Эссе на тему «Развитие творческих способностей учащихся при обучении математики»
Развитие творческих способностей учащихся при обучении математики.
Педагогическое эссе
Дегтярева Зоя Алексеевна
педагог дополнительного образования
Творческая работа с одаренными и способными школьниками проводится в двух направлениях: подготовка учеников к участию в олимпиадах разных уровней и руководство исследовательской работой школьников ,подготовка к их участию в научно-практической конференции школы, города, края, России в рамках целевой программы «Дети Кубани», подпрограммы «одаренные дети». Победители олимпиад, творческих конференций готовятся задолго, до того как они ими станут. Такая работа начинается с 5 класса через турниры, заочные конкурсы «Математика 6-8» журнала «Квант». Подготовка школьников к олимпиадам разных уровней проходит по следующей программе:
1) летняя математическая школа,
2) математический кружок. Занятия летней математической школы являются продолжением занятий кружка и проводятся в июне в количестве 60-80 часов.
Цель таких занятий – систематизация знаний по некоторым разделам олимпиадной математики: для 7 – 8 классов – инварианты, поворот, композиция поворотов, векторы, задачи на построение; подготовка к очному туру конкурса «Математика 6 – 8» журнала «Квант»; расширение кругозора учащихся, развитее математического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание ряда личностных качеств средствами углублённого изучения математики
Реализую идею возвращения к ранее изученным темам, самостоятельное решение проблемных задач дома с последующей проверкой у доски. Кроме решения олимпиадных задач для ребят проводятся различные мероприятия, которые учащиеся любят. Это: Устные олимпиады; Письменные олимпиады; Математические драки; Математические бои; Математические регаты.
Следующим направлением работы по развитию творческих способностей учащихся при обучении математики является научно-методическая деятельность по руководству исследовательской работой школьников.
Цель-выявление способных и одаренных детей; развитие интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской деятельности в науке; представление творческих работ на школьную ,городскую, краевую научно-практическую конференцию старшеклассников. Руководство исследовательской работой школьника осуществляется через практическую деятельность, решение задач. Учитель должен научить школьника варьированию условия задачи как средству активизации мыслительной деятельности; показать как составлять новые задачи, давать поисковые задания, предполагающие при их выполнении проявления наблюдательности, обращения к анализу, синтезу, сравнению, индукции. Следующий этап – учитель формулирует проблему; дает школьнику тему доклада для представления на научно-практическую конференцию (школы, района, города, края, России); дать ученику для решения и исследования задачи, не встречаемые в литературе, составленные руководителем; школьнику предлагается найти свои интересные задачи по теме, рассмотреть различные случаи, осуществить поиск других способов решения, изменить некоторые условия задач или рассмотреть задания с другими ограничениями.