Рабочая учебная программа по чтению и развитию речи, VIII вида, 7 класс

0
1
Материал опубликован 17 November 2017 в группе

Отдел образования администрации Невельского района Сахалинской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Горнозаводска

Невельского района Сахалинской области»

РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ

Школьным/Районным (нужное подчеркнуть) Директор МБОУ

Методическим объединением «СОШ с.Горнозаводска»

Учителей____русского языка и литературы

(цикловой предметной комиссией) ______________Ким Кен Сен

Протокол №____от «___»_____________2013 г. «____»__________2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По чтению и развитию речи VIII вида

________________________________________________

(наименование учебного предмета/курса)

Основное общее образование

___________________________________________________________

(уровень, ступень образования)

1 год

___________________________________________________________

(срок реализации программы)

С о с т а в л е н а н а о с н о в е п р и м е р н о й п р о г р а м м ы

Специальных (коррекционных) ОУ VIII вида

по чтению и развитию речи VIII вида В.В.Воронкова

_________________________________________________ ____________________________

(наименование программы) (автор программы)

Седых О.В.

___________________________________________________________

кем (Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)

с. Горнозаводск

2013 г.

Пояснительная записка

Настоящая программа по чтению для 5-9 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образовательного и примерной программы специальной (коррекционной) общеобразовательной учебной - УШ вида. Автор В.В.Воронкова.

Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание содержания художественных произведений.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

На уроках чтения в старших классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

Цель обучения:

- развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимания, осмысления и пересказа содержания художественных произведений.

Задачи преподавания чтения состоят в том, чтобы:

- формировать навыки правильного, беглого и выразительного чтения;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

- научить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме; --- использовать процесс обучения чтению для повышения уровня общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личных качеств;

- воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения;

- быть социально адаптированными в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.

В 7 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.


 

Содержание уроков чтения в 5 - 9 классах

На уроках чтения в 5 - 9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильность, беглость, выразительность на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые произведения разно-жанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя, они часто отождествляют с биографией читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышления.

Процесс обучения чтению должен проходить по коррекционно-развивающим принципам. Это динамичность восприятия, продуктивная обработка информации, развитие и коррекция психических процессов и функций, а также мотивации к учению.

При планировании урока надо включать различные методы и приёмы. Задания должны быть по степени нарастающей трудности, предполагающие самостоятельную обработку информации, специальные упражнения коррекции высших психических функций, правильный и исчерпывающий репортаж.

Обучение чтению должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами.

Методы и приёмы обучения:

- словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический.

Формы работы:

Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении..

Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:

- составление плана текста;

- пересказ текста по плану;

- пересказ текста по предполагаемым вопросам;

- выразительное чтение;

- чтение наизусть;

- чтение по ролям;

Контроль за знаниями, умениями и навыками

осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты контрольно-измерительных материалов создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика с 5 по 10 класс.

Контроль осуществляется по завершению изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля, – 5-15 минут.

Коррекционные технологии, используемые в 5- 9 классах;

- Задания по степени нарастающей трудности.

- Задания, предполагающие самостоятельную обработку информации.

- Включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор.

- Перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

- Включение в урок специальных коррекционных упражнений для коррекции высших психических функций.

- Задания с опорой на несколько анализаторов.

- Правильный и исчерпывающий инструктаж.

- Включение в урок материалов сегодняшней жизни.

- Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки.

- Проблемные задания, познавательные вопросы.

Навыки чтения.

Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания.

Выделение главной мысли произведения.

Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их по­ступков, подтверждение своего заключения словами текста.

Состав­ление характеристики героя с помощью учителя.

Деление прочитанного на части, составление плана.

Пересказ по плану.

Выделение в тексте метких выражений, художественных опре­делений и сравнений.

Подробный и краткий пересказ прочитанного.

Пересказ с изме­нением лица рассказчика.

Заучивание наизусть стихотворений.

Внеклассное чтение.

Знание основных сведений из жизни писателей.

Чтение книг из школьной и районной библиотек.

Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах.

Обсуждение прочитанных книг, статей.

Составление отзывов.

Умение передать главную мысль произведения, оценивать поступ­ки действующих лиц.

Программа 7 класса для специальных (коррекционных) ОУ VIII вида рассчитана на 3 часа в неделю.

Срок реализации рабочей учебной программы – 2013-2014 г.

Учебно-тематический план 7 класс

п/п

Название раздела

Количество часов

I

Устное народное творчество

11

II

Произведения русских писателей XIX века:

37

 

1.А.С.Пушкин

8

 

2.М.Ю.Лермонтов

2

 

3.И.А.Крылов

4

 

4.Н.А.Некрасов

4

 

5.Л.Н.Толстой

8

 

6.А.П.Чехов

3

 

7.В.Г.Короленко

8

III

Произведения русских писателей 1-ой половины

XX века

9

 

1.А.М.Горький

9

IV

Произведения русских писателей 2-й половины

XX века

44

 

1.М.В.Исаковский

4

 

2.К.ГПаустовский

4

 

3.М.М.Зощенко

3

 

4.К.М.Симонов

4

 

5.В.П.Катаев

2

 

6.Н.И.Рыленков

4

 

7.Ю.И.Коваль

8

 

8.Ю.Я.Яковлев

4

 

9.Р.П.Погодин

5

 

10.А.Г.Алексин

4

 

11.К.Я.Ваншенкин

3

V

Итоги учебного года

1

 

Итого:

102

Содержание тем учебного курса 7 класс

Примерная тематика

Доступные художественные произведения и отрывки из худо­жественных произведений классиков русской и отечественной ли­тературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.

Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки.

Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы.

На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.

Русская литература XIX века

Произведения А. С. Пушкина, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонто­ва, Н. А. Некрасова, И. С. Тургенева, А. Н. Толстого, В. Г. Королен­ко, А. П. Чехова.

Русская литература XX века

Произведения А. М. Горького, Н. А.Островского, А.Т.Твардов­ского, С.Я.Маршака, С.В.Михалкова, Н.П.Кончаловской, К.Г.Паустовского, К.М.Симонова, А.Рыбакова, А.Г.Алексина, Е.И.Носова, Ч.И.Айтматова, Р.П.Погодина, Н.А.Рыленкова, Ю.И.Коваля.

Календарно тематическое планирование по чтению

и развитию речи в 7 классе ( 3 часа в неделю ).

урока

 

Тема урока

кол-во часов

Формы и методы

контроля

дата проведения

Устное народное творчество

1.

Жанры устного народного творчества. Структура сказки.

1

беседа, наблюдение

2.09

2,3.

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

2

устный опрос

5.09-6.09

4.

Русская народная сказка «Журавль и

Цапля».

1

беседа, устный опрос

9.09

5.

Русская народная сказка «Умный мужик».

1

устный опрос

12.09

6.

РР

Обучающее сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки».

1

беседа, наблюдение

13.09

7,8.

Былины. «Три поездки Ильи

Муромца».

2

устный опрос

16.09

19.09

9.

Народные песни. «Ах, кабы на цветы не морозы», «По улице мостовой».

1

беседа, устный опрос

20.09

10.

Пословицы, поговорки, загадки.

1

беседа, устный опрос

23.09

11.

Проверка техники чтения. (входная)

1

контрольная работа

26.09

Русская литература XIX века.

 

12.

А. С. Пушкин. Страницы жизни и

творчества

1

беседа, наблюдение

27.09

 

13-17.

А. С. Пушкин «Сказка о царе

Салтане…».

5

устный опрос

30.09

3.10-4.10, 7.10, 10.10

 

18,

19.

А. С. Пушкин. Стихи «Зимний вечер»,

«У Лукоморья…».

2

устный опрос, викторина

11.10

14.10

 

20,

21.

М. Ю. Лермонтов. Страницы жизни и

творчества. Стихотворение «Бородино».

2

беседа, устный опрос

17.10

18.10

 

22.

И. А. Крылов. Страницы жизни и творчества.

1

беседа, наблюдение

21.10

 

23-25.

И.А.Крылов. Басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська».

3

устный опрос, тестирование

24.10-25.10

28.10

 

26.

Из биографии Н. А. Некрасова.

1

беседа, наблюдение

31.10

 

27.

Н. А. Некрасов. «Несжатая полоса».

1

устный опрос

1.11

 

28, 29.

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин».

2

устный опрос

11.11

14.11

 

30.

Л. Н. Толстой. Страницы жизни и творчества.

1

беседа, наблюдение

15.11

31-36.

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».

6

устный опрос

18.11, 21.11-22.11

25.11, 28.11-29.11

37.

Внеклассное чтение по творчеству писателей XIX века.

1

беседа, кроссворд

 

38.

А. П. Чехов. Страницы жизни и творчества.

1

беседа, наблюдение

2.12

39,40.

А.П.Чехов. «Хамелеон».

2

устный опрос

5.12-6.12

41.

В. Г. Короленко. Страницы жизни и творчества.

1

беседа, наблюдение

9.12

42-48.

В.Г.Короленко. «Дети подземелья».

7

устный опрос

12.12-13.12, 16.12

19.12-20.12,23.12,26.12

Русская литература 1-й половины XX века

49.

А. М. Горький. Страницы жизни и творчества.

1

беседа, наблюдение

27.12

50-54.

А.М.Горький. «Детство».

5

устный опрос

13.01, 16.01-17.01

20.01, 23.01

55-56.

А.М.Горький. «В людях».

2

устный опрос

24.01

27.01

57.

РР

Сочинение-размышление на тему: «Мои поступки и поступки героев».

1

беседа, наблюдение

30.01

Русская литература 2-й половины XX века

58.

М. Исаковский. Страницы жизни и творчества.

1

беседа, устный опрос

31.01

59-61.

М.Исаковский. Стихи «Детство», «Весна», «Ветер».

3

устный опрос

3.02

6.02-7.02

62-65.

К. Г. Паустовский. «Последний чёрт».

4

устный опрос

10.02

13.02-14.02, 17.02

66-68.

М. Зощенко. Страницы жизни и творчества. «Великие путешественники»

3

устный опрос

20.02-21.02

24.02

69.

Из биографии К. Симонова.

1

беседа

27.02

70-72.

К Симонов. «Сын артиллериста».

3

устный опрос

28.02, 3.03

6.03

73,74.

В. Катаев. Страницы жизни и творчества.

«Флаг».

2

устный опрос

7.03

10.03

75-77.

Н.Рыленков. Страницы жизни и творчества. Стихи «Деревья», «Весна»

3

беседа, устный опрос

13.03-14.03

17.03

78.

Н. Рыленков. «Всё в тающей дымке…».

1

устный опрос

20.03

79.

Ю.Коваль. Страницы жизни и творчества.

1

беседа

21.03

30,81.

Ю.Коваль «Капитан Клюквин».

2

устный опрос

3.04-4.04

82-85.

Ю.Коваль «Картофельная собака».

4

устный опрос

7.04, 10.04-11.04

14.04

86.

РР

Сочинение на тему «Мои рассказы о животных».

1

беседа, наблюдение

17.04

87- 90.

Ю. Яковлев. Страницы жизни и творчества. «Багульник».

4

устный опрос

18.04, 21.04

24.04-25.04

91-94.

Р. Погодин. Страницы жизни и творчества. «Время говорит - пора».

4

устный опрос

28.04, 1.05-2.05

5.05

95.

Внеклассное чтение. Стихи о Великой Отечественной войне.

1

индивидуальные консультации

8.05

96-98.

А.Алексин Страницы жизни и творчества. «Двадцать девятое февраля».

3

устный опрос

9.05. 12.05

15.05

99.

Проверка техники чтения.

1

контрольная работа

16.05

100,

101

К. Ваншенкин. Стихи «Мальчишка»,

«Снежки».

2

устный опрос

19.05

22.05

102

Подведение итогов года. Игра-викторина.

1

викторина

23.05

Перечень контрольных работ

1. Входная проверка техники чтения.

2. Обучающее сочинение «Мой любимый герой русской народной сказки».

3. Сочинение-размышление на тему: «Мои поступки и поступки героев».

4. Сочинение на тему «Мои рассказы о животных».

5. Проверка техники чтения (итоговая).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся должны знать:

- наизусть 10 стихотворений

Обучающие должны уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;

- читать «про себя»;

- выделять главную мысль произведения;

- характеризовать главных действующих лиц;

- пересказывать содержание прочитанного.

Рекомендуемые нормы оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Чтение и развитие речи

Проверка навыков чтения проводится на основе повседневных наблюдений за чтением и пониманием прочитанного по текстам учебника.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.

Оценка выставляется на основе специального опроса по чтению, пересказу или комбинированного опроса.

Текущая проверка и оценка знаний может также проводиться с целью выявления отдельных умений и навыков по чтению.

Возможно в отдельных случаях выведение оценки по совокупности ответов в конце урока. Такая форма опроса может быть использована в основном на обобщающих уроках. Ученики, которые опрашиваются (3-4 человека), заранее намечаются учителем и в процессе фронтальной работы вызываются чаще других учащихся класса, их ответы должны быть более полными. Каждая такая оценка должна быть мотивированной.

При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): V - 45- 60 слов; VI - 70-80 слов; VII - IX - 90-100 слов.

В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

Задача проверки техники чтения заключается, прежде всего, в выявлении продвижения каждого ученика, причин испытываемых им затруднений для оказания индивидуальной коррекционной помощи.

V-IX классы:

«5» ставится ученику, если он:

читает правильно, бегло, выразительно с соблюдением норм литературного произношения;

выделяет основную мысль произведения, части рассказа с незначительной помощью учителя;

делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя (с VIII класса - легкие тексты самостоятельно);

называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки;

отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; »

твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.

«4» ставится ученику, если он:

читает в основном правильно, бегло;

допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении и смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонации, логических ударений;

допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя;

допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя;

допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.

«3» ставится ученику, если он:

читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам;

допускает 3-4 ошибки при чтении; 1-2 ошибки в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений;

выделяет основную мысль произведения, части рассказа с помощью учителя;

делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя;

затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, охарактеризовать их поступки;

отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

«2» ставится ученику, если он;

читает по слогам;

допускает более 5 ошибок при чтении, соблюдении даже синтаксических пауз;

не выделяет основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя;

не делит текст на части;

не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;

отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл; не использует помощь учителя;

не знает большей части текста, который должен знать наизусть.

Используемый учебно-методический комплект

1. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) ОУ VIII вида. 5-9 классы. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2006г.

2.«Чтение. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида». Автор – составитель: А.К. Аксенова. - М.: Просвещение, 2010 г.

Дополнительная литература

1.М.Шишкова «Развитие речи на уроках литературного чтения в старших классах (VIII вид). – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008г.

2.Методика обучения чтению в коррекционной школе. – М.: «ВЛАДОС», 2009г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Ольга Викторовна!За неимением времени утащила вашу разработку, программа грамотно и корректно составлена составлена. Успехов вам в новом учебном году!

29 August 2019

Похожие публикации