Урок «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо» (2 класс)
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока русского языка
по теме «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости.
Как писать письмо»
для 2 класса начального общего образования, базовый уровень. ПНШ
Учитель: Иванова Елена Ивановна
Цель: создать условия для осмысления детьми эпистолярного жанра
Задачи:
-формировать умения и навыки речи в эпистолярном жанре (письмо);
-формировать умение использовать языковые особенности жанра;
-совершенствовать умение владеть русским языком;
-формировать умение переносить знания, полученные на уроке, в жизненные ситуации;
Планируемые результаты:
Личностные УУД.
Проявлять интерес к эпистолярному жанру, ценностное отношение к русской речи как выразительному средству общения, осознанное желание к написанию письма.
Регулятивные УУД.
Определять, формулировать цель урока и своей деятельности на уроке самостоятельно и при помощи учителя.
Делать выводы после завершения какого-либо вида деятельности.
Проговаривать последовательность своих действий
Познавательные УУД.
Определять значимость устной речи, письма в жизни людей и обосновывать свое суждение.
Получать новые знания, опираясь на свой жизненный опыт и на информацию, полученную из разных источников.
Перерабатывать полученную информацию и делать выводы в совместной деятельности.
Коммуникативные УУД.
Формировать понятные для партнеров высказывания.
Принимать разные точки зрения и находить общее решение.
Взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.
Использовать речевые средства для представления результата работы.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, карточки, личные письма.
Тип урока: развитие речи.
Сценарий урока
1. Организационный момент.
С добрым утром. Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не скучать.
Всем работать , отвечать!
- Сегодня на уроке мы начнём изучать Азбуку вежливости.
2. Работа над каллиграфией.
– Отгадайте загадку:
К дому-невеличке подлетают птички,
Весточки, приветы понесут по свету.
(Почтовый ящик, письма.)
– Какие слова «спрятались»? (Письмо, почта.) Объясните значение этих слов. –Запишите. ( взаимопроверка)
3. Актуализация опорных знаний.
– Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Если да, то кому?
-Сохраняются ли у вас в семье какие – либо письма
-Я сохраняю письма своей подруги. (Показ писем)
-У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получить с Земли?» «Письма»,- ответили космонавты.
-Как вы думаете, почему космонавты так ответили? ( Письмо – это весточка от родных, друзей, написанное их руками, согретое их теплом)
-С какой целью, почему люди пишут письма? (Чтобы сообщить новости, узнать, спросить о чём-то, рассказать о своей жизни и т.д.)
Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.
- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1
- Откройте учебник на с. 23. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты Миша, Маша и Волшебница?
-Прочитаем интригу.
Знакомы ли вам проблемы Маши и Миши? Знаете ли вы, как правильно начать и закончить свое письмо? А хотите узнать? Что нам поможет?
4. Работа по теме
Виды писем. Работа в парах по карточкам. ( У каждой пары одно письмо)
-Письма бывают разных видов.
-Прочитайте письма и определите, кому и с какой целью они написаны.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький
-Это письмо-пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.
С днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
-Кому написано письмо? С какой целью?
Это письмо-поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днём рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.
Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.
Целую. Ваша дочь Оля.
Это письмо родителям. В нём Оля сообщает о том, что ей в санатории живётся хорошо, но она скучает, просит родителей поскорее приехать.
-Какие виды писем вы запомнили? (Письма родным, официальные, по долгу службы.)
Таким образом, письма бывают разных видов.
От этого зависит, как вы начнёте и как закончите письмо.
-Письмо пишут по определённой схеме.
– Познакомимся с советами Волшебницы. С. 24 учебника.
Учитель читает правила вежливости, а учащиеся – дополняют их. На слайде 2 по ходу появляются фразы.
Схема письма |
Опорные слова |
Обращение |
Дорогие мама и папа! Дорогие тётя и дядя! Любимая бабушка! Любимый брат (сестра)! |
Начальная фраза о состоянии переписки |
Получила ваше письмо. Очень захотелось вам написать. |
Основное содержание письма |
Расскажу о нашей жизни. У нас всё хорошо. |
Вопросы адресату |
Как здоровье? Какие новости? Как живёте? |
Просьбы. Приветы. |
Прошу вас… Передайте привет… |
Прощания |
До свидания! До скорой встречи! |
Концовка (подпись, дата). |
Целую. Скучаю. Ваш… 18 декабря 2017г. |
-Как ещё можно обратиться? (открыть 1 пункт)
Обращение должно быть добрым, приятным. Если человек не любит, чтобы его, например, называли Любаша, то как лучше к нему обратиться? (Люба, Любочка).
- Далее идёт начальная фраза о состоянии переписки. (открыть 2 пункт). Прочитайте.
-Далее пишите основное содержание письма. (открыть 3 пункт) Что может интересовать родителей в ваших письмах, бабушку, сестру? (здоровье, настроение, какие друзья, интересные случаи)
-О чём пишут в письме далее? (задают вопросы адресату)
-О чём вы можете спросить родных? ( о здоровье, о новостях…) (открыть 4 пункт)
-Далее пишут просьбы, приветы. Как можно передать просьбу в письме? Привет? (открыть 5 пункт)
-Как можно попрощаться? (открыть 6 пункт)
-Что нужно написать вместо многоточия?
Важно правильно подписаться. Если ученик второго класса подпишется Александр Петрович, адресат будет долго гадать, кто же ему написал.
-В каком пункте схемы письма можно написать приглашение в гости?
-Как пишется каждая часть?
-Могут ли отсутствовать какие – то пункты схемы при написании письма?
-От чего это зависит?
5. Закрепление. В парах.
-Обратите внимание на слайд. ( учитель читает текст письма). У вас на партах лежит текст этого письма. Обведите карандашом обращение. Поставьте цифру 1
Обведите начальную фразу о состоянии переписки. Поставьте цифру 2 и т.д.
-Проверка по слайду 3.
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Очень захотелось вам написать. Пишу вам из детского санатория.
У меня всё хорошо. Хожу на различные лечебные процедуры. Нас здесь очень хорошо кормят. В комнате четыре человека. Здоровье моё улучшилось. Настроение бодрое, весёлое. Здесь я познакомилась с интересными девочками и мальчиками. Мы вместе ходим на процедуры, в столовую, вместе играем, рисуем, читаем интересные книги. Рассказываем друг другу занимательные случаи из нашей жизни.
Какие у вас новости? Как вы живёте без меня? Кто гуляет с моей собакой? Когда вы приедете меня навестить? Я уже немного соскучилась по дому.
Приезжайте скорее. Прошу вас, не забудьте привезти мне кроссовки. Передайте привет бабушке и дедушке.
До скорой встречи!
Целую. Скучаю. Ваша Оля.
26 октября 2017г.
6. Самостоятельная работа.
– Прочитайте в упражнении 15 письмо, которое кот Матроскин написал в Институт физики Солнца.
Как Матроскин начинает свое письмо? Как он его заканчивает? Соблюдает ли кот правила вежливости? Сверьте с таблицей на слайде.
-Это так просто! – сказал Миша и побежал писать письмо Ване. Напиши и ты письмо (кому захочешь), соблюдай правила вежливости.
7. Включение в систему знаний.
Работа в печатной тетради №1: с. 64, задание 80. Зачитывание и обсуждение готовых писем с опорой на таблицу на слайде.
Рефлексия.
-Какова была тема нашего урока?
-Оцените свою работу на уроке.
Лесенка успеха
-Кто может себя на верхнюю ступеньку поместить? На вторую? На нижнюю? Слайд 4
-Что понравилось на уроке
-Что было трудно?
Литература
Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.2011
Гараева Я.Ш.
Русский язык 4 класс: Поурочные разработки к учебнику Рамзаевой Т.Г. – М: ВАКО, 2005.-400с.- (В помощь школьному учителю)
Русский язык. 2 класс: система уроков по учебнику Н.А. Чураковой/ авт.- сост. Н.В. Лободина. - Волгоград: Учитель. 2013. 426 с.
http://www.mountrantmore.com/wp-content/uploads/2014/09/smiley-face.png смайлик улыбается
https://traditio.wiki/files/thumb/3/37/Frowny.svg/900px-Frowny.svg.png смайлик грустный
https://f4.bcbits.com/img/a2363056774_16.jpg смайлик
Карточки для работы в парах
-Прочитайте письма и определите, кому и с какой целью они написаны.
Дорогие дети!
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.
М. Горький
С днём рождения, мои дорогие близнецы!
Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.
Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.
Любящий вас дедушка Коля.
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.
Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.
Целую. Ваша дочь Оля.
Здравствуйте, дорогие мама и папа!
Очень захотелось вам написать. Пишу вам из детского санатория.
У меня всё хорошо. Хожу на различные лечебные процедуры. Нас здесь очень хорошо кормят. В комнате четыре человека. Здоровье моё улучшилось. Настроение бодрое, весёлое. Здесь я познакомилась с интересными девочками и мальчиками. Мы вместе ходим на процедуры, в столовую, вместе играем, рисуем, читаем интересные книги. Рассказываем друг другу занимательные случаи из нашей жизни.
Какие у вас новости? Как вы живёте без меня? Кто гуляет с моей собакой? Когда вы приедете меня навестить? Я уже немного соскучилась по дому.
Приезжайте скорее. Прошу вас, не забудьте привезти мне кроссовки. Передайте привет бабушке и дедушке.
До скорой встречи!
Целую. Скучаю. Ваша Оля.
26 октября 2017г.
Развитие речи с элементами культуры речи. Как писать письмо.
PPTX / 546.77 Кб
Пояснительная записка
Во время работы с презентацией на 1 слайде по щелчку появляется тема урока.
На 2 слайде по щелчку каждый текст увеличивается. По щелчку на него – возвращается в исходное положение. По щелчку на знак домика происходит переход на 3 слайд.
На 3 слайде по щелчку мыши происходит выделение части текста линией.
Голдина Лилия Вильевна