12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Александровна Паввлинова374
Россия, Мордовия респ., ромоданово

Статья для конкурса «Всероссийский дистанционный конкурс педагогического мастерства на лучшую статью «Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»»

Павлинова Галина Александровна

Учитель истории и обществознания

МБОУ «Ромодановская СОШ №3»



 «Развитие интеллектуально – творческих способностей обучающихся на уроках истории и обществознания через систему творческих заданий».

                                                  Творчество - это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной

жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности.

Сухомлинский В. А.

     В современных условиях учебно-воспитательный процесс в школе должен быть направлен на выполнение нового социального заказа - формирование  интеллектуальной, творческой,  социально-адаптированной личности, ее способности к творчеству в самых разнообразных сферах деятельности.  Эти идеи нашли отражение в основных государственных документах об образовании. В них делается акцент на развитие креативных способностей обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию их образования.

           Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем

Что же такое творческое мышление? Творческое мышление - это одна из удивительных способностей человеческого разума. Оно позволяет человеку решать интеллектуальные задачи творчески, то есть не по какому-либо заданному алгоритму, а гибко и с некоторой долей предприимчивости.

Одними из первых рассмотрением вопроса творческого мышления занимались психологи Джой Пол  Гилфорд и Элис Пол  Торренс. Они считали, что "творческость" мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:

1.Беглость;

2.Гибкость;

3.Оригинальность 

4. Точность.

       Все  выдающиеся педагоги обращали внимание на проблему взаимосвязи обучения детей и их умственного и нравственного развития. В отечественной и зарубежной педагогике разработаны различные теории обучения, затрагивающие проблему интеллектуально-творческого развития школьников.

Так, Я́ков Алекса́ндрович  Пономарев и  Ахмет Закиевич Рахимов являются авторами теории творческого развития учащихся, Мирза Исмаилович. Махмутов и Алексей Михайлович Матюшкин разработали теорию проблемного обучения, где творчеству отводится значительное место в общей системе обучения. Большой вклад в педагогику внес Леонид Владимирович Занков, разработавший теорию развивающего обучения.

     Задача школы состоит в том, чтобы сегодняшние дети достигали успеха не только в школе, но и в дальнейшей профессиональной деятельности, уже, будучи взрослыми.  Поэтому важной задачей является развитие творческого мышления.

Можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания  интеллектуально-творческих способностей   в школе. Главное из них: предоставить ребенку простор для деятельности, корректно и не навязчиво направляя ее. Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их  интеллектуально-творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления обучающихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроках  истории и обществознания направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся:

умений анализировать,

синтезировать,

выявлять причинно – следственные связи,

обобщать,

делать выводы,

классифицировать,

сравнивать,

выделять главное.     

Один из способов развития  интеллектуально-творческого мышления обучающихся на уроках истории и обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера.

К задачам творческого характера относят

проблемные задачи,

проблемные вопросы, ситуации и задания,  главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов.   

организация работы с документально-методическим комплексом;

организация игрового обучения;

организация диалогового обучения.

Проблемный подход в обучении творчеству.

             Изложение является проблемным, если оно "всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация.  Это могут быть ситуации неожиданности, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения, выбора.

Решение проблемной задачи проходит несколько этапов.

     1. Изучение условий задачи, сущности вопроса и выявление важнейших данных, которые можно использовать.

     2. Создание общего плана действий, выдвижение гипотез.

     3. Доказательство или опровержение, выбор методов решения задач.

     4. Проверка правильности решения, сопоставлений результатов с исходными данными.

       Проблемные задачи дети решают с удовольствием, они получают возможность не просто воспроизводить знания, а рассуждать, высказывать свою позицию , что становится мотиваций к изучению предмета.


В старших классах более эффективны  уже собственно решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:

1) задачи на анализ теоретических положений, высказанных разными людьми по поводу одного события.

Например, одни историки говорят о внезапном нападении фашистской Германии на Советский Союз, другие же заявляют, что И.В. Сталин знал о готовящейся войне, третьи – о намерении И.В. Сталина нанести превентивный удар по Германии. Противоречие налицо. Задача учащихся – доказать одну из точек зрения, причем можно разделить класс на группы и работать одновременно по всем трем точкам зрения. А после обсуждение свести группы в дискуссии, что разнообразит и обогатит урок.

2) Задачи на противоположные высказывания одного человека. Так, В.И. Ленин в 1919 г. резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 г. был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.

3) Задачи на анализ факта, события.

Например, говоря о Февральской революции 1917 года, можно обратить внимание учащихся на то, что в России всегда царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечество». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на его защиту, и Николая II смахнули с престола, как пушинку. Почему так произошло? Вот вопрос, который заставит обратить учеников внимание на глубинные причины революции, отвлекшись от поверхностных наслоений.

4) Задачи на оценку деятельности конкретной личности.

Изучение личности на уроках истории вообще является приоритетным направлением.  Интерес учащихся вызывает обычно ряд ярких оценок исторической личности современниками, а проблемной эту работу может сделать тот факт, что, давая оценку, учитель не называет имени  личности. Полезным дополнением является материал о поведении личности в экстремальных ситуациях, в быту.

5) Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов.

Здесь варианты могут быть самыми различными, например, благодатная тема «Судьбы реформаторов в России» может вызвать весьма интересную дискуссию в старших классах.

Решение проблемных задач позволяет эффективно участвовать в различных конкурсах по дисциплинам «Экономика» и «Право». Ежегодно учащиеся нашей школы становятся призерами отборочных этапов российских олимпиад по финансовому праву, экономической безопасности, Кутафинской правовой олимпиады. Получают приглашения для поступления.

Особой формой реализации исследовательского обучения выступает проектное обучение.  Учащиеся готовят различные виды проектов практического и исследовательского характера. Проекты могут быть групповыми и индивидуальными, по форме реализации – рефератами, творческими и практическими работами. В процессе работы над проектом у школьников развиваются: коммуникативные, личностные, социальные, исследовательские способности.

     Этот метод позволяет рационально сочетать теоретические знания и их применение на практике. В основе метода лежит его практическая направленность на конечный результат, который обязательно должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и использовать на практике.

Преимущества метода проектов

Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.

Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна, и в рамках которой он сможет реализовать себя наиболее полнее.

В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.

И как результат – развитие их творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности и ответственности. Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний.

И, в-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может.

В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проекта уже начиная с V класса.

Мини-проекты в ходе уроков

Проекты как домашнее задание.

Социологические опросы.

Проектно-исследовательские работы.

Конкурсные работы.

Защита проекта дает возможность для развития коммуникативных компетенций, повышения самооценки и мотивации к обучению. Проект редко бывает неуспешным, чаще всего это домашняя заготовка и ребенок чувствует себя очень уверенно.

Метод анализа документов

Приемы работы с историческими документами.

   Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:

чтение и анализ;

выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;

комментированное чтение;

коллективный разбор текста;

формулирование вопросов к тексту;

обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;

выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;

анализ аргументации авторов;

нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;

формулирование обобщенных выводов;

выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;

составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;

подготовка сообщений, рефератов и т.д.

        Использование документов делают урок более интересным, насыщенным, познавательным. Практика показывает, что самостоятельная работа учащихся с источниками знаний будет более успешной, если в ее основе лежит конкретная программа действий ученика, выстроенная в соответствии с определенной дидактической задачей и содержанием учебного материала, с учетом подготовленности ученика к работе с текстами.

Первый  уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.

 Второй уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.

  Третий уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.     

Работа с документом включает следующие этапы:

1) учитель дает образец разбора документа;

2) ученики анализируют документ под руководством учителя;

3) работают под руководством учителя и самостоятельно;

4) самостоятельно изучают документ в классе и дома.

Учитель в классе знакомит учеников с документом, объясняет суть задания. Дома ученики готовят небольшие сообщения, описания на основе документа, текста и иллюстрации учебника, творческие сочинения. Необходимо отметить, что для самостоятельной работы документ необходим каждому ученику.

Рассмотрим некоторые приемы модульно – редуктивного обучения истории,  которые можно применить в среднем звене.

Кубик Блума. (Техника активно-продуктивного чтения) На гранях кубика написаны следующие слова: «Почему», «Назови», «Объясни» «Кто», «Когда», «Где», «Что». Ученик бросает кубик. Задача – сформулировать вопрос по учебному материалу, который бы начинался со слова, оказавшегося на грани кубика. Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

Ключевые слова.  (Техника сжатия информации) Можно предложить ученикам подобрать в тексте «ключевые слова» и обосновать свой выбор. Особенно полезно, когда к таким словам учащиеся будут обращаться неоднократно.

Игра «Три предложения». (Техника сжатия информации) Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

Другой вариант игры – работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения ребята могут записать в тетради. В этом случае удобней выявить победителя

Для старших классов можно предложить следующие приемы модульно- редуктивного обучения

Аналитическая работа. Эта деятельность основана на работе учеников не с учебником, а с дополнительным материалом, хрестоматией. Необходимо продумать задание таким образом, чтобы учащиеся, поработав с данным материалом, пришли к определенным выводам.

«Шифрограммы». Ученики составляют опорный конспект изучаемой или изученной темы. Можно использовать особый язык «кодирования» информации. Задача остальных – расшифровать эту «шпаргалку».

Использование творческих заданий на уроках истории и обществознания

          На уроках ребятам предлагается  решить ряд оригинальных задач по отечественной истории, с учетом их возрастных особенностей. Вопросы эти, как правило, трудные и редко допускают однозначный ответ.  Их обсуждение на уроках очень полезно: так дети и подростки достигают с помощью учителя наивысших доступных им вершин исторической мысли и познают на личном  опыте вкус к научной работе. Иногда это приводит к неожиданным результатам.

    Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием «кластер». 

Этот метод помогает обучающимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:

написать ключевое слово или предложение на бумаге

записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме

выписывать можно столько идей, сколько захочется.

            На уроках истории и обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна.    Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации.  Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.

  Для погружения обучающихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций  по ранее изученному или новому вопросу.

            В течение урока для отработки какого-либо понятия обучающимся предлагается прием  «корзина идей».  Детям задается вопрос – что вам известно по данной теме?

  Учащиеся вспоминают и записывают в тетради все, что знают по данной теме.  Затем происходит обмен информацией в парах. Ребята делятся друг с другом известными им знаниями.      Далее учитель записывает на доске сведения, которые называют пары.

  В итоге дети пытаются самостоятельно дать определение понятию.

           Прием « инсерт»   или пометки на полях,  особенно нравится детям, так как эта технология проста и доступна, а польза огромна: эта методика эффективна для развития критического мышления. А критическое мышление – это процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий и информации. Во время объяснения нового материала ученики помечают на полях  «v» - если информация им известна; «+» - информация, которая услышана впервые; «-» - сведения, которые идут вразрез с имеющимися представлениями; « ?» - то, что осталось непонятным.

     На уроках обучающимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В арсенале учителя их может быть немало:

кроссворды,

ситуация-сценка,

соцопрос,

анкетирование,

творческое перо,

ролевые игры

письмо к… и так далее.

       Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут обучающимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала,   развивать интеллектуально- творческое мышление,  повысить мотивацию и  активность обучающихся  на уроке.

Приемы формирования понятийного аппарата

Понятие – это  форма абстрактного (логического) мышления,  его фундамент, форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его  свойство.

Этапы формирования понятийного  аппарата:
Введение  термина на  уроке в  процессе  объяснения  новой  темы. знакомство с понятием.

Отработка  понятий: проговаривание  текста, записи в тетради,

Приемы:

Игровые  формы: обществоведческое и историческое  лото по периодам.

Творческое  применение терминов и понятий: составление  кроссвордов, чайнвордов практические  работы

Словарно-терминологические виды работ на уроках истории и обществознания

«Третий  лишний». Обучающимся  предлагается набор терминов, относящихся к одной теме. Один из перечисленных терминов не относится к теме, его необходимо вычислить.
«Вставь пропущенные буквы в слова»
Работа по  карточкам: Из  перечня  терминов выбирают и подчеркивают термины относящиеся к определенной теме. Объясняют их значение.

«Почта»: Обучающимся  раздаются конверты (почтовые  ящики) с названиями изученных  тем, или изучаемых в данный  момент, к ним раздаются карточки с терминами, относящихся к той или иной теме. Дети должны разложить по конвертам и не ошибиться адресом.

Использование различных приемов и методов в развитии интеллектуально творческого мышления позволяет формировать навыки работы с заданиями повышенного уровня сложности на экзамене. Большая часть уроков истории и обществознания начиная с 8 класса практикоориентрованы, нацелены на подготовку к ГИА.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.