Развитие связной речи у детей посредством интерактивных технологий
«Развитие связной речи у детей посредством
интерактивных технологий»
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Правильно воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы, уметь давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Поэтому проблема развития связной речи является одной из актуальных.
Все мы знаем, что существует много технологий, которые помогают решить эту проблему, но сегодня будем говорить о развитии связной речи у детей посредством интерактивных технологий. В последнее время получил распространение термин – «интерактивное обучение», который обозначает взаимопознание, взаимообучение, обучение, основанное на активном взаимодействии с педагогом.
Иначе говоря, интерактивное обучение – это обучение с хорошо организованной обратной связью, с двухсторонним обменом информацией между участниками образовательного процесса.
Другими словами, в отличие от активных, интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом и на доминирование активности детей в процессе обучения.
Одной из важных задач в дошкольном возрасте по развитию связной речи является задача по обучению составления рассказа.
Для того, чтобы помочь детям проанализировать получившийся рассказ, я разработала специальные карточки. Работа с данными карточками начинается в старшей группе. Сначала дети учатся анализировать авторский рассказ или знакомую сказку. Например, педагог выставляет карточку «Герои» и дети вспоминают героев данного произведения, демонстрируя карточку «Жанр произведения» дети определяют к какому виду относится литературное произведение. Постепенно дети знакомятся со всеми условными обозначениями. Позже дети учатся анализировать рассказы сверстников, выкладывая перед собой подходящие карточки. И на вопрос педагога «Чей рассказ вам больше понравился?» могут дать четкий обоснованный ответ. Такая работа позволяет детям быть активными участниками, учит высказывать свое мнение и принимать альтернативное мнение.
ЕСТЬ НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ |
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ |
ГЕРОИ |
НЕСКОЛЬКО СЮЖЕТОВ |
ДИНАМИЧНЫЙ |
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ |
РАССКАЗАН ЧЕТКО, ГРОМКО |
ИНТЕРЕСНЫЙ |
УЧИТ ДОБРОТЕ, ДРУЖБЕ |
СОДЕРЖИТ НАУЧНЫЙ ФАКТ |
ЯРКИЙ |
ТОЧНЫЙ |
СКАЗОЧНЫЙ | ЖАНР ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
АВТОР | ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ |
ВЕСЁЛЫЙ |
МЕСТО ДЕЙСТВИЯ |
ПРОБЛЕМА, ПРЕПЯТСТВИЕ | ВРЕМЯ ГОДА |
Фрагмент занятия «Составление рассказа по опорным словам» Форма организации: Работа в малых группах
Педагог: сегодня на электронную почту пришло необычное видео письмо, адресованное детям подготовительной группы, то есть вам.
Посмотрим, что там?
Смотрят отрывок из мультфильма «Первая зима».
Педагог: Маленькому медвежонку никто не рассказал, что же такое зима.
А мы сможем ему помочь? Вы сможете рассказать о зиме? Я вам предлагаю составить рассказы и отправить их в письме медвежонку. Согласны?
Объединитесь в группы по три человека. Каждая группа составляет свой рассказ, но есть обязательное условие для всех. Рассказ составляем по трем опорным словам: снегирь, фонарь, лед. Эти слова должны прозвучать в вашем рассказе.
Слушаем получившиеся рассказы. Можно записать аудиописьмо.
Затем дети оценивают рассказы, используя карточки (условные обозначения).
Все рассказы отправляются медвежонку.
Педагог: Медвежонок будет рад такой посылке.
Подводя итоги, хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов – это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей.
Антропова Мария Александровна