня, завтра). Комплексное применение знаний и умений. |
34 | Запись ответов на вопросы по заданной теме. | 1 | 20.05 | Коррекция мыслительной деятельности. Списывание. Комплексное применение знаний и умений |
35 | Подбор подписей к картинкам. | 1 | 27.05 | Коррекция внимания. Зрительный диктант. Комплексное применение знаний и умений |
7.Описание учебно-методических средств обучения.
1. Учебный комплекс:
• АООП составлена на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных организаций для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подготовительный и 1 –4 классы»
• « Русский язык», учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений Авторы – составители: А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. Москва «Просвещение», 2018г., 7-е издание, допущено Министерством образования и науки Российской Федерации
13