«Развитие речи как фактор социализации обучающихся с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения

3
0
Материал опубликован 11 March в группе

Пояснительная записка к презентации

Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения

1 слайд. На  сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является особенно актуальной.  Ведь у таких  детей процесс социализации существенно затруднен, но при этом их будущее напрямую зависит от умения общаться,  трудиться, выстраивать отношения.        

          Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с окружающим миром, в ограниченном общении со сверстниками и взрослыми. Они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи.   Их коммуникативные навыки тоже находятся на низком уровне .

2 слайд. Поэтому моя первостепенная задача, как учителя-логопеда это развитие речи обучающихся.  Логопедическая работа  ведется в разных направлениях: это и обогащение словаря школьников, и формирование лексико-грамматичекого строя речи и коррекция нарушенных звуков.

Добиваться положительных результатов в своей работе мне  помогает не только разнообразие приемов  и  форм  логопедического воздействия, но также использование нетрадиционных техник , о которых сегодня я вам хотела рассказать.

3 слайд.  Первая техника это – литотерапия - воздействие на организм  человека с помощью камней..  Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка и способствуют снятию у него эмоциональных проблем. Игры с использованием литотерапии  стимулируют речевое развитие, развивают мелкую моторику, познавательные процессы.  Эту технику  я применяю на своих занятиях при формировании лексико-грамматического строя речи.

        

         4 слайд. В своей коррекционной практике с детьми  я использую как натуральные камни, так и искусственные с помощью которых я предлагаю детям разные задания. Например: составить  предложение, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни  - это слова, а маленькие – это предлоги. Затем слова убираются, остается только схема, и ребенок должен правильно воспроизвести предложение, но уже самостятельно,  используя только схему

          В зависимости от уровня развития детей, задачу усложняю и соединяю цвет камня с какой либо частью речи. 

         Например, предлагаю составить предложение, используя камни-подсказки, где каждый цвет обозначает какую то часть речи.

 Белый – слова –предметы или (сущ),

 зеленый – слова-действия или (глагол),

 синий – слова-признаки или (прилаг),

 Здесь идет развитие не только грамматического строя речи, но и активизируются познавательные процессы, такие как  внимание, память, мышление.  

Если нет камней, то такую технику можно использовать, работая у доски с цветными магнитами.

5 слайд. Следующая уже всем известная техника это   - сказкотерапия, но с использованием киндер-игрушек.  Детям предлагаются разные виды заданий:


- Назови, опиши сказочных героев.

- Угадай сказку по героям из киндер игрушек.

- Подбери героев сказки к иллюстрации

- Перескажи сказку используя опорные картинки, игрушки.


Слайд 6.  Я собрала более 20 серий киндер-игрушек по разным сказкам и мультфильмам. Распечатала иллюстрации. Ребенку предлагается найти и назвать героев того или иного мультфильма, расставив их в соответствии с картинкой.

По иллюстрации мы описываем героев мультфильма,  составляем предложения, вспоминаем и пересказываем  сюжет сказки, обыгрываем её по ролям.  Такое задание развивает не только связную речь детей, но и такие психические функции, как память, мышление и  воображение.

Слайд 7   Еще одна нетрадиционная технология, которую я  активно применяю в своей логопедической практике это  песочная терапия. Игры с песком весьма эффективны  для развития  и коррекции речи детей с нарушениями.  Они повышают мотивацию и интерес ребенка к занятиям, снимают внутреннюю и мышечную напряженность, развивают мелкую моторику. 

Часто на занятиях я объединяю несколько техник. Например, сказко и пескотерапию. Или песко и литотерапию. Задания могут быть самыми разнообразными и зависят от  и цели  и этапа занятий.

 

На этапе обогащения словаря и развития речи  предлагаю детям  Найти в песке  игрушки и распределить их на группы.  Лексические темы могут быть такие: «животные севера и жарких стран», «дикие и домашние животные», «виды транспорта»  В ходе этого задания  мы  составляем словосочетания с этой игрушкой, подбираем признак или действие, записываем предложение. Ведется работа над автоматизацией или дифференциацией звуков, когда детям предлагается вытащить игрушки с нужным звуков Например, Ваня достает из песка игрушки со звуком С, а Максим со звуком  Ш

Таким образом, работа ведется в нескольких направлениях, автоматизируется нужный звук, обогащается словарный запас, идет развитие грамматического строя и связной речи детей.


Слайд 8  Хочу  немного остановиться о формах работы со скороговорками, которые  имеют немаловажную роль для развития речи обучающихся. Задания предлагаются следующие:

- Назови скороговорку по игрушке»  Например,  достал он ворону, вспоминаем, какая есть скороговорка. Проворонила ворона вороненка.

Для тех детей котрые уже умеют читать, даю задание: «Соотнести  текст скороговорки  с иллюстрацией»

- Творческий конкурс: «Ожившие скороговорки» , предметно-практическая деятельность, когда ребятам предлагается изобрпзить скороговорку используя различные матеиалы и техники. (коллаж,  аппликация, пластилинография)  


Слайд 9.  И еще одно направление моей логопедической  работы, от которого зависит развитие речи обучающихся -  это обогащение и формирование их  словарного запаса, который  у таких детей (ОВЗ) также находится на низком уровне. Хочу показать вам свою лексическую  папку, в которой находится материал практически по всем темам, которые мы проходим в школе.

Задания детям предлагаются тоже разные, в зависимости от целей занятия и возможностей обучающихся. Работа ведется или у доски или за партой. - Показ предмета по названию или описанию. Например тема животные. Я описываю животное( большой, длинным носом, живет в Африке - слон)  ребенок ищет, потом наоборот.


Слайд 10. Для читающих детей. Здесь ребенку предлагается соотнести названия предмета с картинкой.

Слайт 11. По каждой лексической теме предлагаю детям лексико-грамматические  упражнения и игры для развития речи.

​​​​​​​

Предварительный просмотр презентации

«Развитие речи как фактор социализации обучающихся с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения» Петрова Н.Г., учитель - логопед Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 10»

Направления логопедической работы Работа над словообразованием и слоговой структурой слова Формирование грамматического строя речи Развитие фонематических процессов Коррекция и автоматизация нарушенных звуков Работа над связной речью Уточнение и обогащения словаря

развивает мелкую моторику стимулирует речевое развитие познавательные процессы способствует снятию эмоциональных проблем Литотерапия воздействует на психику ребенка

Литотерапия, как средство развития грамматического строя речи. Составление и распространение предложений используя камешки-подсказки, где каждый цвет обозначает часть речи. Белый – слова –предметы(сущ), зеленый – слова-действия(глагол), синий – слова-признаки (прилаг), а маленькие камешки – это предлоги или союзы.

Работа с цветными магнитами

-Назови, опиши сказочных героев. - Угадай сказку по героям из киндер игрушек. - Подбери героев к иллюстрации «Сказкотерапия с применением киндер-игрушек»

Игры на развитие речи с киндер-игрушками «Мультипультия»

Пескотерапия Дифференциация звуков.

Приемы работы со скороговорками Подбери скороговорку к картинке» Творческий конкурс: «Ожившие скороговорки» Назови скороговорку по игрушке»

Формы работы по обогащению словаря Показ предмета по названию или описанию. Соотнесение названия предметов с картинкой

Лексико-грамматические упражнения и игры Назови детёнышей животных Подбор антонимов «Скажи наоборот» Подбери признаки времён года Игра «Четвёртый лишний Подбор признаков к предмету или действий Игра «Один-много Игра «Назови ласково» Загадки- описания Игра «Ассоциации»

Игры обогащение словарного запаса «Найди детёнышей животных» Поставь игрушки на соответствующую картинку «Животные леса»

Работа по лексическим темам «Времена года» Назови и подбери признаки весны Дифференциация признаков

Игры на автоматизацию и дифференциацию звуков. «Звуковое кафе» Детям предлагается собрать столики для кафе, а потом рассадить за них животных, в соответствии со звуками.

Сюжетно-ролевые игры, как прием развития речи В магазине В больнице

Сюжетно-ролевые игры с телефоном Лексическая тема : «Транспорт» Звонок в скорую помощь Лексическая тема : «Зоопарк» Звонок маме

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации