«Развитие речи как фактор социализации обучающихся с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения

Пояснительная записка к презентации
Развитие речи, как фактор социализации детей с ОВЗ в условиях логопедического сопровождения
1 слайд. На сегодняшний день проблема социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является особенно актуальной. Ведь у таких детей процесс социализации существенно затруднен, но при этом их будущее напрямую зависит от умения общаться, трудиться, выстраивать отношения.
Главная проблема ребёнка с ОВЗ заключается в нарушении его связи с окружающим миром, в ограниченном общении со сверстниками и взрослыми. Они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи. Их коммуникативные навыки тоже находятся на низком уровне .
2 слайд. Поэтому моя первостепенная задача, как учителя-логопеда это развитие речи обучающихся. Логопедическая работа ведется в разных направлениях: это и обогащение словаря школьников, и формирование лексико-грамматичекого строя речи и коррекция нарушенных звуков.
Добиваться положительных результатов в своей работе мне помогает не только разнообразие приемов и форм логопедического воздействия, но также использование нетрадиционных техник , о которых сегодня я вам хотела рассказать.
3 слайд. Первая техника это – литотерапия - воздействие на организм человека с помощью камней.. Было научно доказано, что цвет и форма камней могут воздействовать на психику ребенка и способствуют снятию у него эмоциональных проблем. Игры с использованием литотерапии стимулируют речевое развитие, развивают мелкую моторику, познавательные процессы. Эту технику я применяю на своих занятиях при формировании лексико-грамматического строя речи.
4 слайд. В своей коррекционной практике с детьми я использую как натуральные камни, так и искусственные с помощью которых я предлагаю детям разные задания. Например: составить предложение, опираясь на «каменную» схему. Где большие камни - это слова, а маленькие – это предлоги. Затем слова убираются, остается только схема, и ребенок должен правильно воспроизвести предложение, но уже самостятельно, используя только схему
В зависимости от уровня развития детей, задачу усложняю и соединяю цвет камня с какой либо частью речи.
Например, предлагаю составить предложение, используя камни-подсказки, где каждый цвет обозначает какую то часть речи.
Белый – слова –предметы или (сущ),
зеленый – слова-действия или (глагол),
синий – слова-признаки или (прилаг),
Здесь идет развитие не только грамматического строя речи, но и активизируются познавательные процессы, такие как внимание, память, мышление.
Если нет камней, то такую технику можно использовать, работая у доски с цветными магнитами.
5 слайд. Следующая уже всем известная техника это - сказкотерапия, но с использованием киндер-игрушек. Детям предлагаются разные виды заданий:
- Назови, опиши сказочных героев.
- Угадай сказку по героям из киндер игрушек.
- Подбери героев сказки к иллюстрации
- Перескажи сказку используя опорные картинки, игрушки.
Слайд 6. Я собрала более 20 серий киндер-игрушек по разным сказкам и мультфильмам. Распечатала иллюстрации. Ребенку предлагается найти и назвать героев того или иного мультфильма, расставив их в соответствии с картинкой.
По иллюстрации мы описываем героев мультфильма, составляем предложения, вспоминаем и пересказываем сюжет сказки, обыгрываем её по ролям. Такое задание развивает не только связную речь детей, но и такие психические функции, как память, мышление и воображение.
Слайд 7 Еще одна нетрадиционная технология, которую я активно применяю в своей логопедической практике это песочная терапия. Игры с песком весьма эффективны для развития и коррекции речи детей с нарушениями. Они повышают мотивацию и интерес ребенка к занятиям, снимают внутреннюю и мышечную напряженность, развивают мелкую моторику.
Часто на занятиях я объединяю несколько техник. Например, сказко и пескотерапию. Или песко и литотерапию. Задания могут быть самыми разнообразными и зависят от и цели и этапа занятий.
На этапе обогащения словаря и развития речи предлагаю детям Найти в песке игрушки и распределить их на группы. Лексические темы могут быть такие: «животные севера и жарких стран», «дикие и домашние животные», «виды транспорта» В ходе этого задания мы составляем словосочетания с этой игрушкой, подбираем признак или действие, записываем предложение. Ведется работа над автоматизацией или дифференциацией звуков, когда детям предлагается вытащить игрушки с нужным звуков Например, Ваня достает из песка игрушки со звуком С, а Максим со звуком Ш
Таким образом, работа ведется в нескольких направлениях, автоматизируется нужный звук, обогащается словарный запас, идет развитие грамматического строя и связной речи детей.
Слайд 8 Хочу немного остановиться о формах работы со скороговорками, которые имеют немаловажную роль для развития речи обучающихся. Задания предлагаются следующие:
- Назови скороговорку по игрушке» Например, достал он ворону, вспоминаем, какая есть скороговорка. Проворонила ворона вороненка.
Для тех детей котрые уже умеют читать, даю задание: «Соотнести текст скороговорки с иллюстрацией»
- Творческий конкурс: «Ожившие скороговорки» , предметно-практическая деятельность, когда ребятам предлагается изобрпзить скороговорку используя различные матеиалы и техники. (коллаж, аппликация, пластилинография)
Слайд 9. И еще одно направление моей логопедической работы, от которого зависит развитие речи обучающихся - это обогащение и формирование их словарного запаса, который у таких детей (ОВЗ) также находится на низком уровне. Хочу показать вам свою лексическую папку, в которой находится материал практически по всем темам, которые мы проходим в школе.
Задания детям предлагаются тоже разные, в зависимости от целей занятия и возможностей обучающихся. Работа ведется или у доски или за партой. - Показ предмета по названию или описанию. Например тема животные. Я описываю животное( большой, длинным носом, живет в Африке - слон) ребенок ищет, потом наоборот.
Слайд 10. Для читающих детей. Здесь ребенку предлагается соотнести названия предмета с картинкой.
Слайт 11. По каждой лексической теме предлагаю детям лексико-грамматические упражнения и игры для развития речи.