12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Возняк Елена Владимировна45
Я могу назвать себя счастливым человеком, отдающим свои знания, свою энергию, свою любовь детям. Всё хорошее, доброе, светлое, что есть во мне, я дарю и просто отдаю им, своим дошколятам. А взамен я получаю больше: их доверие, откровения, радость, маленьк
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
2

Выступление «Социально-коммуникативное развитие детей с ОНР в условиях дошкольного обучения»

Социально-коммуникативное развитие детей с ОНР в условиях дошкольного обучения.

Детский сад – начало социальной жизни ребенка. И это действительно так.

Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги и сами дети - сверстники дошкольника.

Я считаю, что проблема межличностных взаимоотношений детей в детском саду на сегодняшний день становится актуальной. Работая воспитателе с детьми с ОНР, я в группе замечала высокую напряженность и конфликтность. Для таких детей характерными признаками является незрелость эмоционально-волевой сферы, низкий уровень развития коммуникативных навыков и социальных умений. Часто дети, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе и сами испытывают эмоциональный дискомфорт.

Я придерживаюсь мнения, что речевое общение - это од­но из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности и, наконец, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Именно речевое общение создает базу социально-коммуникативного развития ребенка.

За время своей работы, наблюдая за детьми с ОНР выявила, что эти дети имеют ряд особенностей, препятствующие их успешной социализации это:

- низкий уровень социально-личностного развития:

- недостаточная инициативность в общении;

- предпочтение пассивных ролей;

- неумение уладить конфликты;

-не владение адекватными речевыми способами выражения своего внутреннего состояния.

В своей работе я определила цель и поставила задачи:

Цель: создание для детей с ОНР благоприятных условий для развития социально-коммуникативной деятельности

Задачи:

включение детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

развитие у детей навыков речевого общения в процессе взаимодействия с окружающими.

взаимодействие с родителями, с целью оказать им помощи в понимании особенностей развития ребенка с общим недоразвитием речи.

Социально-коммуникативной развитие дошкольников с ОНР предполагает формирование следующих умений. Их вы можете увидеть на данном слайде:

понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т.д.);

получать необходимую информацию в общении;

выслушивать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;

вести диалог со взрослыми и сверстниками;

спокойно отстаивать свое мнение;

принимать участие в коллективных делах (договариваться, идти на уступки и т.д.);

В своей работе для социально-коммуникативного развития дошкольников с ОНР я использую не только учебные задания, но и естест­венные ситуации для обучения навыкам социального поведения, переноса по­лученных знаний в реальные жизненные ситуации; проведение экскурсий; специальные игры на развитие мимики, воображения, пантомимики; игры на формирование дыхания, четкой дикции, интонации, ар­тикуляции.

Например, в нашей группе ведется кружок «Великий Почемучка». В нем ребята развивают речь, учатся общаться, познают мир посредством экскурсий. За несколько дней до экскурсии проводится с детьми небольшая беседа, цель которой – вызвать интерес к предстоящему занятию, оживить представления и впечатления, которые могут быть полезные в ходе экскурсии; в ходе беседы сообщается её цель. Дети должны знать, куда пойдут и зачем.

В ходе проведения экскурсий осуществляется сенсорное развитие, на основе которого возникают мыслительные процессы, а это, в свою очередь, способствует развитию познавательного интереса у детей к окружающему миру. Чувственный опыт детей, обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.

После экскурсий мы с детьми садимся в круг и передавая " волшебный камушек" друг другу по очереди, делимся своими мыслями и эмоциями. Опыт показал, что в ходе длительного целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия у ребят появляется осознанность в выполнении задания, уверенность в себе. Они учатся общаться и обсуждать увиденное.

Еще одна интересная форма работы в нашей группе- это знакомство детей

с традициями русской культуры. Целью которой является развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о специфике бытования народной культуры при обращении к жизненному опыту детей.

Воспитание детей в духе русской культурной традиции это не только средство инициирования личности для духовного и интеллектуального развития, это и профилактика таких характерных для нашего времени деформаций личности, как эгоцентризм, замыкание на вещизме, или пессимистический, пассивный и даже пугливый взгляд на жизнь.

В своей работе я активно привлекаю родителей к жизнь группы, используя

разнообразные формы со­вместной работы детей, педагогов и родителей. Кроме традиционных форм работы, чтобы заинтересовать родителей и детей и привлечь их к общению между собой в течение учебного года организовывала совместные проекты «Мы помним!», «Улица на которой я живу», "Дорога и дети" и т.д.

Я хотела бы немного рассказать о проекте "Улица на которой я живу".

Это экскурсия выходного дня ,которую проводят родители для своего ребенка, что бы познакомить с улицей на которой он живет; её историей; социально важными объектами, культурными памятниками и транспортной развязкой. После этого родители совместно с ребенком готовят фото-рассказ. Используя подготовленный материал ребенку предоставляется возможность поделиться своими впечатлениями с детьми и рассказать о чем он узнал, что нового увидел, казалось бы в привычной ему обстановке.

В проекте "Мы Помним!", родители готовят краткий биографический рассказ о родственниках участвовавших в ВОВ и тружениках тыла, после чего проводят с ребенком беседу, рассказывая ему о родных, которые внесли вклад в нашу мирную жизнь. В группе детям дается возможность рассказать о своих родных, что помогает развивать патриотические чувства, умение сопереживать и излагать свои мысли.

Таким образом, эффективность социально-коммуникативного развития детей, во многом, зависит от активного взаимодействия всех участников образовательных отношений.  По  результатам  проведённой мной работы я  отмечаю важность и необходимость своевременного, целенаправленного развития социального поведения у детей с ОНР, что способствует предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширению их коммуникативного и социального опыта, развитию речи и как результат успешного перехода моих воспитанников в школу.

Спасибо за внимание!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.