12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шарова Валентина Николаевна50
2

Программа кружка «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»

 

Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Лесная сказка»
пгт. Талинка Октябрьский район


(МБДОУ «ДСОВ «Лесная сказка»)

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка

«Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»

 

 

 

                                                               

                                                                                                      

                                        

 

 

Автор:

Шарова Валентина Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад общеразвивающего "Лесная сказка"

 

Программа кружка «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» способствует развитию умений правильно выстраивать структуру рассказа, пополнению лексического запаса выразительными средствами языка, развитию умений грамматически правильно строить предложения, а так же использовать в своей речи сложные предложные конструкции, развивать монологическую речь  в совокупности с ее правильным и грамотным содержанием.

             Программа предназначена для воспитателей ДОУ, учителей-логопедов и  родителей дошкольников.

Предлагаемое тематическое планирование занятий рассчитано на два год.

 

Содержание

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка…………………………………………………..............................4

1.2.Цели, задачи реализации Программы…………………………………...............................5

1.3.Принципы и подходы к формированию Программ………………….................................5

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристик……………………5

1.5.Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников......................7

 1.6.Планируемые результаты освоения Программы……………….........................................7

           

2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности ………………………………….. ...................8

2.2.Перспективный план занятий…………………………………………...............................9

2.3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников…………….............................11

 

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Организация режима занятий…………………………………………...............................12

3.2.Описание материально - технического обеспечение………………….............................12

3.3. Методическое обеспечение..................................................................................................13

3.3.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды……….15

3.5.Диагностика развития связной речи старших дошкольников …………………………..13

 

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» составлена в соответствии нормативно - правовыми документами:

Федерального уровня:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273-фз, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 29 декабря 2012года.
  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  № 1155 от 17 октября 2013г
  • «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях (Постановление  от 01 августа 2013 г. «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13») 

 

Актуальность программы

Актуальность проблемы речевого развития: «Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас». Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно.

 Согласно Федеральному государственному образованию стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «…речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры обогащения активного словаря, развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;  развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонетического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимания на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте».

Взяв за основу высказывания. К. Д. Ушинского "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". Именно эта идея заложена в такой технологии как – мнемотехника. Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Первые сохранившиеся работы по мнемотехнике датируются примерно 86- 82 гг. до н.э., и принадлежат перу Цицерона и Квинтилиана.             Образовательная технология Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и речевое развитие дошкольников.

Мнемотехнику в педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица.

Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей художественного произведения, явлений природы, некоторых действий путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. 

Как любая работа строится от простого к сложному.

Этапы использования мнемотаблиц

Этап №1  -  Рассматривание таблицы.
Этап №2  -  Перекодирование информации.
Этап №3 -  Пересказ информации с опорой на символы.
Этап №4  - Графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап №5  - Воспроизведение мнемотаблицы. 

Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат- одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.

Мнемодорожка- ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотаблица это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.).

 

1.2.Цель и задачи реализации программы

Программа «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников»,  обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих   задач.  В процессе их реализации формируются такие знания, умения и навыки, которые способствуют развитию и формированию личности старших дошкольников.

Цель: развитие связной  речи дошкольников посредством  приёмов мнемотехники

Задачи:

Образовательныеспособствовать упрощённому процессу запоминания содержания сказочных произведений, стихотворений благодаря последовательному отражению их в иллюстрациях. Активизировать словарный запас.

Развивающие. Развивать мелкую моторику рук, зрительное внимание, память. Грамматический строй речи, звуковую культуру.

Воспитательные. Воспитывать интерес к художественной культуре.

Новизна данной программы заключается в том, что она позволяет в игровой  форме овладеть дошкольникам речевыми навыками посредством приемов мнемотехники.

 

1.3.Программа строится на принципах дошкольного образования (предусмотренных  в ФГОС):

  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

В Программе учитываются индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа реализуется на государственном   языке Российской Федерации. (ст.14 п.2 «Закон об Образованиии №273-фз», «ФГОС ДО  ст.1,9.) 

  Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты).

          Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его речевого и личностного развития.  Речевое развитие на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

          Реализация Программы осуществляется, прежде всего в форме игры, познавательной и практической деятельности, обеспечивающей речевое развитие дошкольников.

1.5.Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников (5-6 лет)

Ребенок 5 - 6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте в поведении дошкольников происходят качественные изменения —  формируется возможность саморегуляции, дети начинают предъявлять к себе те требования,  которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так,  они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и  т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребенка о себе. Эти представления начинают включать не только характеристики, которыми ребенок наделяет себя настоящего в данный отрезок времени, но и качества, которыми он хотел бы или, наоборот, не хотел бы обладать в будущем («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса» и т.  п.). В них проявляются усваиваемые детьми этические нормы. В этом возрасте дети в значительной степени ориентированы на сверстников, большую часть времени проводят с ними в совместных играх и беседах, их оценки и мнения становятся существенными для них. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения  дети объясняют успешностью того или иного ребенка в игре. В этом возрасте дети имеют дифференцированное представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика гендерного поведения). Значительные изменения происходят в игровом взаимодействии, в котором существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникают еще  по ходу самой игры. Усложняется игровое пространство (например, в игре «Театр» выделяются сцена и гримерная). Игровые действия становятся разнообразными. Вне игры общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Более  совершенной становится крупная моторика. Ребенок этого возраста способен к освоению сложных движений: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Уже наблюдаются различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков  —  более порывистые, у девочек  —  мягкие, плавные, уравновешенные), в общей конфигурации тела в зависимости от пола ребенка.

К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об  окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Ребенок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета  —  светло-красный и темно-красный). Дети шестого года жизни могут рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга. Для них не составит труда сопоставить между собой по величине большое количество предметов: например, расставить по порядку  7—10  тарелок разной величины и разложить к ним соответствующее количество ложек разного размера. Возрастает способность ребенка ориентироваться в пространстве. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20—25 минут вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым. Объем памяти изменяется не существенно, улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут  использовать несложные приемы и средства. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и представлений о свойствах различных предметов и явлений. Возраст 5—6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребенком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя ее. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребенок четко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения  —  создание и воплощение замысла  —  начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождаются ее  замысел и сюжет. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.),  глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения. Круг чтения ребенка 5—6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Он способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5—6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребенок становится способным встать на позицию другого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребенку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдаленные последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. В старшем дошкольном возрасте освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов), что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. Они эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом. Совершенствуется качество музыкальной деятельности. Творческие проявления становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются  и сознательно подбираются детьми). В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение).

 

1.6.Планируемые результаты освоения Программы

В результате обучения по программе «Мнемотехника – эффективный приём развития связной речи старших дошкольников» предполагается, что у дошкольников расширятся знания об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные  истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

И, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.      Описание образовательной деятельности  

Технология мнемотехники предусматривает принцип развивающего обучения от простого к сложному: мнемоквадраты -  мнемодорожкки - мнемотаблицы.

Начинать образовательную деятельность с детьми в данном направлении с простых мнемоквадратов. Этот приём позволит детям понять, что каждый предмет имеет свое название (рассматривали и называли предметы). Далее, познакомить  детей с приёмом – мнемодорожка (несколько схематичных изображений или картинок, которые расположены линейно). Вместе с детьми составлять короткие рассказы (из двух - трех предложений) на тему: «Осень», «Овощи», «Игрушки» и т.д. Мнемодорожки используем в режимных моментах: «Алгоритм умывания рук», «Алгоритм одевания на прогулку» и т. д.

Мнемозагадки - это загадки, но не простые. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект.

Обучение составлению рассказов. Схемы служат своеобразным дополнительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

- строение рассказа;

- последовательность рассказа;

- лексико - грамматическую наполняемость рассказа.

Ребенку предлагается чистый, девяти клеточный лист - основа мнемотаблицы. В ходе выполнения задания он выбирает определенный предмет, рассказ о котором он собирается придумывать совместно со взрослым. Взрослый заполняет пустые клетки мнемотаблицы, а ребенок рисует картинки на собственном листе.

            Для составления детьми коротких описательных рассказов составлены цветные мнемотаблицы. Мнемотаблицы – это зрительный план, который позволяет ребенку последовательно рассказать о предмете. Изготовлены мнемотаблицы для составления описательных рассказов на тему: «Мебель», «Овощи», «Игрушка», «Животные».

Составление предложений. Автоматизация звука. Перед тем как начать работать с мнемотаблицами, необходимо закрепить навыки правильного и четкого произношения звука в слогах, словах. Учим повторять фразы за взрослым по картинкам. Работаем над предложением - составляем графическую схему. Обращаем внимание на предлоги.

При заучивании стихотворений можно рассмотреть с детьми уже готовые мнемотаблицы. Дети смотрят на картинку, вспоминают слова и произносят их. Этот приём способствует быстрому запоминанию и воспроизведению содержания стихотворений.

В старшем  дошкольном возрасте приемы мнемотехники служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность рассказа.

Творческие рассказы. Предложение придумать рассказ или сказку дети встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают мнемотаблицы.

Пересказ. Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

  1. Рассматривание мнемотаблицы.
  2. Чтение текста.
  3. Ответы на вопросы по содержанию.
  4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.
  5. Пересказ ребенком текста своими словами по мнемотаблице.

Пересказ с помощью мнемотаблиц, позволяет  концентрировать внимание дошкольника на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. 

 

2.2. Перспективный план по речевому развитию в средней группе (4-5лет)

 

Дата проведения

Образовательная деятельность

Задачи, содержание

Сентябрь

Заучивание стихотворения В.Миронович «Листопад»

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать спокойную грусть осенней природы.

Октябрь

Пересказ  украинской  народной сказки «Колосок»

Интонационно верно передавать диалоги персонажей, опираясь на мнемотаблицу; использовать при пересказе выразительные средства языка

Ноябрь

Пересказ сказки «Два жадных медвежонка»

Составление мнемотаблицы  для пересказа; учить  передавать текст точно, последовательно, выразительно; пересказывать текст

Дидактическая игра «Зашифруем слова»

Обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти. Содержание: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.

Декабрь

Пересказ русской народной сказки «Зимовье зверей»

Продолжать учить передавать текст точно, последовательно, выразительно с опорой на мнемотаблицу; пересказывать текст, написанный от лица автора, и переводить его при этом в косвенную речь.

Заучивание стихотворения И. Гурин «Веселый снеговик»

Способствовать запоминанию стихотворения наизусть используя прием мнемотехники.

Январь

 Пересказ сказки «Три поросенка»

 

Способствовать умению пересказывать содержание сказки точно, последовательно, выразительно; (использование для пересказа готовые мнемотаблицы)

Февраль

Пересказ русской народной сказки «Жихарка»

Передавать текст точно, последовательно, выразительно; составление мнемотаблиц для пересказа; учить пересказывать от третьего лица

Март

 Заучивание стихотворения Т.Дмитриев «Весна пришла»

Использование для выразительного чтения наизусть готовые мнемотаблицы; интонационно выразительно передавать любование картиной весенней природы при чтении наизусть стихотворения

Апрель

Пересказ сказки Л.Толстого «Белка прыгала с ветки на ветку…»

Передавать текст точно, последовательно, выразительно; использование для пересказа готовые мнемотаблицы

Май

Пересказ знакомых сказок по желанию детей (викторина)

Побуждать желание рассказывать знакомые сказки. Развивать связную речь.

 

Перспективный план по речевому развитию

в старшей группе (5-6 лет)

 

Дата проведения

Образовательная деятельность

Задачи, содержание

Сентябрь

Дидактическая игра «Копилка слов»  

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактические игры с предлогами.

Обогащение  словаря, развитие долговременной  памяти, связой речи.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

Познакомить детей с карточками – схемами предлогов (на, над). Учить графически, составлять схему предложения с предлогом.

Октябрь

Дидактическое

упражнение «Из чего сделан?».

 

Д/игра «Загадки и отгадки»

Развивать монологическую речь детей, упражнять в составлении простых предложений  с использованием мнемоквадратов.

 

 

Способствовать запоминанию загадок с опорой на мнемодорожку.

Ноябрь

Составление описательного рассказа на тему: «Насекомые»

Заучивание скороговорок

Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Насекомые» с опорой на  мнемотаблицу.

Декабрь

Заучивание стихотворения С. Есенина «Берёза».

Составление мнемотаблиц для выразительного чтения наизусть; интонационно передавать нежность, любование   зимней природой

Январь

Составление описательного рассказа на тему: «Птицы»

Учить детей составлять описательный рассказ на тему: «Птицы» с опорой на мнемотаблицу.

Февраль

Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт»

Формировать умение составлять описательный рассказ, придерживаясь плана в виде наглядной модели (мнемотаблицы). Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение.  Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

Март

Д/игра «Кто в домике живет?» (по И.А.Чистяковой)

 

 

 

 

Составление описательного рассказа на тему: «Деревья»

Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления

Содержание: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.

Продолжать учить составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу и без нее.

 

 

А.Н.Плещеев «Сельская  песня»

 

Дидактические игры с предлогами.

Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.  Учить выразительно, читать   наизусть   стихотворение без опоры на наглядность.

 

Продолжать знакомить  детей с карточками – схемами предлогов. Учить графически, составлять схему предложения с предлогом.

Май

Заучивание наизусть стихотворение С.Есенина  «Черёмуха»

Способствовать запоминанию стихотворения с опорой на мнемотаблицу.  Учить выразительно, читать   наизусть   стихотворение без опоры на наглядность.

 

Ведущие педагогические технологии:

  • технология диалогового обучения;
  • технология мнемотехника;
  • кинезиологические упражнения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • информационно-коммуникативные технологии.

2.3. Сотрудничество с семьями воспитанников.

Для достижения положительных результатов в речевом развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольной организации. Родители – самые заинтересованные и активные участники воспитательно – образовательного процесса. Для информации родителей оформляются информационно – наглядный материал,  проводятся семинары - практикумы, консультации, совместные с детьми занятия. Эти формы работы повышают интереса родителей  к проблеме развития связной речи посредством  приемов  мнемотехники. Родители принимают участие в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала. Семьи воспитанников участвуют в марафоне «Семейная газета». Оформлены семейные газеты по Речевому развитию, где отображен опыт речевого развития в семье.

Тема и форма проведения мероприятия

Срок проведения

Папка - передвижка «Особенности речевого развития ребенка шестого года жизни».

Сентябрь

Семинар – практикум с родителями «Путешествие в страну Мнемотехника»

Октябрь

Индивидуальных консультации и беседы с родителями на тему: «Рассказываем сказки с помощью  мнемотаблиц».

Индивидуальные беседы «Как помочь ребенку развивать связную речь?»

На протяжении учебного года

Буклет для родителей «Что такое мнемотехника»

Январь

 

Семинар – практикум с родителями «Развитие речи как необходимое условие личностного развития дошкольников»

Февраль

Совместное занятие с родителями и детьми «В стране Мнемотехника»

Беседа с родителями «Наши успехи»

Апрель – май

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Организация занятий по программе:

Программа «Развитие речи дошкольников посредством приемов мнемотехники»  рассчитана на 2 года обучения. Занятия по данной программе проводятся два раза в месяц во второй половине дня.

Продолжительность занятия в старшей группе (5 - 6 лет) - до 25 мин. В средней группе до 20 мин. 

Каждое полугодие проводится открытое занятия для родителей, где демонстрируются достижения детей.

3.2.Материально - техническое обеспечение

Оборудование и инструменты:

- мнемотаблицы,

-листы,

-карандаши,

-художественные произведения,

-экран, для показа видео и мультимедийных материалов.

3.3.Методическое обеспечение

1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.

4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

 

Интернет-ресурсы:

 

3.4.Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

В организации развивающей предметно-пространственной среды учитываю принципы, указанные в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155)

1) Насыщенность среды  соответствует  возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов обеспечивает:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (разные виды бумаги);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства - возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

3) Полифункциональность материалов - наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды - наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды - свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды -  соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Пополнение развивающей предметно - пространственной среды «Речевой центр».

 Пополнить картотеку мнемотаблиц: «Рассказываем сказки», «Мнемотаблицы для заучивания стихотворений», «Мнемотаблицы для проведения опытов».

 

3.5.Диагностика развития связной речи старших дошкольников

В результате проведения диагностического исследования по методике «пересказ текста» И.Ф. Марковской были выявлены определенные изменения в речевом развитии.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволил выявить положительную динамику в формировании связной речи старших дошкольников. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что после проведения занятий по развитию связной речи с использованием приемов мнемотехники видно, что у определенного процента детей наблюдается положительная динамика в развитии связной речи.

 

Опыт работы показывает, что приёмы мнемотехники служат эффективным коррекционным средством при обучении связной речи школьников, как с речевой патологией, так и без. У детей:

  • расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные
  • истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,
  • загадок;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

перед аудиторией.

 

Таким образом, не смотря на то, что достижения детей в усвоении родного языка с использованием мнемотехники значительны, речь еще далека от совершенства.

Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

 

Использованная литература:

 

1.Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб., 2005.

2.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. №4. С.102 -115.

3.Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста, Детство-Пресс, Санкт-Петербург, 2010г.

4.Розова Ю.Е., Коробченко Т.В.: Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда

5.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.1990. №10. С.16-21.

 

Интернет-ресурсы:

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.