Публикация «Развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках английского языка»

0
0
Материал опубликован 19 February 2023

                           МБОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Мариец»












Развитие творческих и интеллектуальных способностей на уроках английского языка.









Подготовила: учитель английского языка

Луковникова Любовь Ивановна.











 


                                                                                                 Два мира есть у человека:

                                                                                               Один, который нас творил, 

Другой, который мы от века 

                                                                                                Творим по мере наших сил.

(Н. Заболоцкий).

Сегодня актуальной проблемой общеобразовательной школы является формирование и развитие творческих и интеллектуальных способностей у обучающихся, поскольку основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения знаний, практической и творческой подготовки выпускников школ. Английский язык, как общеобразовательный учебный предмет, может внести вклад в процесс развития творческих способностей обучающихся, а также их самостоятельности. Обучающиеся обладают огромным потенциалом творческих способностей. А урок английского языка позволяет в полной мере развивать творческий потенциал обучающихся, способствует развитию творческой активности, самостоятельности, вовлекает всех обучающихся в учебную деятельность, которая должна быть мотивированной и достаточно интересной.

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Возникает вопрос: почему? Как добиться того, чтобы интерес был постоянным и устойчивым? Одной из причин, которая приводит к такому результату – трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.

Каждый учитель стремится сделать свои уроки творческими и занимательными, чтобы желание и интерес школьников, ко­торые только приступили к занятиям иностранным языком, не угасли в последующие годы. Задача учителя - добиться того, чтобы этот ин­терес был постоянным и устойчивым. А там, где есть интерес, там и успех. Поэтому важно выбрать такие формы и методы обучения, которые позволили бы каждому ребенку проявить свою активность, свое творчество.

Я бы выделила следующие формы работы над развитием творческих способностей учащихся:

практические занятия,

использование песен и стихотворений;

творческие домашние задания;

применение компьютерных программ;

защита рефератов и проектов;

ролевые игры, конференции;

работа с текстом, диалогом или монологом, построенная необычным способом.

Реальная возможность развивать творческие способности и личностные качества ученика в школе – это нетрадиционные формы уроков. Нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, так как они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Интересные формы проведения урока располагают к определенному эмоциональному настрою учеников, что значительно облегчает творческое становление личности, а вместе с тем и дальнейшую работу над языковыми и грамматическими аспектами английского языка. Разучивая, воспроизводя, моделируя и инсценируя реальные жизненные ситуации, стихи, песни, сказки на иностранном языке, ученики приобщаются к культуре страны изучаемого языка, овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления, как повседневного, так и профессионального иноязычного общения
К нетрадиционным формам урока, развивающим творческие способности учащихся можно отнести: урок-спектакль, урок-исполнение сказочного сюжета, урок фантазирования, урок-игра, урок-путешествие, урок-состязание, урок открытых мыслей, урок-соревнование, урок-диалог, урок-КВН, ,урок-мозговая атака, урок-викторина, урок-диспут, урок-турнир, урок-конкурс , урок творчества, урок-проект, урок-экскурсия, урок-презентация. Все эти формы урока я стараюсь в той или иной степени применять на практике.
Творчество, как мы до этого отметили, предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, богатство отношений, полет фантазии и простор для деятельности. Учитывая это, для развития творческой активности учащихся я использую следующие приемы: игровые, приемы активизации речи в ролевой игре, творческие конкурсы (чтецов, переводчиков) проблемные творческие задания, коммуникативные задания, мультимедийные презентации, обучающий прием «синквей», творческое моделирование, обучающий прием «одно слово».

Вот простые приёмы, которые я использую в своей педагогической деятельности:

1 - творческая работа со стихами, песенками на начальном этапе обучения , а именно, их исполнение по ролям.

Используя пение на уроке, мы решаем несколько задач: пение способствует улучшению иноязычного произношения, развивает память, несет большой эстети­ческий и воспитательный потенциал. Кроме того, пение вносит в урок разнообразие, снимает усталость.

а) Для запоминания форм глагола to be, мы с ребятами поем песенку

«Iamyouare»на мотив песни «В лесу родилась елочка».

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

I am, he is, she is, it is, we are, you are, they are.

или

I am happy you are happy

He is happy she is happy

It is happy

We are happy they are happy to.

bНазвания цветов хорошо запоминаются под мотив песни «В траве сидел кузнечик».

Brown green and blue and whit

Blue and white white and blue

Brown green and blue and white

Redandblackandyellow

c) Детям очень нравится песня о временах года (компьютерная презентация песни, где прекрасные слайды с картинами о временах года).

Spring is green
Summer is bright
Autumn is yellow
Winter is white

dДни Рождения моих учеников никогда не остаются без внимания.

Песня “Happybirthday” помогает нам в этом.

2 - творческий подход к диалогам. Один и тот же диалог можно разыграть по-разному. Идеи и роли можно подсказать ребятам, часто они  сами придумывают оригинальные варианты.

3 - размышления над интересными цитатами и высказываниями:

Варианты заданий:

- обсуди с партнёром по парте, выскажи своё мнение.

- дебаты в группах. Одна группа соглашается, другая - против. Выступают по очереди. На доске висят фразы согласия/ несогласия, что особенно важно для детей с более низким уровнем обученности.

4 - Проведение уроков рисования, посвящённых  Рождеству, Новому году и дню Святого Валентина, на которых учащиеся красочно оформляют рождественские открытки и валентинки, придумывают поздравления, затем мы выбираем самые оригинальные( 5- 6 класс) .

5 - Большие возможности для развития творческого потенциала учащихся имеет и проектная  работа, когда ребята представляют результаты своей исследовательской деятельности в виде постеров, докладов, альбомов, стенгазет, коллажей, презентаций по таким темам, как «Достопримечательности Лондона», …

6 - Нестандартные уроки: урок- театр, где учащиеся инсценируют сказки и произведения английских и американских писателей, урок- путешествие в страну знаний по разным станциям: «Фонетическая», «Лексическая», «Грамматическая», «Читательская», «Физкультурная», «Музыкальная». Этот урок проводится в виде соревнования между двумя командами, как итоговый урок года. Дети сами придумывают названия команд, рисуют эмблемы. 

7 - Использование творческих заданий на уроке:

- придумать другую концовку рассказа (грустную или весёлую);

- придумать и написать рассказ по серии картинок;

- сделать рисунок по прочитанному;

- узнать свои корни, нарисовать генеалогическое дерево, сделать сообщение (тема «Семья»);

- составить рецепт любимого блюда и дать ему рекламу( тема «Еда»);

- сделать поэтический перевод стихотворения на русский язык

- сочинить синквейн по заданной теме. Синквейн- это пятистишие, состоящее из пяти строк.

- использование заданий на развитие образного воображения, творческого мышления «Придумать продолжение истории»:

Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и любопытство. В настоящее время игры являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.

Так при изучении темы провожу игры на повторение и закрепление лексического материала,например: "Кто больше?".За определенное время (5 мин.) надо написать на листках как можно больше слов, используя только буквы сложного слова, написанного на доске. Например:revolution,constitution…

"Много слов из одного слова".Называю слово, обучающиеся должны назвать, например, цвета (фрукты,овощи и т.д), названия которых начинаются на буквы, которые есть в этом слове;

"Запомни, повтори и добавь слово". Беру любую букву английского алфавита, например, Р, а реn – a pen and a book – a pen, a book and a pencil..

Игра «Animals» («Животные»)

Речевая задача: тренировать учащихся в названии различных животных, в употреб­лении личных местоимений с глаголом to be.

Учащиеся стоят в кругу. Каждый участ­ник с рисунком животного или держит в руках игрушку. Дети по очереди называют животное соседа справа и свое животное.

Игра «Передай вопрос».

Задача данной игры – развитие навыков устной речи.

Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом и т д.

Учитель передает мяч ученику и задает вопрос. Ученик, ответив на вопрос, передает мяч другому ученику со своим вопросом, и т д.

Игра «Снежный ком».

Эта игра помогает ученикам быстро запоминать новые слова. Первый ученик называет слово, второй повторяет слово первого, третий – слово первого, второго, свое и т д. При необходимости слова переводим на русский язык.

Игра «Поезд»

Задача данной игры – отработка глаголов и модального глагола can.

Дети выстраиваются друг за другом, как вагоны поезда, двигаются по классу, при этом отрабатывают в речи глаголы и выполняют соответствующие движения, также идет отработка модального глагол can в речи.


При применении изученной лексики использую ролеввые игры.

Обучающимся нравятся такие ролевые игры, как: «В магазине». (Приложение 3). Предлагаю разыграть диалог между продавцом и покупателем (используем естественную наглядность –фрукты, овощи, учебные принадлежности; «Другой возраст»
играющим предлагается представить себя моложе или старше и рассказать о себе с учётом этих возрастных особенностей; 

Ребята с удовольстивем выполняют задания по проектной деятельности,например по теме «My family» («Моя семья»)такие как сделать подписи к картинкам или семейным фотографиям,или кратко рассказать о своей семье ( как зовут,возраст,профессия)-это на младшей ступени обучения.)

«Достопримечательности Великобритании »

Например,предлагаю обучающимся познакомиться с достопримечательностями Лондона (Big Ben, Tower of London, Westminster, London Bridge, Hyde Park, B Palace, Trafalgar Square) и выбрать одну для подробного изучения, поиска информации и разработки проекта и презентации – это на средней ступени обучения 5-6 класс

Хотелось бы поделиться практическим опытом сочетания урочной и внеклассной работы по предмету. Например, после изучения алфавита во 2 классе, в конце года, я провожу утренник ABC- party. Дети читают стихи, поют песни об алфавите. При изучении названий цветов в начальных классах в качестве дополнительного задания предлагаю детям нарисовать абстрактную картину, используя как можно больше цветов, красок. Затем прошу детей назвать по-английски цвета, используемые в картине. К обобщающему уроку по теме «Семья» дети рисуют своё семейное дерево. На уроке проводится беседа за круглым столом «Я и моя семья». К данному уроку дети по желанию разучивают стихи о членах семьи. Также без внимания не остаются такие праздники как, Рождество и День Святого Валентина. Также праздником завершается неделя иностранного языка. Дети исполняют песни и стихотворения на английском языке.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем больше разнообразных методов и приемов используется, тем эффективнее результаты. А достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. Если дети чувствуют поддержку и восхищение, чувствуют радость от своего труда, то снова готовы творить, штурмовать вершины творчества.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации