Привитие этнокультурного образования в содержании новых образовательных стандартов (дошкольное образование)
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СОДЕРЖАНИИ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Воспитатель МДОУ «Детский сад № 98», г. о. Саранск
Власова Людмила Дмитриевна
Основные цели образования в современной России видятся в обеспечении исторической преемственности поколений, сохранении, распространении и развитии национальной культуры; воспитании патриотов, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью; формировании у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитии культуры межэтнических отношений.
Одной из тенденций развития современного образовательного процесса стала его этнокультурная направленность. Этнокультурное образование предполагает приобщение дошкольников к этнической культуре в дошкольных учреждениях, на основе образовательных программ при взаимодействии с семьей, учреждениями культуры и средствами массовой информации.
Освоение этнокультурного опыта способствует осознанию того, что родная культура является одной из форм культурного многообразия мира. В настоящее время идеи этнокультурного образования достаточно широко внедрены в практику дошкольных учреждений.
В современном мире мы зачастую забываем свои корни, свою историю. Много ли подрастающее поколение знает о культуре наших предков?
Этот пробел нужно заполнять непосредственно как можно раньше. Необходимо пробудить в растущем человеке любовь к родной земле.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача, особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания, духовного богатства своего народа, освоения национальной культуры, традиций, языка.
Передавая знания детям, педагогу необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств. И сегодня очень важно не упустить крупицы народной мудрости, народных традиций и обычаев; сохранить, преумножить и передать их будущим поколениям.
Основной задачей работы по этнокультурному образованию является формирование духовно-нравственного отношения к своей семье, городу, республике, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
В нашем дошкольном образовательном учреждении этнокультурное образование детей дошкольного возраста выступает как система воспитания и обучения.
При знакомстве с произведениями устного народного творчества, с национальной музыкой, с декоративно-прикладным искусством, дети приобретают новые знания о жизни: о труде людей, о том, что ценит мордовский народ в человеке, а что порицает, как понимает красоту, о чем мечтает.
С раннего детства ребенок нуждается в образах, звуках, красках. Все это в изобилии несут в себе народное творчество и быт русского народа. Сказки, загадки, поговорки, пословицы – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости. Приобщаясь к народному творчеству разных этнических групп, воспитанники не только усваивают историю, традиции, культуру народов, но эта деятельность способствует успешному развитию у дошкольников основных психологических процессов (памяти, внимания, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности).
Русское народное творчество: сказки, игры, песни легли в основу дошкольного воспитания нашего детского сада, нашей группы. Большое внимание уделяется следующим видам работ:
- изучение сказок, поговорок, потешек, пословиц;
- знакомство с русскими народными игрушками и играми;
- посещение мини-музея «Русская изба».
Первое, с чем мы начинаем знакомить малышей – это конечно, русские народные потешки, пестушки, песенки, которые используем в ходе режимных моментов; умываясь, одеваясь на прогулку, просыпаясь, обедая.
«Потягуни - потягушечки»
Глазки открываются,
Глазки просыпаются,
Потягушки-ножки,
потягушки-пяточки,
Ручки и ладошки,
Сладкие ребяточки!
Потягуси-потягуси,
Пролетали низко гуси,
Потягуси-потягушечки,
Перья мягкие в подушечке…
«Водичка-водичка».
Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок
Пословицы и поговорки русский народ называет крылатыми словами, народы востока — жемчужиной, нанизанной на ниточку. Различные народные поговорки и пословицы часто используются как в специально организованной деятельности, так и в течение дня. При этом обращается внимание на то, что у каждого народа свои пословицы и поговорки, положим о труде, но они очень похожи по смыслу. У татар: «Без труда и зайца не поймаешь», «Меньше говори – больше делай» у русских – «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Делу время – потехе час».
В младших группах идет приобщение детей к народной игрушке (матрешка, каталка, качалка, игрушка-забава и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом, способом ориентировочных действий в мудрых народных игрушках - они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.
В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Они воспитывают чувство братского общения, товарищества. Тематика проводимых игр очень разнообразна: одни отражают эпизоды из жизни мордовского народа, например: «В репку», «В базар», «Ткань полотна» и др., другие – подражание повадкам животных и птиц, например: «В зайчиков», «В волков», «В журавлей», «В голубей» и др., третье – игры с предметами, например: «В лапти», «В бусы», «В колечко», «В жгут».
Предварительная работа включает посещение мини-музея ДОО для знакомства с предметами быта, используемых в играх (народная игра «В лапти», «В горшки» и др.). Большинство мордовских подвижных игр сопровождаются текстом, который разучивается и закрепляется в течение дня. Таким образом, предварительная работа способствует реализации принципов развивающего обучения на основе использования этнокультурного краеведческого материала.
Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке.
В играх развиваются также инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшает их, способствует быстрому запоминанию, придает им ритмическую слаженность.
В детском саду традиционно проводятся народные праздники: «Колядки», «Масленица» и др. . Дети с удовольствием заучивают и поют: колядки, потешки, с восторгом и удовольствием слушают про гадание, играют в народные игры, например: «Тели-тели-телине» (зимушка-зима), «Кемутне» (сапожок) и другие. Дошкольники знакомятся с христианскими праздниками: «Рождество» и «Пасха». Детям дошкольного возраста важно не только осознать предмет, а увидеть его в действии. В созданном в детском саду мини-музее «Русская изба» продемонстрированы традиционные национальные костюмы мордвы (мокша, эрзя), предметы домашнего обихода. Дети имеют возможность соприкоснуться со старинной утварью, рассмотреть вышитую одежду, украшения. Педагог дает понятия старинных неупотребляемых в современном языке народных слов, объясняя при этом их значение (чугунок, ухват, прялка, керосиновая лампа, лучина и т.д.). в мини-музее «Русская изба» дети начинают познавать историю своего народа.
В нашем образовательном учреждении стало хорошей традицией проведение Дня национальной кухни – мокша, эрзя. Дети знакомятся с яствами мордовского народа, такими как: «Медвежья лапа», «Ватрушка с творогом», «Кисель» и др.
Приобщаясь к мордовскому народному творчеству, дети усваивают историю, традиции, культуру мордвы. Эта деятельность способствует развитию у детей основных психологических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления, эмоций, коммуникативных навыков, познавательной активности.
Для обобщения знаний о родном крае создаются образовательные ситуации, включающие экскурсии, игры, беседы с использованием мультимедийных презентаций.
В группах созданы национальные уголки, где представлены: книги и иллюстративный материал для ознакомления детей с родным краем, куклы в национальных костюмах, дидактические игры и пособия по ознакомлению с мордовским декоративно-прикладным искусством. Оформлены альбомы с фотоматериалами, которые отражают жизнь и быт этнических групп.
Закрепление этнокультурных представлений осуществляется также в дидактических играх этнокультурного содержания. Они обеспечивают процесс простейшего и сопоставительного анализа, обобщающего сравнения элементов национальных культур. Содержание, игровые действия, игровая задача дидактических игр этнокультурного содержания в первую очередь нацелены на развитие личности, познавательной, эмоционально-волевой сферы, на развитие этнокультурной компетентности дошкольников. Дети с удовольствием играют в дидактические игры: «Флаг Мордовии», домино «Глиняные игрушки мордовских умельцев», «Мордовский орнамент», «Волшебный куб», «Карта Мордовии» и др..
Одним из важных педагогических аспектов формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Сотрудничество детского сада с семьей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия, например: оформление мордовского уголка, совместная с детьми творческая деятельность (разучивание стихов, поговорок, игр, чтение сказок). Целью такого взаимодействия с семьями является вовлечение родителей в этнокультурный образовательный процесс, включающий физическое, эмоциональное, духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций народной культуры. Формируя этнокультурную компетентность дошкольников, мы должны делать акцент на приобщение их к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участие в их сохранении и приумножении. Какими вырастут наши дети, люди нового поколения – всё зависит от нас.
Вся работа, проводимая по этнокультурному воспитанию, направлена на развитие у ребёнка чувства прекрасного, толерантного отношения и уважения к людям, живущим рядом. Ребёнок будет любить, и по - настоящему ценить свой край, если мы научим его этому.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры. Воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей.
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2015 г. №155).
2.Нигматов, З. Г. Этнокультурные традиции духовно-нравственного воспитания детей//Этнокультурные образовательные потребности народов России./Материалы семинаров – совещаний. – М.: ИНПО, - 2004. – 268 с.
3.Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: ООО Издательство 2Детство-Пресс», - 2011. – 192с.
4. Ченкураева Е. Н. Педагогические условия становления этнокультурного образования в инновационном образовательном учреждении (на примере национальной гимназии): автореф. дис. пед. наук. Волгоград, 2007. 24 с.