Урок «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо» (2 класс)

2
1
Материал опубликован 27 April 2018 в группе

Пояснительная записка к презентации

                                       Конспект урока русского языка

по теме «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости.

Как писать письмо»

для 2 класса начального общего образования, базовый уровень. ПНШ

 

                                                                          Учитель: Иванова Елена Ивановна

Цель: создать условия для осмысления детьми эпистолярного жанра

Задачи:

-формировать умения и навыки речи в эпистолярном жанре (письмо);

-формировать умение использовать языковые особенности жанра;

-совершенствовать умение владеть русским языком;

-формировать умение переносить знания, полученные на уроке, в жизненные ситуации;

Планируемые результаты:

Личностные УУД.

Проявлять интерес к эпистолярному жанру, ценностное отношение к русской речи как выразительному средству общения, осознанное желание к написанию письма.

Регулятивные УУД.

Определять, формулировать цель урока и своей деятельности на уроке самостоятельно и при помощи учителя.

Делать выводы после завершения какого-либо вида деятельности.

Проговаривать последовательность своих действий

Познавательные УУД.

Определять значимость устной речи, письма в жизни людей и обосновывать свое суждение.

Получать новые знания, опираясь на свой жизненный опыт и на информацию, полученную из разных источников.

Перерабатывать полученную информацию и делать выводы в совместной деятельности.

Коммуникативные УУД.

Формировать понятные для партнеров высказывания.

Принимать разные точки зрения и находить общее решение.

Взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Использовать речевые средства для представления результата работы.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация Power Point, карточки, личные письма.

Тип урока: развитие речи.


 

Сценарий урока

1. Организационный момент.

С добрым утром. Начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не скучать.

Всем работать , отвечать!

- Сегодня на уроке мы начнём изучать Азбуку вежливости.

2. Работа над каллиграфией.

– Отгадайте загадку:

К дому-невеличке подлетают птички,

Весточки, приветы понесут по свету.

(Почтовый ящик, письма.)

– Какие слова «спрятались»? (Письмо, почта.) Объясните значение этих слов. –Запишите. ( взаимопроверка)

3. Актуализация опорных знаний.

– Приходилось ли вам когда-нибудь писать письма? Если да, то кому?

-Сохраняются ли у вас в семье какие – либо письма

-Я сохраняю письма своей подруги. (Показ писем)

-У космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили: «Что вам было приятнее всего получить с Земли?» «Письма»,- ответили космонавты.

-Как вы думаете, почему космонавты так ответили? ( Письмо – это весточка от родных, друзей, написанное их руками, согретое их теплом)

-С какой целью, почему люди пишут письма? (Чтобы сообщить новости, узнать, спросить о чём-то, рассказать о своей жизни и т.д.)

Письма с давних пор играли большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии.

- Сформулируйте тему нашего урока. Слайд 1

- Откройте учебник на с. 23. Рассмотрите иллюстрацию. Чем заняты Миша, Маша и Волшебница?

-Прочитаем интригу.

Знакомы ли вам проблемы Маши и Миши? Знаете ли вы, как правильно начать и закончить свое письмо? А хотите узнать? Что нам поможет?

4. Работа по теме

Виды писем. Работа в парах по карточкам. ( У каждой пары одно письмо)

-Письма бывают разных видов.

-Прочитайте письма и определите, кому и с какой целью они написаны.

Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

М. Горький

-Это письмо-пожелание, в котором писатель М. Горький желает детям быть чуткими и добрыми. Это письмо говорит о том, что писатель любил детей.

С днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

Любящий вас дедушка Коля.

-Кому написано письмо? С какой целью?

Это письмо-поздравление, в котором дедушка поздравляет своих внуков с днём рождения и желает им здоровья, дружбы между собой.

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

Целую. Ваша дочь Оля.

Это письмо родителям. В нём Оля сообщает о том, что ей в санатории живётся хорошо, но она скучает, просит родителей поскорее приехать.

-Какие виды писем вы запомнили? (Письма родным, официальные, по долгу службы.)

Таким образом, письма бывают разных видов.

От этого зависит, как вы начнёте и как закончите письмо.

-Письмо пишут по определённой схеме.

– Познакомимся с советами Волшебницы. С. 24 учебника.

Учитель читает правила вежливости, а учащиеся – дополняют их. На слайде 2 по ходу появляются фразы.

        Схема письма

Опорные слова

Обращение

Дорогие мама и папа!

Дорогие тётя и дядя!

Любимая бабушка!

Любимый брат (сестра)!

Начальная фраза о 

состоянии переписки

Получила ваше письмо.

Очень захотелось вам написать.

Основное содержание письма

Расскажу о нашей жизни.

У нас всё хорошо.

Вопросы адресату

Как здоровье?

Какие новости?

Как живёте?

Просьбы. Приветы.

Прошу вас…

Передайте привет…

Прощания

До свидания!

До скорой встречи!

Концовка (подпись, дата).

Целую. Скучаю. Ваш…

18 декабря 2017г.

-Как ещё можно обратиться? (открыть 1 пункт)

Обращение должно быть добрым, приятным. Если человек не любит, чтобы его, например, называли Любаша, то как лучше к нему обратиться? (Люба, Любочка).

- Далее идёт начальная фраза о состоянии переписки. (открыть 2 пункт). Прочитайте.

-Далее пишите основное содержание письма. (открыть 3 пункт) Что может интересовать родителей в ваших письмах, бабушку, сестру? (здоровье, настроение, какие друзья, интересные случаи)

-О чём пишут в письме далее? (задают вопросы адресату)

-О чём вы можете спросить родных? ( о здоровье, о новостях…) (открыть 4 пункт)

-Далее пишут просьбы, приветы. Как можно передать просьбу в письме? Привет? (открыть 5 пункт)

-Как можно попрощаться? (открыть 6 пункт)

-Что нужно написать вместо многоточия?

Важно правильно подписаться. Если ученик второго класса подпишется Александр Петрович, адресат будет долго гадать, кто же ему написал.

-В каком пункте схемы письма можно написать приглашение в гости?

-Как пишется каждая часть?

-Могут ли отсутствовать какие – то пункты схемы при написании письма?

-От чего это зависит?

5. Закрепление. В парах.

-Обратите внимание на слайд. ( учитель читает текст письма). У вас на партах лежит текст этого письма. Обведите карандашом обращение. Поставьте цифру 1

Обведите начальную фразу о состоянии переписки. Поставьте цифру 2 и т.д.

-Проверка по слайду 3.

Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Очень захотелось вам написать. Пишу вам из детского санатория.

У меня всё хорошо. Хожу на различные лечебные процедуры. Нас здесь очень хорошо кормят. В комнате четыре человека. Здоровье моё улучшилось. Настроение бодрое, весёлое. Здесь я познакомилась с интересными девочками и мальчиками. Мы вместе ходим на процедуры, в столовую, вместе играем, рисуем, читаем интересные книги. Рассказываем друг другу занимательные случаи из нашей жизни.

Какие у вас новости? Как вы живёте без меня? Кто гуляет с моей собакой? Когда вы приедете меня навестить? Я уже немного соскучилась по дому.

Приезжайте скорее. Прошу вас, не забудьте привезти мне кроссовки. Передайте привет бабушке и дедушке.

До скорой встречи!

Целую. Скучаю. Ваша Оля.

26 октября 2017г.

6. Самостоятельная работа.

– Прочитайте в упражнении 15 письмо, которое кот Матроскин написал в Институт физики Солнца.

Как Матроскин начинает свое письмо? Как он его заканчивает? Соблюдает ли кот правила вежливости? Сверьте с таблицей на слайде.

-Это так просто! – сказал Миша и побежал писать письмо Ване. Напиши и ты письмо (кому захочешь), соблюдай правила вежливости.

7. Включение в систему знаний.

Работа в печатной тетради №1: с. 64, задание 80. Зачитывание и обсуждение готовых писем с опорой на таблицу на слайде.

Рефлексия.

-Какова была тема нашего урока?

-Оцените свою работу на уроке.

Лесенка успеха

-Кто может себя на верхнюю ступеньку поместить? На вторую? На нижнюю? Слайд 4

-Что понравилось на уроке

-Что было трудно?

                                                             Литература

Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс: Учебник. В 3ч. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник.2011

Гараева Я.Ш.

Русский язык 4 класс: Поурочные разработки к учебнику Рамзаевой Т.Г. – М: ВАКО, 2005.-400с.- (В помощь школьному учителю)

Русский язык. 2 класс: система уроков по учебнику Н.А. Чураковой/ авт.- сост. Н.В. Лободина. - Волгоград:  Учитель. 2013. 426 с.

http://www.mountrantmore.com/wp-content/uploads/2014/09/smiley-face.png смайлик улыбается

https://traditio.wiki/files/thumb/3/37/Frowny.svg/900px-Frowny.svg.png смайлик грустный

https://f4.bcbits.com/img/a2363056774_16.jpg смайлик

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/none/path/s8021c586bc8e422e/image/i72741011b8f36709/version/1375879341/image.png перо


                                    Карточки для работы в парах

-Прочитайте письма и определите, кому и с какой целью они написаны.

   Дорогие дети!

От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                                        М. Горький

      С днём рождения, мои дорогие близнецы!

Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.

Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде.

                                                                                           Любящий вас дедушка Коля.

     Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.

Когда вы приедете? Я уже соскучилась по дому. Приезжайте скорее, не забудьте привезти кроссовки.

                                                                                              Целую. Ваша дочь Оля.

    Здравствуйте, дорогие мама и папа!

Очень захотелось вам написать. Пишу вам из детского санатория.

У меня всё хорошо. Хожу на различные лечебные процедуры. Нас здесь очень хорошо кормят. В комнате четыре человека. Здоровье моё улучшилось. Настроение бодрое, весёлое. Здесь я познакомилась с интересными девочками и мальчиками. Мы вместе ходим на процедуры, в столовую, вместе играем, рисуем, читаем интересные книги. Рассказываем друг другу занимательные случаи из нашей жизни.

Какие у вас новости? Как вы живёте без меня? Кто гуляет с моей собакой? Когда вы приедете меня навестить? Я уже немного соскучилась по дому.

Приезжайте скорее. Прошу вас, не забудьте привезти мне кроссовки. Передайте привет бабушке и дедушке.

До скорой встречи!

                                                                                          Целую. Скучаю. Ваша Оля.

                                                                                          26 октября 2017г.


 


 Развитие речи с элементами культуры речи. Как писать письмо.
PPTX / 546.77 Кб

 

Пояснительная записка

 

Во время работы с презентацией на 1 слайде по щелчку появляется тема урока.

На 2 слайде по щелчку каждый текст увеличивается. По щелчку на него – возвращается в исходное положение. По щелчку на знак домика происходит переход на 3 слайд.

На 3 слайде по щелчку мыши происходит выделение части текста линией.

Предварительный просмотр презентации

Как писать письмо

Схема письма Опорные слова Обращение 2. Начальная фраза о состоянии переписки 3. Основное содержание письма 4. Вопросы адресату 5. Просьбы. Приветы. 6. Прощания 7. Концовка (подпись, дата).

1 Здравствуйте, дорогие мама и папа! Очень захотелось вам написать. Пишу вам из детского санатория. У меня всё хорошо. Хожу на различные лечебные процедуры. Нас здесь очень хорошо кормят. В комнате четыре человека. Здоровье моё улучшилось. Настроение бодрое, весёлое. Здесь я познакомилась с интересными девочками и мальчиками. Мы вместе ходим на процедуры, в столовую, вместе играем, рисуем, читаем интересные книги. Рассказываем друг другу занимательные случаи из нашей жизни. Какие у вас новости? Как вы живёте без меня? Кто гуляет с моей собакой? Когда вы приедете меня навестить? Я уже немного соскучилась по дому. Приезжайте скорее. Прошу вас, не забудьте привезти мне кроссовки. Передайте привет бабушке и дедушке. До скорой встречи! Целую. Скучаю. Ваша Оля. 26 октября 2017г.  

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Елена Ивановна, большое спасибо за полезную разработку. Вы представили хороший конспект урока и презентацию к нему. используете разные формы работы. Один урок у нас по этой теме прошел. Завтра второй урок по этой теме.Будем отрабатывать материал. Воспользуюсь с вашего позволения.

15 December 2019