12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рысева Алена Александровна521
Россия, Владимирская обл.


Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Игра как средство социализации и коммуникации дошкольников»



Тема: «Развитие социальных и коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с помощью игровых технологий»






Подготовила статью:

Рысева Алена Александровна, социальный педагог

ГБУ ВО ЦППМС Кольчугинский филиал






г. Кольчугино,

2022 г.






Содержание


Введение ……………………………………………………………….. 3

Социально – коммуникативные игры. Эффективные формы социализации ребёнка ……………………………………………….. 4

Заключение ……………………………………………………………. 5

Список литературы …………………………………………………....6

Приложение. «Картотека 10 весёлых игр на развитие социально -коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

t1662467052aa.png



Введение

Дошкольный возраст – период жизни человека от 3 до 7 лет. Социальная ситуация развития дошкольного периода выглядит следующим образом:

t1662467052ab.gif

Каждому возрастному периоду в жизни человека присуща ведущая деятельность, где формируются основные личностные новообразования, возникают новые виды деятельности, происходит перестройка психических процессов личности. Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте выступает сюжетно – ролевая игра. В это важное время ребенок подходит к открытию мира взрослых.

Главной потребностью ребенка – дошкольника становится постепенное вхождение в мир взрослых, взаимодействие вместе с ними. Значительное расширение рамок общения со взрослым происходит, в основном, за счёт развития коммуникативных навыков ребёнка. Развиваются новые формы и содержание общения со сверстниками, с педагогами. Дошкольный возраст можно охарактеризовать как время наиболее интенсивного осмысления целей человеческой деятельности, периодом интенсивной ориентации в них. [16]

Слово коммуникация происходит от латинского языка «communico» и означает «связываю, делаю общим, общаюсь».

Функции общения в современном обществе очень разнообразны. Рассмотрим одну из существующих классификаций советского и российского психолога Парыгина Б.Д. Здесь мы можем выделить социальные функции общения, связанные с потребностями общества в целом. Социальные функции включают в себя один из важнейших аспектов формирования личности ребёнка в современном обществе, а именно функцию подавления агрессии. Данную функцию рассматривал в своих трудах З. Фрейд, где доказывал прямую связь между ярким проявлением агрессивности и отсутствием общения у человека. Поэтому дошкольнику нужно не терять контакта с людьми, чтобы в будущем он не воспринимал общество как враждебную среду.

t1662467052ad.png

Социально – коммуникативные игры.

Эффективные формы социализации ребёнка

Если рассматривать социализацию в общем, то можно сказать, что это многоаспектный процесс, который включает в себя постоянное открытие «всеобщего социального», утверждение себя как субъекта культуры. Особенность социализации детей дошкольного возраста состоит в освоении предметного мира и мира отношений между людьми.

Игра – важная и эффективная форма адаптации ребёнка в социуме. Именно в игре закладываются основы будущей личности. В процессе совместных игр со сверстниками у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере межличностного взаимодействия, общения. [12]

Лишить ребёнка игровой практики – значит ограничить его от главного источника развития: активизации процесса познания окружающего мира; импульсов творчества; развития своих способностей и характера. Гармоничное развитие личности ребёнка – дошкольника имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение, так как оно предопределяет развитие его нравственной позиции и эмоционально – волевой сферы.

Важное назначение игры – ориентация на креативное, экспериментальное поведение человека. К основным компонентам игры относят: игровой мотив (состояние); игровые позиции; игровые ситуации; игровые роли и действия; результат игры. Можно также выделить функции игры: игротерапевтическая; коммуникативная; диагностическая; социализирующая; коррекционная; развлекательная. Также педагоги, психологи выделяют различные виды игр: познавательные; уличные (дворовые); хороводные; танцевальные; коммуникативные; игры на знакомство; конкурсные и т.д.

Социально – коммуникативные игры выполняют диагностическую, психотерапевтическую, коррекционную роль. Главное условие такого типа игр – игровой диалог, доброжелательность, отзывчивость друг к другу. Социально – коммуникативные игровые технологии отражают события и явления мира взрослых, что помогает детям лучше его понять, легче адаптироваться в социуме.

В таких играх ребёнок развивает интеллектуальные, личностные качества.

Важно отметить, для полноценного развития личности ребёнка дошкольного возраста большую роль может сыграть не только игра. Современные методы работы с детьми этого возраста могут включать в себя: обсуждение различных жизненных ситуаций; опытно – экспериментальные методы (технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач, метод проектов); клубный час; ситуация месяца; социальные акции; участие в волонтёрских движениях и многие другие.


Заключение

Современный мир невозможно представить без работы в команде, нахождения новых способов взаимодействия, открытого общения с людьми. Поэтому социальное развитие ребёнка дошкольного возраста не менее важно, чем развитие его интеллектуальных, физических, творческих способностей.

В наши дни рост деструктивных явлений в детской и молодёжной среде (одиночество, отчуждённость, повышенная агрессивность, тревожность) можно связать с несформированностью социальных и коммуникативных навыков. В развитии этих компетенций существенную роль выполняют игры, так как именно они оказывают огромное влияние на совершенствование психических процессов ребёнка: внимания, памяти, мышления, произвольного поведения. Социально-коммуникативные игры дают детям возможность моделировать различные жизненные ситуации, находить новые способы выхода из конфликтов, не прибегая к агрессии, учат выражению большого спектра эмоций в восприятии окружающего мира.

Правильная организация образовательного процесса с дошкольниками способствует их социально – коммуникативному, социально – личностному развитию. Это поможет ребёнку приобрести самостоятельность, целеустремлённость, уверенность в собственных силах, общительность, внимательность, способность к сотрудничеству. В будущем всё это становится кирпичиками из которых складывается личность взрослого человека!

t1662467052ae.png

Список литературы

Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. — М.: Юрайт, 2020.
Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства.—М.: Юрайт, 2020.
Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020.
Габова М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. — М.: Юрайт, 2020.
Галигузова Л. Н. Дошкольная педагогика. — М.: Юрайт, 2020.
Григорян Э. Г. Психолого-педагогические особенности внимания детей дошкольного возраста. — М.: Сфера, 2020.
Дубровская Е. А. Дошкольная педагогика. Эстетическое воспитание и развитие. — М.: Юрайт, 2020.
Казакова, Г.М. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Г.М. Казакова. — М.: АРКТИ, 2010.
Комарова Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. — М.: Юрайт, 2020.
Левина И.О. Технологии эффективной социализации детей 3—7 лет: система реализации, формы, сценарии: методическое пособие. — М. : Вентана-Граф, 2017.
Панова О. В. Особенности развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников// Молодой ученый. — №38, 2017.
Попова З.Д., Стернин И.А., Чарыкова О.Н. Основы теории языка и коммуникации. Учебное пособие. М.: Флинта, 2010.
Сергеева, И. С. Игровые технологии в образовании дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации. — М.: КноРус, 2016. 
Томчикова, С. Н. Игровые технологии в ДОУ / С.Н. Томчикова. — М.: Флинта, 2015.
Турченко В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, 2016.
Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Чернякова, Валентина Николаевна Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / Чернякова Валентина Николаевна. — М.: Сфера, 2018.
Чмелева Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ — начала ХХ века. — М.: Юрайт, 2020.

t1662467052af.png



Приложение

«Картотека 10 весёлых игр на развитие социально- коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»


Игра «Закончи предложение»

Цель игры: воспитание уверенности в себе, познание своих возможностей.

Описание игры. Ребятам необходимо закончить фразу, предложенную ведущим: «Я умею…»; «Я хочу…»; «Я смогу…»; «Я добьюсь…».


Игра «Вежливые слова»

Цель игры: развитие уважительного отношения друг к другу.

Описание игры. Детям необходимо бросать мяч друг другу, при этом говорить вежливые слова. Например, называть слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады встречи с вами); прощания (до свидания, до встречи); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста); извинения (простите, я сожалею, очень жаль) и т.д.


t1662467052ag.png

t1662467052ah.png

Игра «Я радуюсь, когда…»

Цель игры: узнать больше о внутреннем мире ребёнка, его взаимоотношениях с близкими людьми, с друзьями.

Описание игры. Ведущий кидает мяч и называет по имени ребёнка. Тот, кому кинули мяч должен продолжить фразу: «Я радуюсь, когда…» и затем кинуть мяч другому человеку.


Игра «Головомяч»

Цель игры: развитие навыков сотрудничества.

Описание игры. Дети, разбившись на пары, ложатся на живот напротив друг друга. Между их головами ведущий кладёт мяч. Касаясь мяча только головой, пара должна встать на ноги. Можно усложнить задачу, увеличив количество участников на один мяч.



t1662467052ai.png




t1662467052aj.png



Игра «Обезьянка»

Цель игры: развитие способностей подражания мимике и жестам.

Описание игры. Ведущий предлагает одному из ребят стать обезьянкой и придумывать различные движения. Задача остальных – повторять эти движения.



Игра «Ветер дует на того…»

Цель игры: умение выделять индивидуальные особенности.

Описание игры. Ведущий начинает игру со слов «Ветер дует на того…» и затем продолжает фразу (например): «…у кого рыжие волосы; … кто в зеленой футболке; … кто любит смеяться» и т.д.

t1662467052ak.png



t1662467052al.png



Игра «Сиамские близнецы»

Цель игры: развивать умение работы в парах, взаимодействовать друг с другом.

Описание игры. Дети разбиваются на пары и встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс. Теперь у них 2 головы, 3 ноги, 2 руки и одно туловище. «Сиамским близнецам» можно предложить: походить в помещении, присесть, лечь, встать, нарисовать картину и т.п.


Игра «Передай мяч»

Цель игры: умение понимать, чувствовать друг друга, развитие двигательных способностей.

Описание игры. Находясь в кругу сидя или стоя, ребята передают мяч друг другу как можно быстрее, не уронив его на пол. Можно усложнить задачу, повернувшись спиной друг другу, закрытыми глазами или сразу с несколькими мячами.


t1662467052an.png



t1662467052ao.png



Игра «Пиктограммы»

Цель игры: понимание эмоций других людей.

Описание игры. Ведущий раздаёт детям карточки, на которых изображены различные эмоции. Дети, берут одну карточку, не показывая её остальным. Задача – передать эту эмоцию, чтобы остальные отгадали её. При этом ведущий спрашивает у ребят, как они отгадали тут или иную эмоцию.


Игра «Ситуации»

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, умение делиться своими чувствами и переживаниями с другими, умение выражать свои эмоции.

Описание игры. Ребятам предлагается разрешить ряд ситуаций.

Два мальчика поссорились – как ты помиришь их.
Ты очень обидел своего друга – как ты попросишь у него прощения, помирись с ним.
Тебе очень хочется поиграть в игрушку, которая у твоего друга – как ты попросишь его.
Все дети играют, а у одного совсем нет игрушки – как ты можешь предложить ему игрушку, поделись с ним.
Один из твоих друзей грустный, плачет – как ты можешь успокоить его.



t1662467052aq.png


t1662467052ar.png


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.