Доклад «Логопедическое сопровождение как часть комплексного индивидуального сопровождения развития дошкольников с ОВЗ и инвалидностью»
Логопедическое сопровождение
как часть комплексного индивидуального
сопровождения развития дошкольников с ОВЗ и инвалидностью.
Учитель-логопед Сухорученко С.А.
МАДОУ « Детский сад №184, комбинированного вида»
г.Хабаровск
На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями. С целью обеспечения своевременной коррекции недостатков развития в нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.
Комплексное сопровождение дошкольника с ограниченными возможностями здоровья - это целостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формирования, развития и коррекции всех сторон личности, направленный на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка.
В последнее время отмечается рост количества дошкольников с ОВЗ. Наш детский сад посещают дети, имеющие тяжелые и множественные нарушения развития: ТНР, РАС, синдром Дауна, нарушения зрения.
Дадим психолого-педагогическую характеристику детей с ОВЗ. Такие дети имеют следующие особенности:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия, как слухового так и зрительного. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
6. Мышление - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.не сформированы формы коммуникации (диалогическая и монологическая речь)
8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9. Речь - имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы. Речь таких детей характеризуется резко ограниченным словарным запасом, стойкими аграмматизмами, несформированностью навыков связного высказывания, нарушением темпа и ритма речи, полиморфными нарушениями звукопроизношения. У некоторых детей полностью отсутствует речь, у других повторение слов, а также характерно наличие слов-штампов, которые произносятся без осмысления.
10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Логопедическое сопровождение дошкольников с ОВЗ и инвалидностью является значимой и неотъемлемой частью комплексного сопровождения
Цель логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ и инвалидностью- выбор оптимальных путей логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующих успешной адаптации и интеграции его в социуме.
Задачи логопедического сопровождения: общее речевое развитие воспитанников; формирование речевых предпосылок к усвоению программы; успешная социализация детей.
Система логопедического сопровождения проводится дифференцированно, поэтапно, в зависимости от структуры речевого дефекта, степени его выраженности, возраста, строится на основе учета индивидуальных психологических особенностей ребёнка, а коррекционное воздействие направлено, прежде всего, на источники и причины отклонений в развитии.
Психолого-педагогическое сопровождение учителя-логопеда включает следующие направления деятельности: диагностическое направление, коррекционно-развивающее, профилактическое, информационно-методическое.
Диагностическое направление предполагает раннее выявление детей с проблемами в развитии; первичное обследование речи детей; сбор анамнеза, сведений о раннем развитии; мониторинг детей с тяжелыми нарушениями речи; динамическое наблюдение в процессе обучения; итоговую диагностику результативности коррекционно-педагогического процесса.
Коррекционно-развивающее направление деятельности учителя-логопеда включает занятия по совершенствованию разных сторон речи; совместную деятельность с педагогом- психологом по стимулированию психологической базы речи; совместную деятельность с педагогами по развитию темпо-ритмической организации речи, общей моторики детей, организации необходимого медицинского сопровождения для детей с проблемами в развитии.
Индивидуальные занятия составляют основную часть работы учителя-логопеда. Они позволяют осуществлять коррекцию индивидуальных речевых и иных недостатков психофизического развития обучающихся. Особенно они необходимы в работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда особенности возраста, а также ограниченность речевых средств общения, общий и речевой негативизм воспитанников мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более - со сверстниками.
Тем не менее, в течение учебного года происходит постепенный переход от индивидуальных занятий к работе в малых подгруппах, который позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.
Структура и содержание индивидуального занятия зависят от вида и степени тяжести речевого нарушения ребенка, его индивидуальных особенностей. Компонентами занятия могут выступать: профилактика и раннее выявление речевых нарушений; развитие лексической, отработка артикуляционно - фонетической стороны речи; формирование фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза; постановка звуков, введение последовательно звуков в речь; дифференциация звуков в устной речи; совершенствование морфемного анализа, словообразования и словоизменения; работа над грамматическим оформлением связного высказывания; становление просодических компонентов речи.
При организации коррекционных логопедических занятий важно обращать внимание на особенности логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОВЗ и инвалидность:
Логопедическая работа проводится над речевой системой в целом (на каждом логопедическом занятии идет коррекция нарушений не только фонетико- фонематической стороны, лексико-грамматической строя, связной речи).
Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматику речевых расстройств, их механизмы.
У детей на занятиях формируются и мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.
С учетом тесной связи в развитии ручной и артикуляционной моторики в логопедические занятия включаю упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.
Особенностями логопедической работы является максимальное включение анализаторов, использование разнообразной наглядности.
Характерной для логопедической работы с детьми является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме (это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно-рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного укрепления).
С учетом быстрой утомляемости, склонности к охранительному торможению особенных детей провожу частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.
Особенностью логопедической работы является тщательная дозировка заданий и речевого материала (специфика познавательной деятельности обусловливает необходимость постоянного усложнения заданий и речевого материала).
Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходимо выдерживать умеренный темп работы.
10.Постоянно поддерживаю у ребенка интерес к исправлению речи, воздействую на его эмоциональную сферу.(игровые методы и приемы, наглядность, ИКТ)
11 Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.
Содержанием информационно-методического направления деятельности учителя-логопеда является методическая помощь работникам образовательной организации по вопросам коррекции речи; изучение и внедрение вариативных форм оказания коррекционной помощи детям с речевыми нарушениями; участие в работе методических объединений учителей-логопедов, семинарах и конференциях и др.
Профилактическое направление деятельности учителя-логопеда предполагает профилактику нарушений речи у детей с ОВЗ; организацию консультативных занятий с детьми, имеющими возрастные нарушения в формировании речи; оказание консультативной помощи родителям детей с проблемами в развитии.
Основная цель этой работы - создание такой предметной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей, предупреждению у детей трудностей в речевом развитии. Учитель- логопед отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей, дает рекомендации педагогам по ее обогащению. Согласованный подход к общему и речевому воспитанию и обучению, выработка единых педагогических установок по отношению к отдельным детям и группе в целом становятся основой взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения.
Одним из направлений в логопедической работе является сотрудничество специалиста с семьёй. Учитель-логопед проводит консультации, даёт рекомендации по развитию речи, формированию благоприятной речевой среды, знакомит родителей с промежуточными результатами коррекционной работы, даёт характеристику речевого развития детей за определенный промежуток время, определяет совместно с родителями необходимость продолжения коррекционных занятий.
Заключительным этапом логопедического сопровождения является осуществление контроля выполнения выше обозначенных направлений деятельности, который включает проведение контрольных срезов, тестовых заданий (при необходимости), и позволяет при необходимости внести изменения в содержание коррекционно-развивающей работы
Каждое направление логопедического сопровождения включается в единый процесс психолого-педагогического сопровождения и в рамках инклюзивного образования приобретает особое значение, так как ориентировано не только на преодоление речевых расстройств у обучающихся с ОВЗ, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.
Конечно, в процессе работы возникает много вопросов и трудностей, поэтому, я считаю, всегда необходим поиск и развитие для достижения положительного результата.
Список литературы:
1.Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: метод. материалы для специалистов сопровождения / О.Г. Приходько и др. – М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
2.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. М.: Просвещение, 2005.
3.Комплексное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск, 2017 г.
4.Куижева, З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. З. Н. Куижева. Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117).
5.Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. М: 2008 г
6. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в ДОУ в таблицах и алгоритмах: информационно-методический сборник, г. Надым: 2016г.
7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях детского сада и семьи – Практическое пособие для воспитателей, педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций. – Томск, 2015