Доклад «Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники»
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТЕХНИКИ.
(из опыта работы)
На протяжении нескольких лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить с моим опытом работы по данной теме.
1слайд. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое.
Работая с детьми коррекционной подготовительной группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
2 слайд. Это связано с тем, что в речи детей существует следующие проблемы:
- Несформированность грамматического строя речи.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- Бедная диалогическая речь: дети не способны грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
- Плохая дикция.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
- Недостаточный словарный запас;
В связи с этим, я поставила перед собой задачу: научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли и рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
3 слайд. Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую основную систему методов и приемов:
- художественное слово;
- образец рассказа воспитателя;
- вопросы к детям по прочитанному произведению;
- речевые, дидактические и словесные игры, упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей.
4 слайд. Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.
5 слайд. Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Мнемотехника включает в себя разнообразные мнемосхемы.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
- Воробьева В. К. -сенсорно-графическими схемами;
- Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями;
- Глухова В. П. - блоками-квадратами;
- Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа.
6 слайд. Использование приема мнемотехники для дошкольников, в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
7 слайд. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. С их помощью дети преобразуют абстрактные символы в образы. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.
Затем переходим к мнемотаблицам. Мнемодорожка, как и мнемотаблица несёт обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка.
8 слайд. Особое место в моей работе с детьми с ОВЗ занимает использование в качестве наглядного материала - мнемотаблицы.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Вот, к примеру, мнемотаблица для составления рассказа о времени года. Как вы думаете, о каком времени года можно рассказать по данной таблице? Давайте с вами попробуем составить рассказ, опираясь на данную последовательность. Таким образом, дети составляют рассказ. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
9 слайд. Для детей младшего и среднего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.
10 слайд. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей и используются для:
- обогащения словарного запаса.
Данную таблицу можно использовать таким образом. Ребята представьте себе, что мы оказались с вами в лесу. В лесу мы увидели что? Деревья, кустарники. Давайте с вами назовем, какие деревья вы знаете. И таким образом можно использовать любые обобщающие понятия. Доступно и эффективно.
- при обучении составлению рассказов.
Давайте с вами составим рассказ по данной мнемотаблице. Восклицательный знак в конце таблице обозначает ваше отношение, в данном случае к зиме, т. е. восхищение, восклицание: Как хорошо зимой.
- при пересказах художественной литературы.
Суть в том, чтобы отобразить в таблице последовательность сюжета сказки или рассказа, чтобы ребенок при пересказе произведения не упускал основные моменты.
- при отгадывании и загадывании загадок.
Детям очень нравится загадывать друг другу загадки с помощью изображений.
- при заучивании стихотворений.
Весь текст стихотворения схематически зарисовывается. После этого ребёнок по памяти,
используя графические изображения, воспроизводит стихотворение целиком. Дети легко
вспоминают картинку, а потом припоминают слова. Заучивание стихотворений с помощью
мнемотехники становится для дошкольников делом весёлым и эмоциональным.
В подготовительной группе дети сами зарисовывают текст стихотворения в таблицу и уже с
третьего раза, а некоторые и сразу рассказывают стихотворение наизусть.
11 слайд. Мнемотаблицы, опорные схемы об игрушках, одежде, птицах, обуви и по другим обобщающим понятиям помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков, обогащают словарный запас детей.
12 слайд. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
13, 14, 15, 16, 17 слайд. Мнемотехника многофункциональна, на её основе я создаю разнообразные дидактические игры. Вот некоторые из них:
- Д/и «Один, много, чего не стало»;
- Д/и «Сосчитай»;
- Мнемодорожка «Ошибки художника»;
- Мнемотаблица «Полёт скворца»;
- Мнемодорожка «Птицы».
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
18 слайд. Давайте с вами попробуем расшифровать мнемодорожки. (практические задания).
Данные мнемодорожки помогают детям правильно составлять предложения использую существительные, прилагательные и глаголы в определенной последовательности, а также закреплять знания о цвете.
Например: Знайке подарили голубую шляпу.
Тюбик подарил синею шляпу.
А следующие мнемодорожки помогают детям образовывать словосочетания.
Например: У медведя шапка – медвежья шапка.
У лисы шуба – лисья шуба.
19 слайд. Давайте с вами попробуем выучить стихотворение с помощью мнемотаблицы.
Я буду читать стихотворение, а вы внимательно следите за последовательностью изображений в мнемотаблице :
«В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете
День летит и ночь летит
И на землю вниз глядит
Видит сверху он поля, горы, реки и моря
Видит сверху шар земной
Шар земной наш дом родной».
Теперь попробуйте сами, с помощью мнемотаблицы рассказать стихотворение.
Вот так интересно, быстро и просто, можно выучить с детьми любое стихотворение.
20 слайд. Использование метода мнемотехники позволяет мне повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Результат моей деятельности по данной теме можно судить по проведенному мониторингу.
21 слайд. Сравнительная диагностика развития связной речи детей экспериментальной группы в период с 2021 г. по 2022 г. показала, что уровень развития речи повысился на 25 % по сравнению с контрольной группой.
22 слайд. Таким образом, можно сделать вывод, что использование мнемотехники в работе с детьми повышает их уровень развития речи и показывает следующие результаты:
у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
расширяется круг знаний об окружающем мире;
расширятся активный и пассивный словарный запас;
появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
дети преодолевают робость, застенчивость и могут свободно держаться перед аудиторией.
23 слайд. И свое выступление я хочу закончить словами известного педагога:
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…» К. Д. Ушинский.