Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе экспериментирования с различным художественным материалом
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе экспериментирования с различным художественным материалом
АННОТАЦИЯ
Происходящие изменения в обществе, ставят перед дошкольной образовательной системой задачу обновления содержания, ориентирования ее на формирование творческой личности, укрепление психического здоровья детей, заботу об их эмоциональном самочувствии. Использование художественной творческой деятельности в качестве отвлекающего, снимающего напряжение, гармонизирующего фактора, помогает ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость, ощутить уверенность в себе.
«Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка»
К. Шейлби
Большинство дошкольников, поступающих в наше учреждение, имеют не только нарушения в развитии эмоциональной сферы, но и несформированность познавательных процессов.
Речь детей отличается пассивностью, словарный запас не соответствует возрастным нормам, наблюдаются нарушения лексико-грамматического строя, наличие в речи слов-паразитов. У дошкольников недостаточно сформированы понятия величины, формы и цвета. Моторика пальцев рук вялая, владение карандашом неуверенное, у большинства выявляется отсутствие навыков рисования кистью. Познавательная активность на низком уровне.
Совокупность перечисленных проблем побудили меня обратить свой взгляд на те виды деятельности, которые прежде практически полностью отсутствовали в опыте детей, а именно – художественно-творческую деятельность в процессе экспериментирования с различным художественным материалом.
Считаю, что формирование эмоциональной отзывчивости и развитие творческой активности детей при экспериментировании с различными изобразительными материалами и нетрадиционными техниками рисования позволит открыть для дошкольников с задержанным развитием окружающий мир во всей его яркости и разнообразии.
Я не предлагаю детям сложные композиции и задания. Это может вызвать страх у ребят с ЗПР, не владеющих в достаточной мере навыками художественного творчества, страх не только перед конкретным заданием, но и перед рисованием вообще. Стараюсь давать такие задания, которые будут по силам детям, а этого можно достигнуть, лишь учитывая уровень индивидуального развития дошкольников, а также знания, полученные на предыдущих занятиях. Таким образом, дети обретают защиту в виде собственных знаний.
Ребята легко усваивают новые умения, если этот опыт приходит во время игры, занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Знакомство с приемами работы, со способами деятельности в различных видах изобразительного творчества осуществляется тогда без лишних усилий, настраивая ребенка на успешность его деятельности.
Свою работу строю на основе подгрупповых и индивидуальных занятий. Большое внимание уделяю комплексным и интегрированным занятиям, считаю, что именно такие занятия позволяют рационально сочетать различные виды детской деятельности, удерживая внимание ребенка в течение всего учебного процесса.
Сочетание инновационных (проблемные, поисковые, исследовательские, атр-технологии) и традиционных (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, игровые, творческие, продуктивные и т.д.) методов и приемов в обучении позволяет создать обстановку доверия, делового сотрудничества, где от каждого требуется личное участие для достижения общей цели.
Каждому занятию предшествует «минутка вхождения», во время которой посредством различных психогимнастических игр и упражнений создается положительный эмоциональный настрой на предстоящую деятельность.
Еще один немаловажный этап занятия – продуктивная деятельность. Считаю, что законченное занятие – это занятие, результатом которого явилось создание «шедевра» (не важно какого: сказки или рассказа, аппликации или рисунка) при условии участия в нем каждого. Участия по мере своих сил и возможностей.
Работы детей выставляются на стенде учреждения. Выполнены они с использованием различного художественного материала (карандашей, восковых мелков, акварельных красок, гуаши, пастели и т.д.) и различными техниками (пальчиковая живопись, рисование по сырому слою бумаги, монотипия, кляксография, коллаж др.). При этом стараюсь делать акцент не на формальном копировании предмета, а на эстетической сущности изображения.
Состав детей постоянно меняется, ребята уходят в приемные семьи или возвращаются домой к исправившимся родителям. И я надеюсь, те знания, которые мы вложили в них, те азы творческой личности, которые удалось пробудить в детях, попали на благодатную почву и смогут развиться в прекрасный цветок эстетически грамотного, умеющего видеть и ценить красоту окружающего мира Человека.
Елена Владимировна
Коновалова Елена Валерьевна
Мастина Ольга Валерьевна
Коновалова Елена Валерьевна