Статья «Развитие творческого партнёрства семьи и детского сада через проектную деятельность воспитанников»
Акопян Агавник Мамиконовна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №183 г.Самара»
Развитие творческого партнёрства семьи и детского сада через проектную деятельность воспитанников
В нашем детском саду много времени уделяется совместной деятельности родителей и воспитанников: проводятся экскурсии, чаепития, родители привлекаются для помощи детям к участию в конкурсе. Однако участие родителей в проектной деятельности всегда ограничивалось только выполнением каких-то заданий дома.
Взаимодействие родителей и учителей в дошкольном образовании - это интерактивная деятельность для ответственных взрослых. Очевидно, что старые формы общения с родителями устаревают. Современные родители требуют в первую очередь уважения к себе, они образованны и осведомлены, но в то же время они заняты. Занятость родителей - главная проблема в детском саду. Поэтому необходимо найти новые способы организации взаимодействия между дошкольными учреждениями и семьей.
В настоящее время педагоги-новаторы отмечают, что одним из необходимых условий обеспечения эффективности программных мероприятий для детей дошкольного возраста в детских садах является установление социально-педагогического партнерства между родителями (семьями) учащихся и воспитателями детских садов с целью интеграции ресурсов партнеров и координации действий для совместного успеха в решении педагогических задач и достижение предсказуемых результатов [Карпова, Савенкова 2022: 27].
В практике современных образовательных учреждений часто используются только традиционные формы интерактивной работы с семьями, такие как: консультации, выставки, родительские собрания, минимальные собрания, дни открытых дверей и т.д., которые проводятся нерегулярно и на нерегулярные темы. Это всегда совпадает с содержанием. Родители не принимают активного участия в таких мероприятиях. Инновационные способы взаимодействия с семьями учащихся необходимы, поскольку использование различных форм работы с родителями учащихся помогает родителям стать активными участниками образовательного процесса, переходя от роли "зрителей" и "наблюдателей" к роли активных помощников педагогов.
Мы решили привлечь родителей к участию в проектной деятельности и отчетном мероприятии для развития творческого партнёрства семьи и детского сада.
Творческое партнёрство семьи и детского сада – это взаимодействие родителей, детей и воспитателей детского сада, направленное на активизацию и развитие творческих способностей детей и их родителей, путем совместной деятельности названных групп. Для реализации творческого партнерства семьи и детского сада мы предлагаем проектный метод. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей с привлечением родителей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Творческого партнёрство семьи и детского сада через проектную деятельность воспитанников помогают создать единое пространство «детский сад — семья — социум», которое способствует качественной подготовке ребенка к дальнейшему обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению, что отмечалось педагогами-новаторами [Макарова 2019 : 50].
В рамках совместной работы с родителями было принято участие в экологической акции «Кормушка». Акция проходила с января 2022 года по март 2022 года. Родители принимали активное участие в изготовлении кормушек для птиц. Вместе с детьми ходили смотреть какие птицы прилетают к кормушкам и на совместных занятиях обсуждали какие птицы живут в нашем районе. Также родители активно участвовали в образовательном процессе, рассказывая про тех птиц, которых они знают.
Также родители совместно с детьми приняли участие во Всероссийском фестивале детского и молодежного научно-технического творчества «Космофест-2022». Для этого фестиваля мы подготовили проект «Плавучий Космодром». Проект реализовался поэтапно. Каждый этап включал совместные мероприятия с детьми, с родителями воспитанников. Это позволило помочь осуществлению поставленной цели и задач проекта, и тем самым достижению оптимальных результатов в обучении, развитии ребенка и готовности к школьному обучению путем внедрения в образовательный процесс эффективных инновационных технологий. В результате выполнения проекта дети совместно с родителями создали и представили «Плавучий космодром» как вариант космодрома будущего. По результата выполнения проекта был записан видеоролик-визитка.
Такие совместные творческие проекты сближают сотрудников детского сада, родителей и детей. Благодаря этим проектам развивается творческая инициатива детей, создается единое воспитательное пространство, формируется социальный опыт у детей.
Список литературы
Карпова С.И., Савенкова Т.Д. Методическое сопровождение проектной деятельности старших дошкольников в детском саду // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2022. - Т. 27. - № 1. - С. 27-36.
Кириллова О. Н. Партнёрство ДОУ и семьи в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования // Педагогическое мастерство : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 124-126.
Макарова Т.И. Творческая микрогруппа как одна из эффективных форм взаимодействия семьи и ДОУ в рамках художественно-эстетического развития дошкольника // Современное образование: актуальные вопросы и инновации. - 2019. - № 2. - С. 49-54.