12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абросимова Галина Анатольевна89
Россия, Вологодская обл., Грязовец
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»
2

«Развитие творческое активности слабослышащих школьников через применение инновационных методов на уроках изобразительного искусства как фактор достижения нового качества образования в условиях введения новых стандартов».



«Развитие творческое активности слабослышащих школьников через применение инновационных методов на уроках изобразительного искусства как фактор достижения нового качества образования в условиях введения новых стандартов».

Развитие  творческих способностей является важнейшей задачей  образования. Ведь этот процесс пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.

Психологами установлено, свойства психики человека, основы интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются еще в детстве.   А значит, перед учителем изобразительного искусства встаёт задача развития у ребёнка его творческих возможностей.

Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д..

Актуальность - необходимость нестандартно и творчески мыслить в современном обществе.

Проблема - раскрыть особенности формирования творческой свободы  слабослышащих школьников на уроках ИЗО.

Цель – развитие воображения и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

Задачи:

Использование потенциала инновационных педагогических технологий для развития творческих способностей учащихся;

Использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке ;

Развитие личности учащихся в процессе организации деятельности



Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

Характеристика творческих способностей слабослышащего школьника.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми творчество используется не только как средство эстетического развития и формирования творческой культуры, но и становится предпосылкой для раскрытия компенсаторных возможностей, например, творческих способностей на уроках и вне их.

Изучение творческих способностей у детей с нарушениями слуха вызывает особый интерес, так как потеря слуха и вторично возникающее своеобразие в развитии познавательных процессов: мышления, памяти, воображения создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта.

Дети с нарушениями слуха позже овладевают основными мыслительными операциями, обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень развития творческих способностей. Ограниченность общения с взрослыми и слышащими сверстниками лишает детей с нарушениями слуха необходимого объема информации. Поэтому процесс развития творческих способностей в данном случае выполняет компенсаторную функцию.

Гуманистическая направленность специального образования заставляет искать такие средства, методы, обходные пути образования и коррекции отклонений в развитии, которые бы учитывали особые образовательные возможности и потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также давали бы положительный развивающий эффект.

У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выготской, глухие дошкольники долго не переходят от предметно процессуальных игр, главным в которых является воспроизведение действий с предметами, к сюжетно-ролевым, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подражанию.

Воображение слабослышащих и глухих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, а потом к памяти. Слабослышащие дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения; позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет – образ – слово». Таким образом, уже на ранних этапах онтогенеза слабослышащие дети начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов.

Если творческое воображение возможно лишь при достаточном уровне развития словесной речи, то элементарные виды воображения, заключающиеся в непроизвольных сочетаниях и соединениях образов (например, во время сновидений, грез) могут функционировать до овладения ребенком словесной речи.

Большие трудности наблюдаются у слабослышащих детей в воссоздании пространственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении. Еще одной причиной отставания в развитии воссоздающего воображения является бедность запаса представлений, неумение их перестраивать.

В младшем школьном возрасте наблюдается отставание в развитии творческого воображения. Как показали исследования Е. Г. Речицкой и Е. А. Сошиной , слабослышащие первоклассники проявляют недостаточную гибкость в использовании идей (требовалось дорисовать простые геометрические фигуры, такие, как круг, квадрат и т.п., или неопределенные конфигурации).



Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Энциклопедический словарь дает такое определение:

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца-субъекта творческой деятельности; в природе же происходит процесс развития, но не творчества.

Творчество (креативность) – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях.

Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта.

Творчество – во многом труднопознаваемое, иногда непознаваемое вообще, часто мистическое.

Показателем творческого развития является креативность. Под креативностью в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению  проблем,  генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. Необходимо рассматривать креативность как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, присущих многим личностям.

Главным признаком творческой личности является наличие внутренней мотивации и личностной вовлеченности субъекта в процесс решения задачи. Важными особенностями являются независимость (автономность) и открытость ума (готовность принять новый опыт).



2. Методика развития творческих способностей  слабослышащих школьников на уроках ИЗО.

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

овладение знаниями элементарных  основ реалистического рисунка,  формирование   навыков   рисования   с   натуры,   по   памяти,   по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

развитие у детей изобразительных  способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

    2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО.

Для развития творческих способностей детей необходимо использовать новое, интересное, нестандартное,  это способствует развитию у детей познавательного интереса к учебе и более прочному усвоению знаний. Стремление развить познавательный интерес учащихся к предмету, побуждает искать формы, приемы, методы работы, которые более действенно, результативно влияют на уровень мотивации, обеспечивают сознательную деятельность школьников по овладению знаниями.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства можно использовать следующие методы обучения:

Метод «открытий». Творческая деятельность порождает новую идею – открытие.

Метод индивидуальной и  коллективной поисковой деятельности. Поисковая деятельность стимулирует творческую активность  учащихся, помогает найти верное решение из всех возможных.

Метод свободы в системе ограничений. С одной стороны, постоянно активизировать творческие способности учащихся в широкой палитре возможностей, а с другой, приучать четко придерживаться ограничения.

Метод диалогичности. Учитель и ученик – собеседники.                                                             

Метод сравнений. Путь активизации творческого мышления. На уроках необходимо демонстрировать многовариантные возможности решения одной и той же задачи.

Творческие мастерские. Мастерская выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные  знания, формирует ценности, культуру.

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются выставки и конкурсы творческих работ учащихся – уроки-вернисажи. Таким образом, создаются условия для сотрудничества и общественного созидательного труда. Одной из основных задач школы является задача формирования у учащихся творческого и познавательного процесса, познание окружающего мира. Это позволяет выдвинуть предмет изобразительное искусство на передний план, как основа благодатной почвы для развития личности в целом.

.  Использую в своей работе нетрадиционные методы, которые позволяют детям быть смелее на уроке, не бояться делать ошибки, экспериментировать, познавать материалы и творить.

  Цель нетрадиционных техник - раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке.

На уроках ИЗО для развития творческих способностей сегодня также можно использовать компьютер. Развивающее значение компьютера для развития творческих способностей школьника очень велико. Применение компьютеров на уроке ИЗО создает эмоциональный настрой, это, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества.

 Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Кроме индивидуальной работы часто использую коллективные и групповые формы работы.

На уроках применяю технологии

Формирующая  технология   (традиционное объяснительно-иллюстративное обучение)

Технологии деятельностного подхода

Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ)

Дифференцированное обучение

Здоровьесберегающие  технологии



При проведении уроков изобразительного искусства в среднем необходимо отталкиваться от следующих направлений в работе:

От знаний к творчеству – основной метод обучения.

Обеспечение постепенности восприятия учебного материала.

Обеспечение последовательности творческого процесса.

Требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной.

Стимулирование работы в участии в конкурсах, в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения.

Стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности, как замысла, так и исполнения.

Формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие образного мышления.

Требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера.

Обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу.

Создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения учебного материала.

Создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности, привлекательности работы в школе, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы, когда маленькие зарисовки сменяются большими работами.

Стимулирование проявления индивидуальности, самостоятельности, несмотря на равный шанс для всех, а именно одна заданная тема, одна техника исполнения.

Обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел.                                                                                                                                                    

2.3. Развитие творческих способностей  через использование нетрадиционных техник рисования.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение уроков с использованием нетрадиционных техник:

способствует снятию детских страхов;

развивает уверенность в своих силах;

развивает пространственное мышление;

учит детей свободно выражать свой замысел;

побуждает детей к творческим поискам и решениям;

учит детей работать с разнообразным материалом;

развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  световосприятия;                   

чувство фактурности и объёмности;

развивает мелкую моторику рук;

развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес детей к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

 Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и поставила перед собой следующие задачи:

сформировать у детей технические навыки рисования.

познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.

научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники.

развивать воображение и творческие способности детей.

обогащать и расширять художественный опыт детей.

побуждать ребенка экспериментировать.

поощрять и поддерживать творческие находки.

развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности.

воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству с взрослым, с детьми,  к собственной деятельности, ее результату.

способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому.

   Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному. В ходе занятий школьники выполняют задания разные по тематике и требующие  применения различных приёмов работы. Что помогает школьникам быстро осваивать  работу разными художественными  материалами и развить навыки по изобразительному искусству. Усложнение заданий проходит постепенно, регулярно.Уроки-знакомства с различными техниками: графика, живопись, батик, монотипия, лепка, чеканка, витраж, аппликация, аэрография, линогравюра, граттография и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.На каждом уроке необходимо поддерживать атмосферу увлеченности. Это зависит и от личности учителя, его живого слова, умения интересно преподнести материал. Ведь одну и ту же тему каждый учитель преподносит по-своему. Тема одна, а вариантов ее решения множество. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка. Мы учимся применять разные художественные материалы: гелиевая ручка, гуашь, пастель, цветные карандаши, пластилин. Новые материалы и приемы работы вызывают удивление и неподдельный интерес. Художественные салоны и магазины сейчас предлагают множество новых художественных материалов, как отечественных, так и зарубежных. Работа с разными материалами помогает выявлять способности учащихся. Я стараюсь внушить учащимся, что все они способны к творчеству, только одни рисуют лучше карандашами, другие фломастерами, третьи красками. Работая над образом, дети думают, какой материал лучше использовать, чтобы выразить свои мысли и чувства на бумаге. На всех ступенях обучения используются различные техники изображения и различные подходы к выполнению художественных работ для создания индивидуального творческого почерка. Применение различных техник на уроках ИЗО позволяет раскрыть творческие способности учащихся. Творчество не является уделом избранных, оно является необходимым условием для существования человека. Н. Рерих способность личности к творчеству охарактеризовал, как птицу, «которая не может не петь, ибо её песнь есть выражение её сущности». И задача учителя изобразительного искусства помочь каждому ученику раскрыться, самоопределиться, реализоваться как творческим личностям.   Новизна и многогранная деятельность  -  залог творческого  отношения к работе. Однако введение разных материалов и техник осуществляется с некоторой осторожностью и в определенной последовательности.  Выбор техники и материала зависит от уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей. Ввиду ограниченности урочного времени, школьники не всегда могут в полной мере реализовать свои возможности. Поэтому на кружковых занятиях, дети могут не спеша выполнить работу, проявляя при этом свою фантазию и воображение. Особенности изображения зависят от цели, назначения рисунка. Материал должен помогать наиболее простому, быстрому и убедительному выполнению поставленной перед учащимися задачи.

Кляксография.Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, а  затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали.                                          

Тычок  жесткой полусухой кистью.Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом,  получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск смятой бумагой.Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Точечный рисунок.Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона. Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Метод  монотипии.Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, стекле которое переносится потом на бумагу. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают.                                                                                                                                          

Рисование на мокрой бумаге.Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Идет дождь", и т.д.

Коллаж.Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»    

3. Роль педагога в развитии творческих способностей детей.                                                          

От учителей, работающих со школьниками с нарушенным слухом, требуется глубокое понимание особенностей психического развития при данном типе нарушения и путей их компенсации, овладение индивидуальным подходом к каждому школьнику, потенциально способному ко многому.

Признаком высокого мастерства учителя является умение правильно и результативно организовать и проводить учебный процесс, в совершенстве владеть современными методами и технологиями преподавания, обладать широким кругозором, способностью саморазвиваться и совершенствоваться. Общепризнано, что творческую личность может воспитать только творческая личность. В реальной жизни нетрудно заметить, что чем выше способность к творческой самореализации самого учителя, тем выше творческий потенциал его учеников.

Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств учителя как адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность.

Современные исследователи выделяют следующие свойства личности, структура которых, по их мнению, и составляет собственно педагогические способности:

способность делать учебный материал доступным;

творчество в работе;

педагогически-волевое влияние на учащихся;

способность организовать коллектив учащихся;

интерес и любовь к детям;

содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;

педагогический такт;

способность связать учебный предмет с жизнью;

наблюдательность;

педагогическая требовательность.

В преподавании изобразительного искусства весьма остро стоит проблема профессионального роста учителя, его старательной работы над повышением своего уровня и морального совершенства. В педагогике с давних времен подчеркивалось, что непрерывная работа учителя над собой является одним из обязательных условий его успешной учебно-воспитательной деятельности. К.Д. Ушинскому, в частности, принадлежит такое высказывание: учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием. Духовно-творческий потенциал художника-педагога определяется как совокупность способностей, определяющих его самореализацию и саморазвитие, позволяющих реализовать творческие продуктивные потенции собственной деятельности и деятельности учеников.

На занятиях изобразительным искусством, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика добиться успеха в обучении невозможно. Поэтому учителю рисования надо постоянно приучать учащихся к самостоятельной и активной учебной работе. Этого можно добиться самыми различными методами.

Например: на уроках декоративного рисования надо предварительно  показать детям серию цветных иллюстраций, изображающих формы природы и сочетания цветов в реальной действительности узоры ветвей деревьев; теплые оттенки почвы земли ранней весной и холодные тени на оставшемся снегу; орнаментальные рисунки на крыльях бабочек; а на уроках тематического рисования (при иллюстрировании сказок чтобы активизировать работу учащихся читают отрывки из сказок.

Предмет приобретает для ребёнка познавательное значение только тогда, когда педагог приучает его не пассивно наблюдать и срисовывать, а активно изучать натуру, выделять наиболее характерное, главное.

Надо систематически приучать детей к самостоятельной работе, как в классе, так и дома.

Задания на уроках и дома должны быть самыми разнообразными по характеру, по самому типу работы в соответствии с требованиями программы: то это рисование с натуры карандашом, то работа над натюрмортом акварельными красками, то  декоративное рисование.

Повышая активность учеников надо помнить о принципе индивидуального подхода к каждому. Здесь могут быть применены различные методы работы: поощрение, внушение веры в свои силы, тактичная критика, разные формы помощи.

Развивая, творческое воображение на уроках учитель, должен учитывать и постоянно активизировать мыслительную деятельность учащихся, помогать им в работе, начиная с поисков композиционного замысла и до его завершения в рисунке. Композиция картины помогает ученикам не только яснее раскрывать сюжетно и выразить своё отношение к данному событию или явлению.

К концу работы выбираю наиболее удачные, а также слабые рисунки и показываю их всему классу разъясняя, в чём их достоинства и недостатки. Указывая на недостатки в работе ученика, необходимо соблюдать педагогический такт, проявлять уважение к личности ученика, чуткое отношение к нему.

Глава 4. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках изобразительного искусства

В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:

развитием способностей, склонностей и интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;

приемами осознанного решения различных творческих задач;

направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.

Во внеурочное время, кроме рисования, выполняем работы в технике квиллинг, оригами,  роспись по стеклу с использованием пластилинааппликация, мозаика.

Также под моим руководством ребята принимают активное участие в оформлении сцены и зала к различным праздникам.

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.  

Важным условием развития художественных способностей ребенка  является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.

Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Природа и окружающая нас реальность - основа творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека.  Художник способен фантазировать только на основе увиденного в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.

Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, применяются в оформлении школы.


За последние годы увеличилось количество творческих конкурсов на различных уровнях,  в которых обучающиеся принимают активное участие.

Заключение

Специальное обучение и воспитание в школах имеют выраженную коррекционно-компенсаторную направленность, поскольку основной смысл специального образования заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Для ребенка с ОВЗ нужно целенаправленно создавать специальные условия для развития творчества. Человеку свойственно стремление к поиску, к творчеству, к достижению, поэтому он актуализирует свои творческие возможности.

Сурдопедагогика придерживается точки зрения о возможности реализации неограниченных возможностях всестороннего развития личности глухих и слабослышащих школьников. Решающее значение в компенсации нарушенной слуховой функции имеет рационально построенное специальное обучение и вовлечение детей и подростков в творческую общественно значимую деятельность.

Внеклассные мероприятия оказывают значительное влияние на познавательные возможности глухих и слабослышащих учащихся.

Активное участие в творческой деятельности, школьная жизнь, наполненная разнообразными интересами благотворно влияют на умственное развитие младших школьников с нарушенным слухом и на формирование их полноценной личности, развитие у них творческих способностей.















Список использованной литературы

Список литературы

1.   Артамонова Е.И., Малышева К.К. Разумность потребностей личности как проявление её духовной культуры // Научные труды: Сборники статей. -М., 2012.

2.   Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Академия, 2002.

3.   Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д., 1983.

4.   Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: «Академия» 2002.

5.       Большой психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зенченко. – Спб., 2006.

.         Боровик О. М. Развитие воображения. – М., 2002.

.         Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы исследовании в психологии. – М., 2003.

.         Волков И.П. Учим творчеству. – М.: Просвящение, 1995.

9.   Выгодская Г.Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. -М., 1975.

10  .Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.

11      .Выготский JI.C. Основы проблемы дефектологии // собр. соч в 6 т.-М., 1983.

12. Выготский JI.C. Психология искусства. – Ростов н/Д: «Феникс», 1998.

13  .Герасимов В.Г. От знаний – к творчеству. – М., 1995.

14      .Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1998, – №16.

15.  Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

16.  Леонтьев А. А. Научите человека фантазии // Вопросы психологи, – 1998,-

17.  Немов Р.С. Психология. Учеб. Для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994.

18.  Николаева Е.И. «Психология детского творчества» СПб.: Речь, 2006

19.     Нудельман М. М. Воссоздающее воображение у глухих детей: Об элементарных формах творческого воображения у глухих школьников // Психология глухих детей / под ред. И.М.Соловьева и др. – М., 1971. 21.0жиганова Г.В. «Метод пролонгированной диагностики и формирования креативности у детей младшего школьного возраста» М.: «Институт психологии РАН», 2005.

22.  Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида / под. ред. Е.Г. Речицкой. В 2-ух частях. – М.: Владос, 2009.

23.  Пиаже Ж. Теория, эксперименты, дискуссии / под.ред. Л.Ф. Обуховой – М., 2001.

24.  Пономарёв Я. А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. – М., 1988.

25.  Практикум по возрастной и педагогической психологии / под. ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.

26.     Психология глухих детей /Под. ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. – М., 1971.

.         Психология одаренности. / Под ред. Д.В. Ушакова, – М., 2000. Рау М. Ю. Развитие воображения глухих детей средствами изобразительной деятельности //Дефектология. -1984. -№ 5.

29.  Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения/ под.ред. Т.В. Розановой. – М., 1991.

30.     Рау М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и задержкой психического развития. – М.,2013

.         Речицкая Е. Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. – М.: Владос, 2005.

.         Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2014.

.         Речицкая Е. Г., Сошина Е. А. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха. – М, 1999.

34.  Речицкая Е. Г., Туджанова К. И. Компенсаторные возможности развития творческих способностей студенстов с нарушениями слуха// Сб.: Научные труды. – М., 2002.

35.  Речицкая Е. Г., Филоненко – Алексеева И. Н., Филоненко – Алексеева

A. J1. Развитие творческих способностей у старших дошкольников с нарушенным слухом. – М.: Советский спорт, 2007.

36.  Речицкая Е.Г. Повышение эффективности учебного процесса на уроках предметно – практического обучения в школе для глухих детей // Дефектология. – 1978. – №2.

37.     Речицкая Е.Г., Гущина Т. К. Развитие познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития на индивидуальных коррекционных занятиях в младших классах. – М.: Прометей, 2011.

.        



Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.