Дополнительная общеразвивающая программа «Развитие творческих способностей, фантазии, творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования» (5–7 лет)
Дополнительная
общеразвивающая программа
АКВАРЕЛЬКА
название объединения дополнительного образования
Развитие творческих способностей, фантазии, творческого воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования
направленность программы
5-7 лет
возраст детей, на которых рассчитана программа
вводный
уровень программы
1 год
срок реализации программы
Всего: 64 часа, 2 часа в неделю
Составитель программы:
Некрасова Светлана Борисовна – воспитатель высшей категории
Москва
2022
«Общение с искусством –
одна из больших радостей жизни».
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Рисование самое естественное и увлекательное занятие дошкольников. Это первый опыт выражения своего отношения к окружающему миру. Дети с малых лет тянутся к ярким краскам и карандашам, пытаясь чиркать везде, куда упадет их взгляд. Родители получают большой стресс от этого. Большинство взрослых людей в своих навыках изобразительного искусства достигают не многого сверх того, что они умели к 9-10 годам жизни. Если такие навыки умственной деятельности как речь, подчерк, по мере взросления человека изменяются и совершенствуются, то развитие навыков рисования у большинства, прекращается в раннем возрасте. И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования в детском саду, приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Творчество для ребенка - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.
Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Опираясь на опыт работы, я пришла к выводу, что обучение детей нетрадиционным техникам рисования активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально - положительное отношение к процессу рисования, способствует эффективному развитию воображения и восприятия. Не нужно ограничивать в детях их побуждение к творчеству стереотипами и рамками. Необходимо предоставлять детям больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. На мой взгляд, эффективным средством активизации творческих способностей детей является поисковая деятельность – творческое экспериментирование.
Нетрадиционные техники рисования открывают возможность развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения. Только нестандартные и нетрадиционные приемы рисования, позволяют каждому ребенку более полно раскрыть свои творческие способности. При использовании этих приемов ребенок учится не бояться проявлять свою фантазию, так как они не обращают ребенка к стандарту, не вводят его в какие-то рамки. Одно из самых мощных выразительных средств, которыми пользуется изобразительное искусство, это краски, воплощающие многообразие окружающего мира.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Освоение нетрадиционных методов рисования, позволяет наполнить занятие положительными эмоциями, сделать каждое занятие праздником. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.
В результате использования нетрадиционных техник рисования дети приобретают знания, умения, навыки изобразительной деятельности; учатся чувствовать и применять цвет, форму, линию, материал как средство выражения образа; не только замечать прекрасное в жизни, но и отражать это в своем творчестве; а также самостоятельно осуществляют поиск нешаблонных путей решения художественного образа.
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Сколько дома не нужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д.). Вышли погулять, присмотритесь, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Всеми этими предметами можно обогатить уголок продуктивной деятельности.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Новизна программы заключается в реализации системы воспитания и обучения детей, способных к использованию многообразных художественных нетрадиционных техник в самостоятельной творческой деятельности, в возможности интегрировать в художественно – эстетическое воспитание задачи разных направлений на базе детского сада. Ребята могут сами выбирать материалы для работы, использовать знакомые им техники для воплощения своей идеи, сочетать в одной работе и рисование, и элементы декоративно-прикладного творчества. Занятия сопровождаются чтением художественной литературы, прослушиванием музыки. На занятия к детям приходят сказочные персонажи.
Методологическую основу программы составляют:
- теоретические представления отечественной психологии о структуре личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Н.И. Непомнящая, С.Л. Рубинштейн);
- концепции дошкольного детства как этапа становления сущностных характеристик человеческой личности, теории целостного развития ребёнка в онтогенезе (Т.И. Бабаева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.);
- идеи об особенностях развития дошкольников, их игровых и продуктивных видов деятельности (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддъяков, Н.П. Сакулина, А.П. Усова, Е.А. Эльконин и др.);
- концепции развития творческих способностей дошкольников и творческого потенциала детей (Я.А. Пономарев, В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Е.Л. Яковлева,А.М. Матюшкин, А.И.Савенков);
- работы, связанные с изучением развития воображения у дошкольников (Ф.Н. Гонболин, А.В. Петровский, А.Г. Ковалев, А.А. Степанов, Л.Д. Столяренко);
- представления о специфике формирования ценностных ориентаций детей-дошкольников, об особенностях их взаимных оценок и самооценок, их готовности и способности к сотрудничеству и взаимопониманию в ходе совместной деятельности (Л.П. Бухтиарова, А.Ф. Горяинова, Р.А. Иванова, Л.Г. Лысюк, Т.А. Маркова, Т.А. Репина, Л.Н. Стрелкова).
Цель программы: развитие художественно–творческих способностей, воображения детей, средствами нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
Развивать художественное восприятие, образное мышление.
Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции).
Познакомить с разными видами нетрадиционной техники.
Создавать условия для работы с разными материалами. Способствовать использованию их как одного из средств самовыражения.
Побуждать нетрадиционными методами выразительности изображать то, что для детей интересно или эмоционально значимо.
Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
Предоставить свободу в отражении, доступными для ребенка художественными средствами, своего видения мира.
Помогать детям осваивать цветовую палитру. Учить смешивать краски для получения светлых, темных и новых цветов и оттенков.
Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.
Способствовать формированию у детей навыка передавать в рисунке свои впечатления от окружающей действительности.
Принципы работы с детьми:
доступность отбираемого материала;
постепенное усложнение программного содержания, методов и приёмов руководства детской деятельностью;
индивидуальный подход к детям;
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать:
о разнообразии техник нетрадиционного рисования;
о свойствах и качествах различных материалов;
о технике безопасности во время работы.
Дети будут уметь:
планировать свою работу;
договариваться между собой при выполнении коллективной работы;
анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета, местоположения частей;
создавать индивидуальные работы;
использовать различные техники и способы создания рисунков;
аккуратно и экономно использовать материалы.
Этапы обучения:
Данная программа рассчитана на 1 год для детей возраста 5-7 лет.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 45 мин.
Форма занятий – групповая.
В кружок ИЗО студии принимаются все желающие дети 5-7 лет по заявлению родителей или лица их заменяющего.
Принципы построения программы:
Личностно-ориентированный подход к каждому ребёнку;
Интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного и детской художественной деятельности;
Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым;
Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей.
Занятия в изостудии носят творческий характер, отличающийся от обычных занятий. Приобретается более широкий спектр изо материалов, их использование по желанию детей. Дети осваивают нетрадиционные способы изображения. Познают свойства материалов (разно фактурные ткани, бумага, природные материалы). У них возникает желание экспериментировать для создания художественных образов, композиций.
Малое количество детей даёт возможность для индивидуального контакта. Форма организации занятий кружка носит свободный характер. Дети могут работать сидя и стоя, отходить от рабочего места, чтобы посмотреть на деятельность товарищей, спросить совета, попросить помощи или предложить свою. Велико значение студии в создании микроклимата в коллективе. Дети, объединённые любимым делом, внимательны к другим, бережно относятся к результатам деятельности, материалам. Студийцы с удовольствием помогают на занятиях, передают свой опыт и знания товарищам.
Структура занятий:
Мотивация детей
С учётом возрастных особенностей дошкольников доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы, игры-путешествия, дидактические игры, погружение ребёнка то в ситуацию слушателя, то в ситуацию актёра, собеседника придают занятиям динамичность, интригующую загадочность. Педагог может выступать в роли Художницы, прекрасной Волшебницы, которая творит видимый человеком мир по законам красоты и гармонии.
Пальчиковая гимнастика
Известно, что отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы, без усилий использовать инструменты.
Художественно-изобразительная деятельность
Связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы. Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности, дизайн-творчестве.
Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
Презентация работ
Соединение индивидуальных и коллективных форм работы способствует решению творческих задач. Выставки детского изобразительного творчества, индивидуальные вернисажи, совместное обсуждение работ являются хорошим стимулом для дальнейшей деятельности. Позитивный анализ результатов всех воспитанников кружка с позиций оригинальности, выразительности, глубины замысла помогает детям ощутить радость успеха, почувствовать значимость своего труда.
Информационное обеспечение программы:
Басина Н.Э., Суслова О.А. Цвет. Звук. Материал. Программа развивающих занятий для дошкольников и младших школьников. Библиотека «Первого сентября». – М.: «Чистые пруды», 2006
Вербенец А.М. Образовательная область «Художественное творчество». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие\науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», М.: ТЦ «Сфера», 2012
Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках: Наглядно-методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
Золотарёва А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. – М.:АРКТИ, 2008. – 120 с. (Управление дошкольным учреждением)
Изобразительная деятельность: конспекты занятий в подготовительной группе / авт.-сост. Т.А. Николкина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 147 с.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.-М.: «Карапуз-Дидактика», 2006.
Лысюк В.Г. Художественный образ и его пластическое воплощение (музейно-игровая методика).- СПб.: Борей-арт, 2001
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.
Смирнова М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры. – Волгоград: Учитель, 2009.
Приложение 1
Виды нетрадиционных техник рисования
Учимся делать фон
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске, растушевать краску нанесенную мазками на лист бумаги влажной салфеткой.
Кляксография
Техника заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-х летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Тычок жесткой полусухой кистью
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование пальчиками
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги
Средства выразительности: фактура, объем.
Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.
Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же.
Набрызг
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.
Отпечатки листьев
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты - сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех. Из поролона могут быть вырезаны различные фигурки (овощи, фрукты и т.д.).
Загадочные рисунки
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон и складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают.
Метод волшебного рисунка
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью краска наносится сверху на изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету
Разрисовка маленьких камешков
Разумеется, чаще всего ребенок рисует па плоскости, на бумаге. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так привлекает ребенка, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать. Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх, и приносить немалую пользу ее хозяину.
Рисование на мокрой бумаге
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Рисуем с помощью открыток
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может маленький ребенок нарисовать собаку или жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад.
Рисование с помощью соли
Технология рисования: Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.
Мятый рисунок
Техника рисования: На листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.
Приложение 2
Примерное перспективное планирование
|
Тема |
Техника |
Цель |
Средства выразительности |
Материалы |
||
Цветовосприятие |
|||||||
Сентябрь |
|||||||
1 |
Азбука живописной грамоты |
|
Помочь освоить цветовую гамму Вызывать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности Научить смешивать краски на палитре, получать желаемые оттенки. Совершенствовать технику живописи по- мокрому .
|
Цвет |
Акварель, гуашь, трафарет палитры, бумага для рисования |
||
2 |
Контрастные и дополнительные цвета |
Работа на палитре |
|||||
3 |
В гостях у солнышка |
Живопись по мокрому |
Цвет, пятно |
||||
4 |
У царя Нептуна в подводном царстве |
Живопись по мокрому |
|||||
5 |
Летняя березка |
Акварель + шерстяные нитки: цв.бум., либо другие материалы на выбор детей: валик, пупырчатая пленка) |
Учить передавать образ дерева – березки в разное время года, используя различную технику рисования. |
Цвет, фактура, объем, тон |
Акварель, бумага для рисования, карандашная стружка, шерстяные нитки, цв. бумага, пенопласт, клей, кисти. |
||
6 |
Осенняя березка |
Акварель + карандашная стружка, восковые мелки |
|||||
7 |
Зимняя березка |
Шерстяные нитки + цв.бум., либо другие материалы на выбор детей: валик, пупырчатая пленка) |
|||||
8 |
Весенняя березка |
Акварель + пенопласт, валик, пупырчатая пленка (на выбор детей) |
|||||
Жанры изобразительного искусства |
|||||||
Натюрморт |
|||||||
Октябрь |
|||||||
1 |
Аленький цветочек |
Живопись по мокрому |
Учить создавать |
Цвет, пятно, точка |
Акварель, бумага, кисти, акварельные карандаши |
||
2 |
Ветка рябины с натуры |
Тычкование мятой бумагой, ватными палочками, использование бусин, пластилина (на выбор детей) |
Совершенствовать умения в данной технике. Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы печатания. Развивать чувство композиции. Учить обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой. |
Ножницы, клей, карандаш, квадраты (2х2 см) из газетной бумаги (около 40 шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях. |
|||
3 |
Букет (астры, георгины) |
Печатание картофелем Рисование пастелью
|
Букет осенних цветов, лист бумаги, печатки, пастель, гуашь, поролоновые тампоны, целофановый пакет, воздушный шарик, трубочки для коктейля, рулончик из гофрированного картона (на выбор детей) |
||||
4 |
Корзина с фруктами |
Печатка пенопластом; поролоновые тампоны, целофановый пакет, воздушный шарик, трубочки для коктейля, рулончик из гофрированного картона (на выбор детей) |
Цвет, фактура |
||||
5 |
Корзина с фруктами |
Свеча, процарапывание; Покрытие восковыми мелками, процарапывание |
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью, процарапывать рисунок. Развивать чувство композиции. |
Цвет, фактура |
Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, палочка для процарапывания, гуашь, кисти, репродукции натюрмортов, эскизы. |
||
6 |
Цветы в вазе |
Кляксография с ниточкой; непроизвольная кляксография |
Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксография с ниточкой. Развивать воображение. |
Цвет, пятно |
Бумага, тушь разных цветов, ниточка, |
||
7 |
Аквариум |
Нитки + крашеный рис, манка, гречка и т.д. (на выбор детей)+ ладошки |
Совершенствовать умения работать в данных изобразительных техниках, уметь сочетать их. |
Фактура, цвет |
Нитки, крупа, гуашь, бумага, кисти. |
||
8 |
|||||||
Пейзаж |
|||||||
Ноябрь |
|||||||
1 |
Осенний лес |
Мятая бумага |
Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках оттиск мятой бумагой, печать ладошками. Учить превращать отпечатки из ладошки в кленовый лист. Учить в работе отражать облик деревьев в лесу наиболее выразительно. Развивать чувство композиции. |
Цвет, пятно, фактура |
Скомканная бумага, бумага для рисования, листья клена, пупырчатая пленка, гуашь, кисти. |
||
2 |
Кленовый лист |
Ладошками, оттиск кленовыми листьями, пупырчатой пленкой (на выбор детей) |
Цвет, пятно |
||||
3 |
Осенние мотивы (ковер) |
Набрызг с трафаретом |
Учить создавать образ осеннего ковра, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. |
Цвет, точка, фактура |
Подготовленные ранее фон, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа, палочки, трафареты |
||
4 |
Многослойное полотно
|
Фон – живопись по мокрому; Тонирование толстым слоем восковым мелком; Тонирование влажной салфеткой (губкой) гуашью |
Учить создавать многосерийное полотно, используя сочетание различных изобразительных техник. Воспитывать чувство прекрасного. |
Точка, цвет, линия |
Бумага для рисования, акварель, кисти, поролоновые тампоны, трафареты цветов, бутонов, скрепки для процарапывания, зубная щетка, расческа, белая гуашь |
||
5 |
Изготовление трафарета цветов – процарапывание рисунка |
||||||
6 |
Завершение работы – напыление рисунка |
||||||
7 |
В гости в Африку - пальма |
Ладошки Пальчиковая живопись |
Совершенствовать данные изобразительные техники. |
Пятно, точка |
Акварель, бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка |
||
8 |
Сбросил лес последнюю листву |
Пейзажная монотипия |
Пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции |
||||
Декабрь |
|||||||
1 |
Рисунок ветра |
Выдувание из трубочки |
Закрепить умение направлять струю выдыхаемого воздуха в заданном направлении. |
Линия, штрих, точка |
Акварель, трубочки, бумага, баночки, кисти |
||
2 |
Заколдованные деревья |
Любая
|
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
|
Все имеющиеся в наличии |
||
3 |
Восход солнца |
Цветной граттаж |
Совершенствовать умение в нетрадиционных техниках цветной граттаж, набрызг, мятая бумага, обрывание. Развивать чувство композиции. |
Линия, штрих, цвет |
Цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенным концом. |
||
4 |
Звездное небо |
Набрызг |
Пятно, цвет, линия, тон, изображение пространства в композиции |
Бумага, акварель, гуашь, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, скомканная бумага, бумага для обрывания |
|||
5 |
Зимний пейзаж |
Мятая бумага, листочки китайской капусты и т.д. |
|||||
6 |
Как мы помогли снеговичку |
Любая |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
|
Все имеющиеся в наличии |
||
7 |
Березовая роща |
Свеча + акварель; валики; восковые мелки и акварель; гелевая ручка |
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции. |
Цвет, линия, тон, штрих |
Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы. |
||
8 |
Елочка к новому году |
Акварель+ восковые мелки, напыление |
Учить рисовать елочку восковыми мелками, обращая внимание на расположение веток и иголках на них. Учить с помощью акварели передавать зимний колорит. Развивать цветовосприятие. |
Бумага, акварель, кисти, восковые мелки, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы. |
|||
Январь |
|||||||
1 |
Рождественская ночь |
Свеча + гуашь |
Закрепить умение рисовать свечой и гуашью. Учить создавать выразительный образ рождественской ночи. Развивать чувство композиции. |
Точка, штрих, линия |
Бумага, акварель, кисти, зубная щетка, расческа, репродукции пейзажей, елей, эскизы, палочка для процарапывания |
||
2 |
Напыление, процарапывание |
Учить передавать настроение тихой рождественской ночи с помощью напыления, процарапывания. |
|||||
3 |
В подводном мире |
Живопись по мокрому; Ладошками; Использование трафаретов; Поролоновые губки; пупырчатая пленка |
Совершенствовать умение использовать данные изобразительные техники. Развивать чувство композиции. |
Пятно, цвет, штрих, линия, точка |
Гуашь, акварель, кисти, бумага, трубочки, баночки с разведенной краской |
||
4 |
Рисуем мыльными пузырями |
Выдувание из трубочки |
|||||
5 |
В подводном мире |
Живопись по- мокрому + ладошки; использование штампов и гуаши |
|||||
6 |
|||||||
7 |
Пингвины на льдине |
Снег, лед, полярная ночь – живопись по - мокрому, мятая бумага; ватные диски; фольга |
Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя гуашь разных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа. |
Пятно, штрих |
Бумага, гуашь, кисть, иллюстрации, скомканная бумага |
||
8 |
Пингвины – ладошки, ватные диски; напыление |
Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет. |
Пятно, штрих |
Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей, зубная щетка, расческа |
|||
Портрет |
|||||||
Февраль |
|||||||
1 |
Рисование человека по схемам Логоритмическое рисование |
|
Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать человека по схемам (лицо, фигура), пользуясь различными приемами рисования сангиной, обрыванием, мелками, графически выразительными средствами. Развивать чувство композиции. |
Линия, пятно, штрих |
Бумага для рисования, сангина, репродукции портретов, эскизы, мелки, акварель, бумага для обрывания. |
||
2 |
Мой папа |
Обрывание; картон; бумажный наполнитель для подарков |
|||||
3 |
Мой дедушка |
Мелки + акварель |
|||||
4 |
|||||||
5 |
Галстук для папы |
Любая |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Бумага для рисования, акварель, скомканная бумага, репродукции портретов, эскизы. |
|||
6 |
Снежная королева |
Мятая бумага, живопись по - мокрому, напыление |
|||||
7 |
|||||||
8 |
Домовенок Кузя |
Мятая бумага |
|||||
Март |
|||||||
1 |
А вот и я |
Свеча + акварель |
Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. |
Пятно, штрих, линия |
Бумага, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции портретов, эскизы. |
||
2 |
Моя мама |
Сангина; уголь |
Закрепить умение рисовать сангиной. |
Сангина, уголь |
|||
3 |
Подснежники для моей мамы |
Мелки + акварель |
Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветов. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие. |
Цвет, линия |
Бумага, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы. |
||
4 |
Пусть мама моя будет самой красивой |
любая |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
|
Все имеющиеся в наличии |
||
5 |
Девочка - Весна |
Монотипия, силуэтное рисование |
Закрепить знание детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Закрепить теплые цвета. |
|
Бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка |
||
6 |
А это вся моя семья |
любая |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
Линия, тон, точка, штрих |
Все имеющиеся в наличии |
||
7 |
|||||||
8 |
Выставка работ |
|
Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся и непонравившихся рисунков. |
|
Рисунки детей. |
||
Анималистический жанр |
|||||||
Апрель |
|||||||
1 |
Ежик из лесу пришел |
Смешанная |
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Учить создавать выразительный образ различных животных. |
|
Все имеющиеся в наличии |
||
2 |
Пушистый друг (зайчик, котенок, щенок) |
Тычок жесткой кистью, скомканная бумага |
Фактурность окраски, цвет |
Бумага, трафарет животного, жесткая кисть, гуашь |
|||
3 |
Муравьишка трудится |
Пальчиковая живопись |
Цвет, пятно, точка, короткая линия |
Мисочки с гуашью, плотная бумага, небольшие листы, салфетки |
|||
4 |
Забавное животное |
Кляксография |
Совершенствовать умение рисовать свечой и акварелью работать в технике кляксография. Развивать воображение. Воспитывать аккуратность. |
Пятно |
Бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочках, пластиковая ложка |
||
5 |
Золотая рыбка |
Свеча + акварель |
Цвет, линия, пятно, фактура |
Свеча, плотная бумага, акварель, кисти |
|||
6 |
Утята в пруду |
Напыление одной краской |
Совершенствовать умение делать напыление одной краской и красками разной плотности и разных оттенков. |
Точка, фактура |
Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, зубная щетка, расческа |
||
7 |
На лесной опушке |
Напыление красками разной плотности и разных оттенков |
|||||
8 |
Пестрокрылая бабочка |
Любая |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. |
|
Все имеющиеся в наличии |
||
Сказочно-былинный жанр |
|||||||
Май |
|||||||
1 |
Космическая картина |
Мятая бумага, печать, обрывание |
Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками, ладошками, пенопластом, мятой бумагой. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. |
Пятно, фактура, цвет |
Блюдце с штемпельной подушкой из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага, трафареты из пенопласта, смятая бумага |
||
2 |
|||||||
3 |
Ларец на высоком дубе |
Ладошка, мятая бумага, печать пенопластом |
|||||
4 |
Зазеркалье |
Экран для копирования |
Развивать навыки рисования с помощью специального экрана для копирования |
Цвет, линия |
Бумага, экран для копирования, фломастеры, акварель, кисти |
||
5 |
Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет |
Живопись по мокрому, выкладывание берега из пшена, печать |
Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.
|
Фактура, цвет, пятно |
Бумага, акварель, поролоновые тампоны, кисти, клей, пшено, печатки, гуашь |
||
6 |
Замок подводного царя Нептуна (коллективная работа) |
Любая |
|
Все имеющиеся в наличии |