Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе экспериментирования с различным художественным материалом

13
4
Материал опубликован 21 August 2019 в группе

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе экспериментирования с различным художественным материалом

АННОТАЦИЯ

Происходящие изменения в обществе, ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, ориентирования ее на формирование творческой личности, укрепление психического здоровья детей, заботу об их эмоциональном самочувствии. Использование художественной творческой деятельности в качестве отвлекающего, снимающего напряжение, гармонизирующего фактора, помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость, ощутить уверенность в себе.

«Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка»

К. Шейлби

Большинство дошкольников, поступающих в наше учреждение, имеют не только нарушения в развитии эмоциональной сферы, но и несформированность познавательных процессов.

Речь детей отличается пассивностью, словарный запас не соответствует возрастным нормам, наблюдаются нарушения лексико-грамматического строя, наличие в речи слов-паразитов. У дошкольников недостаточно сформированы понятия величины, формы и цвета. Моторика пальцев рук вялая, владение карандашом неуверенное, у большинства выявляется отсутствие навыков рисования кистью. Познавательная активность на низком уровне.

Совокупность перечисленных проблем побудили меня обратить свой взгляд на те виды деятельности, которые прежде практически полностью отсутствовали в опыте детей, а именно – художественно-творческую деятельность в процессе экспериментирования с различным художественным материалом.

Считаю, что формирование эмоциональной отзывчивости и развитие творческой активности детей при экспериментировании с различными изобразительными материалами и нетрадиционными техниками рисования позволит открыть для дошкольников с задержанным развитием окружающий мир во всей его яркости и разнообразии.

Я не предлагаю детям сложные композиции и задания. Это может вызвать страх у ребят с ЗПР, не владеющих в достаточной мере навыками художественного творчества, страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием вообще. Стараюсь давать такие задания, которые будут по силам детям, а этого можно достигнуть, лишь учитывая уровень индивидуального развития дошкольников, а также знания, полученные на предыдущих занятиях. Таким образом, дети обретают защиту в виде собственных знаний.

Ребята легко усваивают новые умения, если этот опыт приходит во время игры, занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Знакомство с приемами работы, со способами деятельности в различных видах изобразительного творчества осуществляется тогда без лишних усилий, настраивая ребенка на успешность его деятельности.

Свою работу строю на основе подгрупповых и индивидуальных занятий. Большое внимание уделяю комплексным и интегрированным занятиям, считаю, что именно такие занятия позволяют рационально сочетать различные виды детской деятельности, удерживая внимание ребенка в течение всего учебного процесса.

Сочетание инновационных (проблемные, поисковые, исследовательские, атр-технологии) и традиционных (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, игровые, творческие, продуктивные и т.д.) методов и приемов в обучении позволяет создать обстановку доверия, делового сотрудничества, где от каждого требуется личное участие для достижения общей цели.

Каждому занятию предшествует «минутка вхождения», во время которой посредством различных психогимнастических игр и упражнений создается положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.

Еще один немаловажный этап занятия – продуктивная деятельность. Считаю, что законченное занятие – это занятие, результатом которого явилось создание «шедевра» (не важно какого: сказки или рассказа, аппликации или рисунка) при условии участия в нем каждого. Участия по мере своих сил и возможностей.

Работы детей выставляются на стенде учреждения. Выполнены они с использованием различного художественного материала (карандашей, восковых мелков, акварельных красок, гуаши, пастели и т.д.) и различными техниками (пальчиковая живопись, рисование по сырому слою бумаги, монотипия, кляксография, коллаж др.). При этом стараюсь делать акцент не на формальном копировании предмета, а на эстетической сущности изображения.

Состав детей постоянно меняется, ребята уходят в приемные семьи или возвращаются домой к исправившимся родителям. И я надеюсь, те знания, которые мы вложили в них, те азы творческой личности, которые удалось пробудить в детях, попали на благодатную почву и смогут развиться в прекрасный цветок эстетически грамотного, умеющего видеть и ценить красоту окружающего мира Человека.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Елена Валерьевна, за полезную статью!

21 August 2019

Спасибо, Елена Владимировна, за первый комментарий!)

21 August 2019

Спасибо, Елена Валерьевна! Всё четко. продумано, аргументировано. Жду продолжения, новых публикаций по затронутой вами теме.

23 August 2019

Спасибо, Ольга Валерьевна, за отзыв! Постараюсь!

24 August 2019

Похожие публикации