12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бишаева Оксана Сергеевна50
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск
0

Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ посредством центра активности «Бином фантазии»

Развитие связной речи у дошкольников с ОВЗ посредством центра активности «Бином фантазии»


МБДОУ Д/с №61 «Тропинка»

учитель-логопед Бишаева Оксана Сергеевна


Не секрет, что у детей с ОВЗ не развита связная речь. Два года назад я проводила кружок «Веселая мультипликация» и когда я решила попробовать, чтобы дети сами придумывали сюжет для сказок, это вызвало большие затруднения. Ведь у детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение связности и последовательности изложения, низкая информативность, бедность и стереотипность лексикo-грaмматических средств языка, пропуски смысловых звеньев и ошибки, повторы слов, паузы по тексту, незаконченность смыслового выражения мысли, трудности в языковой реализации замысла. Детям с ОНР необходима стимулирующая помощь. Кроме того, детям сложно фантазировать и придумать какой-либо сюжет без опоры и помощи.

Я стала думать какой прием использовать, чтобы помочь детям развить фантазию для придумывания сказок и рассказов.

Этот прием подсказал Джанни Родари. Называется он «Бином фантазии». Даже само название вызывает интерес. Если слово «фантазия» всем хорошо известно, то со словом «бином» надо немного разобраться. Первая часть этого слова «би» переводится с латинского как «два», «ном» - это имя, название. То есть бином — это нечто, состоящее из двух частей. Двух слов! Что и является основой для этого приема развития фантазии — два случайных слова.

Умение фантазировать нужно не только для того, чтобы заниматься творчеством и суметь написать сказку. Развивая фантазию, мы заставляем работать новые отделы мозга, где создаются новые нейронные связи, мы развиваем ребенка как личность, даем ему инструменты, необходимые для личностного роста и становления в социуме.

Для того, чтобы использовать этот прием я сделала мини-центр активности связной речи. Каркас изготовила из орг.стекла, он формата А4 с кармашками с двух сторон. В переднем кармашке лежат разрезные картинки на липучках (рис. 1). В заднем кармашке лежат карандаши, ножницы, канцелярский степлер и схема для создания книжки-малышки (рис. 2).

Дети выбирают две любые картинки, прицепляют на лицевую часть и думают, как объединить два слова. Вся суть заключается в том, чтобы из двух слов создать сюжет. И самое главное, чтобы слова не сочетались друг с другом, — напротив, они должны конфликтовать, своим соседством вызывать всплеск эмоций, комический эффект, они должны быть из разных классов, разных стилей — чем больше они будут разниться, тем лучше. В самих этих словах уже будет заложена основа для развития фантазии. Например, ДИНОЗАВР + ЛАМПА = ДИНОЗАВР И ЛАМПА. Дети эти два слова должны связать между собой. Если возникают затруднения, то педагог задает наводящие вопросы «Откуда взялся динозавр?», «Где он живет?», «Есть ли у него друзья?», «Откуда взялась лампа?», «Что связывает динозавра и лампу?» и т.д.

Если дети выбрали две картинки, которые сочетаются между собой, например, ДЕРЕВО + ЗАЯЦ, тогда осуществляется изменение падежных окончаний и использование предлогов. Например, ДЕРЕВО + ЗАЯЦ = ДЕРЕВЯННЫЙ ЗАЯЦ, ЗАЯЧЬЕ ДЕРЕВО, ЗАЯЦ НА ДЕРЕВЕ и пр. (рис. 3).

После того, как сюжет сказки придуман, дети изготавливают книжку-малышку по схеме (рис. 4, 5).

Стоит отметить, что нет задачи придумать и написать сказку, выдержав чётко структуру построения текста. Самое важное – процесс. А дети владеют им в совершенстве, нам взрослым нужно лишь их направить и получать удовольствие. Бывает так, что дети увлекаются обсуждением получившихся словосочетаний, что в итоге оно превращается в бессмыслицу. И несмотря на то, что сюжета не получается, ребята хорошо проводят время, вдоволь смеются и получают массу удовольствия от совместного творчества. При развитии фантазии вовсе не важно, что у вас получится в результате. В любом случае мы запускаем позитивный процесс созидания, а не разрушения, формируем привычку общения и имеем возможность показать светлое и доброе, объяснить, сочиняя историю, что такое зло и подумать вместе о том, чему нас сказка учит.

t1684829090aa.pngt1684829090ab.png

Рис. 1 Рис. 2



t1684829090ac.jpg

Рис. 3



t1684829090ad.pngt1684829090ae.png

Рис. 4 Рис. 5



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.