Статья «Развитие творческого потенциала педагога как фактор повышения качества обучения»

0
1
Материал опубликован 20 November 2022

Развитие творческого потенциала педагога как фактор повышения качества обучения

Сидоркина Ирина Владимировна – заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГБОУ Республики Марий Эл «Русскошойская школа-интернат»

(Слайд 2)

Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя.

Задачи:

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов, формировать у педагогов потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления.

Вовлечь педагогов в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций.

Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов


Мастерство - это то, чего можно добиться,

и как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач,

так должен и может быть прекрасным мастером педагог.

А. С. Макаренко

Одна из главных задач современной системы образования - повышение качества воспитательно-образовательной работы, создание условий для творческой самореализации личности каждого ребёнка. Повышение качества образования находится в прямой зависимости от кадров. К работе образовательных учреждений сегодня предъявляются всё более высокие требования. Эти требования преломляются в систему задач, стоящих перед педагогами ОУ, так как уровень и характер достижений ребёнка зависят, прежде всего, от профессиональной компетентности педагога, его умения работать над собой, постоянно совершенствоваться профессионально. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерством.

Что такое педмастерство?

(Слайд 3) Педагогическое мастерство - это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально-нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем. (Слайд 4) Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения и воспитания

В последние годы укоренилось утверждение «У творчески работающего педагога – творчески развитые дети». Еще В. О. Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной компетентности.

(Слайд 5) Итак, тема педсовета «Развитие творческого потенциала педагога как фактор повышения качества обучения» и эпиграфом для нашей встречи я выбрала такие слова:

Какие они будут, наши дети!

Ведь все это зависит лишь от нас,

И на пороге будущих столетий

Быть может, они будут лучше нас.


Действительно, результат деятельности педагога не измерить общепринятыми мерками, результат нашей деятельности – создание ценностей. Неповторимы дети, обстоятельства, личность самого педагога, и каждое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Педагог по определению не может быть не творческим! Как метко об этом сказал Борис Пастернак:

(Слайд 6)

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Печально, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

И надо жить без самозванства –

Жить так, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

Как точно в каждой строчке написана судьба учителя. Творческий учитель – «это тот, кто открывает, умудряет и одобряет», так выразился Николай Константинович Рерих. Педагог вкладывает в своих учеников некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности, т.е. вдыхает жизнь. Поэтому невозможно говорить о творчестве отдельно от педагога!

«Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нем столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий. Наше время – время контрастов. С одной стороны, жизнь - шаблонные действия, ритуалы и правила. Рутина заставляет плыть по течению, действовать по пути наименьшего сопротивления - это все подавляет стремление к творчеству. С другой стороны, наше время – время перемен. Оно задает высокую планку успешному человеку.

К решению проблем больших и малых, серьезных и не очень необходимо подходить с разных точек зрения - творчески. И именно этому учатся дети у нас – своих наставников. Учитель – это не просто профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от нас непрерывного профессионального роста.

Весьма наглядной в этом отношении является притча:

В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал: - Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие! Второй плуг усмехнулся и сказал: - Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь! Уверена, что и нам тоже некогда, да и незачем ржаветь.

В работах теоретиков и практиков педагогики творчество рассматривается и как процесс, и как результат деятельности педагога и его воспитанников. Педагогическое творчество имеет ту особенность, что содержанием его является творение человека, который всегда неповторим, уникален.

Для того чтобы вести работу по созданию условий для профессионального развития педагогов, необходимо определиться в отношении критериев успешности педагогической деятельности.

(Слайд 7, 8) Критерии успешности учителя

Педагогические

Уровень обученности наших учеников

Уровень сфомированности общечеловеческих умений и навыков.

Состояние исследовательской работы и работы по самообразованию

Образование педагогов и повышение квалификации

Способность к самоанализу, рефлексии

Инновационная деятельность

Психологические

Интерес, мотивация

Сознательное обучение

Взаимоотношение в системе «ученик-учитель»

Учёт индивидуальных особенностей ученика.

Личность учителя

Эмоциональность

Выразительность речи

Творческое начало личности.

Тест «Ваш творческий потенциал»

Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

а)да

б)нет, он и так достаточно хорош

в)да, но только кое в чём

Думаете ли вы, что можете сами участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

а)да, в большинстве случаев

б)нет

в)да, в некоторых случаях

Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности в которой вы работаете:

а)да

б)да, при благоприятных обстоятельствах

в) лишь в некоторой степени

Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что можете что-то принципиально изменить:

а)да, наверняка

б)это маловероятно

в) возможно

Когда вы решите предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите своё начинание:

а)да

б) часто думаете, что не сумеете

в)да, часто

Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

а)да, неизвестное вас привлекает

б)неизвестное вас не интересует

в) всё зависит от характера этого дела

Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нём совершенства:

а)да

б) удовлетворитесь тем, что успели добиться

в)да, но только если это вам нравиться

Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нём всё:

а)да

б)нет, вы хотите научиться только самому основному

в) нет, вы хотите удовлетворить своё любопытство.

Когда вы терпите неудачу, то:

а)какое- то время упорствуете, вопреки здравому смыслу

б) махнёте рукой на эту затею, т.к. понимаете, что она нереальна

в) продолжаете делать своё дело, даже когда очевидно, что препятствия непреодолимы

По – вашему профессию надо выбирать, исходя из:

а)своих возможностей, дальнейших перспектив для себя

б)стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней

в) преимуществ, которыми она обладает

Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:

а)да

б)нет , боитесь сбиться с пути

в)да, но только там, где местность вам понравилась

Сразу же после какой-то беседы сможете ли вспомнить всё, что говорилось:

а)да, без труда

б) всего вспомнить не можете

в) запомните только то, что вас интересует

Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:

а)да, без затруднений

б) да, если это слово легко запомнить

в) повторите, но не совсем правильно

В свободное время вы предпочитаете:

а)остаться наедине, поразмыслить

б) находиться в компании

в) вам безразлично, будете ли вы одни или в компании

Вы занимаетесь каким- то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным

б) вы более или менее довольны

в) вам ещё не всё удалось сделать

Когда вы од(на)ин:

а)любите мечтать о каких- то даже, может быть абстрактных вещах

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие

в) любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой

Когда какая -то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь

б) вы можете делать это только наедине

в) только не там, где слишком шумно

18. Когда вы отстаиваете какую-нибудь идею:

а) можете отказаться от неё, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов

б) останетесь при своём мнении, какие бы аргументы ни выслушали

в) измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, таким образом:

«а»- 3 балла

«б»- 1 балл

«в»- 2 балла

вопроса

значение

1,6,7,8

определяют границы вашей любознательности

2,3,4,5

веру в себя

9,15

постоянство

10

амбициозность

11

зрительную память

12,13

слуховую память

14

ваше стремление быть независимым

16,17

способность абстрагироваться

18

степень сосредоточенности

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных баллов покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более баллов. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее баллов. Ваш творческий потенциал, увы, не велик. Но может быть, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.


(Слайд 9) Десять заповедей творческой личности.

1 Будь хозяином своей судьбы.

2 Достигни успеха в том, что ты любишь.

3 Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

4 Строй свои отношения с людьми на доверии.

5 Развивай свои творческие способности.

6 Культивируй в себе смелость.

7 Заботься о своём здоровье.

8 Старайся мыслить позитивно.

9 Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением.

10 Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда. (Древняя мудрость)


Педагоги признаются, что достойны уважения за: духовность, патриотизм, открытость, доброжелательность, оптимизм, общительность, любовь к природе, умение ценить дружбу, постоянное совершенствование, искренность, тактичность, заботливость, внимательность, требовательность, честность, мудрые советы, толерантность, порядочность, умение радоваться и радовать других, уважение к родителям, аккуратность, искренность, понимание, гостеприимство, уступчивость, внешнюю обаятельность, стремление идти вперёд, интеллект, знания, выдержанность, элегантность, любовь к музыке, любовь к профессии, правдивость, умение сопереживать, верность, пунктуальность, умение преодолевать трудности, умение слышать, понимать и прощать.

О нравственных ценностях педагогов говорят слова: «люблю красоту во всём»; «люблю людей»; «люблю работать»; «помогаю всем коллегам»; «люблю родную землю»; «уважаю окружающих»; «я трудолюбивая, старательная»; «вкусно готовлю»; «красиво вяжу, шью»; «люблю своего единственного сына и заботливого мужа»; «люблю петь, рисовать, читать стихи».

Такие откровения убеждают в неповторимости, незаменимости педагогических личностей, в том, что в надёжных руках школа, когда педагоги ощущают собственную ценность, любят детей, готовы творить и созидать.

Итак, что же такое творчество? Пассивный, но судьбоносный дар, счастливый случай, удача, которая появляется и исчезает независимо от желания человека? Или это все-таки выбор, настойчивость, работа над собой и «запланированное везение»?

Творчество - не дар избранных. Это качество потенциально заложено в каждом человеке. Академик В.А.Энгельнард писал, что творчество в своем первоисточнике есть результат врожденной физиологической потребности, "результат некоего инстинкта, ощущаемого также властно как потребность птицы петь или стремление рыбы подниматься против течения бурной горной реки". И это подтверждают практические исследования. В ходе подготовки к педсовету было проведено анкетирование с целью определения способности педагога к творческому саморазвитию, которое характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Были получены результаты, свидетельствующие о творческих резервах педагогов:

(Слайд 10) Для 86 % педагогов характерно активное саморазвитие. (30 чел.) (75-55 баллов).

14 % - отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий. (5 чел.) (54—36 баллов)

0 % - остановившееся саморазвитие. (35-15 баллов)

(анализ анкеты « Способности педагога к творческому саморазвитию»)

Уровень творческого потенциала личности

ниже среднего- 0%,

средний - 2%,

выше среднего – 46%,

высокий – 35%.

(Слайд 11) (анализ второй анкеты: Определите свой уровень педагогического творчества а) высокий -5; б) средний - 27; в) низкий - 1)

Обратите ваше внимание на то, что большинство сотрудников ОУ обладают высоким творческим потенциалом. Однако у многих этот потенциал часто остается скрытым. И только 5 человек считают уровень пед. творчества высоким.

Причин тому множество: излишняя скромность работника, неумение, что называется, подать себя, желание избежать дополнительных нагрузок и в этом случае сознательное нежелание показать лучшее из того, что наработано. Сомнение в том, что труд инициатива и творчество будут оценены по достоинству и материально поощрены.

Как можно решить эти проблемы? Пристальное внимание должно уделяться развитию творчества среди педагогов, создаваться для них ситуация каждодневного успеха, замечаться каждая маленькая победа, любое продвижение вперед, когда ситуация успеха культивируется как средство к дальнейшему саморазвитию педагога.

Каждый руководитель желает, чтобы его учителя работали творчески, зависит это, разумеется, от самих педагогов, но решающую роль играет обстановка в образовательном учреждении. Многолетний опыт работы школы убеждает, что необходимо заботиться об особом микроклимате учебного заведения, создающем баланс традиций и новаций, гармонию индивидуальных особенностей и требований государственного стандарта, атмосферу сотрудничества и сотворчества. Творческая атмосфера педагогического коллектива - это, прежде всего, общее дело, интересы, взаимоуважение, ориентация каждого на настроение коллектива, умение владеть собой, высокий коэффициент полезного проявления собственной личности

По результатам социологического опроса на вопрос «Творчески ли работает коллектив нашей школы?» 91% ответил – ДА (30 чел.), 6% - нет (2 чел.) ,1 чел. – не знаю. (3%) Однако, это субъективное мнение, основанное в большей степени на ощущениях. Надеюсь, по результатам нашего педсовета у нас сформируется более четкая картина.

(Слайд 10) Задание 1: «Творческий подход учителя к педагогической деятельности».

Цель: стимулировать творческую активность педагогов.

Проранжировать высказывания:

1. Стереотипы в работе и мышлении могут стать врагами творчества.

2. Творчество – это процесс, которым алгоритмически можно овладеть, нарабатывая опыт.

3. Творчество в педагогической работе можно спланировать.

4. Свобода творчества педагогов усиливает продуктивность труда, вызывает эмоции, помогает с большей изобретательностью преодолевать трудности.

Группы ранжируют мнения:

(Группы отдают предпочтение четвёртому утверждению, затем признают второе, равномерно оценивают первое и третье утверждения.)

(Слайд 11) Задание 2: (метод “Ассоциации”)

Коллеги, предлагаю вам легкую «интеллектуальную разминку». У каждой группы (педагоги разбиты на команды предварительно, в соответствии с этим – рассадка в кабинете) на столе находится карточка со словом «творчество» (карточки со словом «творчество», крупноформатные) Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»? Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова, при этом они могут представлять любую часть речи.

Т – талант, терпение

В- восторг, великолепие вдохновение, воображение

О- оригинальность, организованность

Р- развитие, результат, развития интуиция радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность;

Ч- чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность;

Е- единство… целей и действий естественность;

С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность

Т- труд, тандем трудолюбие

В- вспышка время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля,

О-осведомленность, откровенность опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование

Каждая группа зачитывает по очереди по 1 слову (Т – 1группа, 2 группа, 3 группа и т. д.)


Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Лев Семёнович Выготский

(Слайд 12) Главными признаками творчества являются (М. Поташник)

Создание нового или существенное усовершенствование известного;

Оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;

Взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидание, то есть творческий человек постоянно работает над собой, над созданием нового.

способность быстро анализировать ситуацию,

находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем,

умение видеть вещи в новом, необычном ракурсе, 

умение оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира.

По мнению американского ученого П. Хилла, «творчество - это успешный полет мысли за пределы неизвестного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее».

Следовательно, творческая деятельность - это процесс создания новой информации или продукции с высокими показателями их количества и качества с наименьшей затратой времени и сил. (А.И. Кочетов).

В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела. Творчество и мастерство – одно и то же или нет? (Вопрос участникам педсовета)

Мастер – это работник, в совершенстве владеющий своей профессией, а мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер.

(Слайд 13) По уровню творчества педагогов можно разделить на несколько групп. В первую группу входят учителя, владеющие набором стандартных приемов, способные создавать новое в рамках несложной деятельности; другая группа – педагоги, стремящиеся выработать новую систему методов в условиях более сложной деятельности и, наконец, педагоги, создающие систему обучающих технологий.

(слайды 14 - 17)

1-й уровень – РЕПРОДУКТИВНЫЙ (новизны нет)

Деятельность – направлена на повторение прототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…)

Девиз: « Так может каждый»

2-й уровень – РЕПРОДУКТИВНО-ТВОРЧЕСКИЙ (новизна есть)

Деятельность: направлена на самостоятельное небольшое изменение прототипа (ранее известного замысла, образца, идеи, методики…), существенным образом не меняющая первоначального образца.

Девиз: «Так может большинство!»

3-й уровень ТВОРЧЕСКО-РЕПРОДУКТИВНЫЙ ( новизна есть)

Деятельность: направлена на значительное изменение прототипа, существенным образом меняющая первоначальный образец. Выход за рамки задания.

Девиз: «Так могут только некоторые!»

4-й уровень - ТВОРЧЕСКИЙ ( новизна есть)

Деятельность: Направлена на создание по собственному замыслу ранее неизвестного (объективно или субъективно нового), оригинального

Вид результата: Родоизменение прототипа. Новая идея. Выполненное не имеет прототипа.

Девиз: «Так может только один!»


(Слайд 18) Задание 3: А теперь я попрошу каждую команду выбрать 5 наиболее важных, на ваш взгляд, качеств личности, которые характеризуют ее творчество/креативность (которые обобщил на основе большого количества существующих признаков Davis):

Осознанность - восприятие самого себя как человека творческого, способного создавать что-то новое.

Оригинальность - гибкость в идеях и мыслях, находчивость, готовность оспаривать предложения, действовать исходя из принципа «А что, если?».

Независимость - уверенность в себе, управление своим поведением на основе внутренних ценностей и критериев, умение противостоять внешним требованиям.

Склонность к риску - готовность пробовать что-то новое, даже если это может привести к неблагоприятным последствиям, устойчивость к неудачам, оптимистичность.

Энергичность - поглощение действиями, предприимчивость, восторженность, непосредственность, «легкость на подъем».

Артистичность - выразительность, эстетические интересы.

Заинтересованность - широта интересов, любознательность, склонность к экспериментированию и задаванию вопросов.

Чувство юмора - игривость.

Тяга к сложности - интерес к непонятному и таинственному, терпимость к двусмысленности, беспорядку, совмещению несовместимого.

Непредубежденность - восприимчивость к новому, к другим точкам зрения, либеральность.

Потребность в одиночестве - самосозерцательность, рефлексивность (склонность к самосознанию), способность работать одному, наличие внутренних потребностей, которые обычно не раскрываются перед окружающими.

Интуитивность - проницательность, возможность видеть неявные связи и отношения, наблюдательность.

Толерантность по отношению к неопределенности - комфортное поведение человека в ситуации, когда отсутствует исчерпывающая информация, нет точных правил действия, не вполне ясны перспективы дальнейшего развития событий. Люди, у которых отсутствует, либо слабо выражены креативные, творческие способности, переживают в таких ситуациях сильный дискомфорт и тревогу, стремятся избегать их.

Итак, для творческого человека характерны такие качества, как…..

Он способен легко ориентироваться в незнакомой обстановке, в новых условиях, умеет находить нестандартные и нестереотипные способы решения проблем, видеть вещи в новом, необычном ракурсе, оригинально взаимодействовать с постоянно меняющимися условиями окружающего мира. Но чтобы и окружающие увидели в вас творческого человека, часто нужно уметь правильно презентовать себя, преподнести себя.

Следующее задание будет таким: «Визитная карточка» - за 1-2 мин придумать и представить себя в оригинальной форме, используя ассоциации с предметами, растениями, животными, явлениями и т.д.

(составить рассказ и описать свою школу или МО, используя слова, начинающиеся на одинаковую букву) – можно пропустить

Задание 4: «Что препятствует творчеству?»

Людям, которые занимаются творчеством, приходится преодолевать много трудностей. Это различные барьеры, что в большей или меньшей степени негативно влияют на творческий процесс.

(Слайды 19, 20) Я предлагаю вам ответить на вопрос: «Что препятствует творчеству?» (группы, систематизируя мнения коллег, определяют «проблемные облака»: недостаток времени, загруженность уроками и подготовкой к ним, сформировавшиеся стереотипы, недостаток информации, недостаток общения с учёными, психологическая напряжённость, лень собственная и лень некоторых учащихся.)


Специалисты считают, что к внутренним барьерам можно отнести:

несобранность, лень;

незаинтересованность в работе;

болезни;

нестабильное психическое состояние;

вредные привычки;

работа без режима;

неумение организовать свое время;

негативные качества характера и мышления.

Исследователи называют также внешние барьеры:

неудобную среду (например, помещение); -посторонние помехи (шум, жара, холод и т. др.);

плохой психологический климат в коллективе; -неадекватная (заниженная) оценка деятельности.

стереотипы мышления;

страх ошибиться, стремление не оригинально решить задачу, а получить высокую оценку;

слишком большое желание может тормозить творческий процесс, мешать импровизации, появлению вдохновения;

одноплановые знания не способствуют творчеству, нужны широкие интересы в различных жизненных сферах;

страх быть в центре внимания, нежелание казаться «белой вороной», экстравагантной.

(Слайд 21, 22) Факторы развития творческого потенциала педагогов: внутренние и внешние

Внутренние:

1.Потребность педагога в творческой деятельности;

2. Мотивация творчества;

3. Самообразование;

4. Духовно-ценностная сфера его личности;

Внешние:

1. Влияние социально-экономической среды

2. Особенности учебного заведения

3. Система стимулирования педагогического труда

4. Коллективная работа над научно-методической проблемой

5. Педагогические задачи трудового коллектива

Составляющие творческого поиска (см.слайд 23)

Задание 5: «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят сделать более творческой собственную жизнь, и записать их. Формируемые рекомендации должны быть реально воплотимы в жизнь всеми участниками или хотя бы большинством из них (т.е. не подразумевать наличие каких-либо редко встречающихся способностей, слишком крупных материальных затрат и т.п.). Пример:

1. Регулярно выполнять физические упражнения;

2. Овладеть техникой медитации и релаксации.

3. Ведите дневник, пишите рассказы, стихи, песни записывайте умные мысли.

4. Научитесь слушать критику

5. Будьте уверены в собственных силах


Итак, чтобы наш коллектив развивался творчески, нужны:

точность во всем

дисциплина

порядочность

вдохновение

внимание

воля

способность доводить дело до конца

высокий общий уровень развития

знание своего дела


Как часто дети бывают непредсказуемы. Как часто педагогу бывает нужно терпение, находчивость, педагогический талант, чтобы выйти из затруднительного положения на занятии, чтобы быть «на высоте».

Предлагаю всем принять участие в игре-тренинге «Педагогические ситуации или Поговорим со своими чувствами», цель которой – узнать вашу точку зрения по рассматриваемому аспекту, определить уровень умений принимать правильные с точки зрения психологии и педагогики решения. Листочки с записями педагогических ситуаций вложены в конверты. Я предлагаю каждой группе выбрать по два конверта, прочитать предложенные ситуации, подумать и обсудить в группе, а затем предложить вариант решения

1. Представьте ситуацию. Вы разработали и провели интересное, на ваш взгляд, воспитательное мероприятие/учебное занятие, на котором присутствовал завуч. Вы остались довольны собой, детям понравилось. При анализе вашей работы завуч сказал, что ей ваше мероприятие не понравилось, что дети много шумели, выполняя задания, ходили по классу и т.д. Как вы поступите, если вам придется снова дать открытое творческое занятие?

Представьте следующую ситуацию: администрация предложила вам выступить на педсовете и поделиться своими находками с коллегами. После педсовета к вам подошли старшие коллеги и сказали: «Не рано ли вам делиться опытом?» Согласитесь ли вы выступить в следующий раз? Как вы поступите?

Представьте себе следующую ситуацию: вы разработали занятие в нетрадиционной форме с применением современных педагогических и информационных технологий, но после его проведения поняли, что многое не получилось, что некоторые ваши задумки оказались неэффективными. Будете ли вы экспериментировать в следующий раз?

Вам предстоит провести открытое занятие, на котором будут присутствовать завуч, коллеги. Будете ли вы стремится разработать что-то новое или воспользуетесь готовыми методическими разработками?

Представьте такую ситуацию: у вас в группе ученик, который постоянно задает вопросы (и по теме занятия, и нет), часто дополняет ваш рассказ. Выразите, пожалуйста, ваше отношение к этому ученику. Предположите, как вы будете с ним общаться.

Вас попросили прийти в группу, в котором Вы не работаете, на замену. Вы пришли и обнаружили, что обучающиеся не обращают внимания на Вас, выполнять Ваши требования отказываются.

А теперь предлагаю перейти к заданию «Свободный микрофон».

Место творчества в современной школе

В одном из своих выступлений президент страны В.В. Путин сказал: «Всегда в образовании должен присутствовать элемент творчества».

И мы решили поговорить с учителями, учениками о том, как они относятся к творческой составляющей образования, и ответить на вопрос: «А есть ли место творчеству в современной школе?»

Видео -11 класс, учителя

Импровизация «Круглый стол» (потом – обсуждение)

- Выбор приёмов, методик у каждого учителя свой индивидуальный, соответственно - творческий, мотивационный. Поэтому - каждый учитель ТВОРЕЦ, АРТИСТ.

- Мне кажется, выбор методик и приемов - это не творчество. Творчество - это создание приемов и методик. А вот на это у российских учителей нет ни времени, ни иных ресурсов.

- Ну почему же. Учителя как раз больше создают свои методики. Хотя бы потому что практически не знакомятся с другими. Они мало читают. Мало вникают. Но свой опыт даёт возможность создать свое, пусть даже это будет велосипед. Это тем более актуально ввиду отсутствия внятного методобеспечения.

- Я не случайно МНОГОКРАТНО писал, что почти все учителя - "гении-одиночки". Даже если они и пишут о своем, то как ЕДИНСТВЕННЫЕ авторы. При этом они очень вяло знакомятся с трудами коллег - то ли воспринимают их как малозначащие, то ли лень.

- Да, конечно, хорошие слова. Но давайте так, для того чтобы заниматься бумажками (отчёты, журналы и т.д.) наймём работника в школу - допустим секретаря, он будет все отчёты сдавать, журнал электронный заполнять и т.д. Мы же, как учителя, займёмся, наконец-то, своими прямыми обязанностями - подготовим урок (все необходимое для урока), а в остальное время займёмся творчеством.

А сейчас что происходит, уроки отвел, отчёты по контрольным написал, журнал бумажный заполнил, электронный журнал заполнил, отчёты по проведенному мероприятию предоставил и т.д. Какое творчество??? К урокам времени подготовиться нет.

«Свободный микрофон» - по 1 представителю от каждой группы (зачитывают слова, высказывают свое мнение, аргументируют его. Остальные группы – за или против – обсуждение)

Учитель 1: «Мысль президента, конечно, правильная: творчество в образовании необходимо. Но проблема в том, что творчеством могут заниматься далеко не все. И диплом педвуза совершенно не гарантирует того, что человек, работая в школе, сможет привносить в свою работу творчество. Творчество – это всегда созидание чего-то нового. А много ли вообще в мире созидателей?

Если ставить целью присутствие в образовании творческой составляющей, тогда надо кардинально менять подход к приему в педагогические вузы, устраивать творческие конкурсы, и принимать только тех, кто их успешно прошел. Но я не особо верю, что в нашей стране (как в любой другой) найдется достаточное количество людей, которые, во-первых, способны к творчеству, а во-вторых, хотят быть учителями».

Директор школы: «Я сейчас сужу не как учитель, а как руководитель. И как руководитель могу сказать, что против творчества в образовании.

Потому что творчество может быть только там, где свобода и фантазия. А свобода + фантазия – это всегда в итоге проблемы.

Да, можете называть меня формалистом и сухарем, но я несу ответственность за все, что происходит в школе, и я больше всех заинтересован в том, чтобы у нас был порядок, чтобы каждый выполнял свои обязанности, чтобы все происходило согласно законам, программам, планам  и распоряжениям вышестоящего начальства. А как только мы начинаем позволять творческие поиски и творческий подход, начинается бардак».

Учитель 2: «Президент прав! И ведь ФГОСы прямо от нас требуют творческого подхода. И есть в нашей работе творчество. Мы идем в ногу со временем, отвечаем на его вызовы. Недаром ФГОСы ввели, потому что время изменилось, теперь работать надо иначе.

И все учителя, которые работают по новым стандартам, - конечно, очень творческие люди. А иначе в наше время нельзя!»

Закончить наше обсуждение хотелось бы притчей Плутарха:

Притча Плутарха:

Трое рабочих везут тачки с камнями, к ним подходит человек и каждому задаёт один и тот же вопрос: - Чем ты занимаешься?

Первый: - Везу эту проклятую тачку.

Второй: - Зарабатываю себе на хлеб.

Третий: - Строю прекрасный храм!


Заключительные слова ведущего - Знаете, какое различие делал Гилфорд (автор одного из классических исследований) между креативными людьми и всеми остальными? Креативные ищут множество ответов на один вопрос, а все остальные ищут единственно правильный ответ из всех возможных. Так вот, я вам желаю найти множество нестандартных ответов на единственно возможный ответ. И научить этому своих воспитанников. Пусть изменчивый характер носит методика преподавания вашего предмета, но неизменными остаются Ваш профессионализм, преданность детям и делу, простая человеческая порядочность. Мне хотелось бы напомнить всем (Слайд 24) Заповеди Творческой личности» доктора социальной психологии, профессора Поля Вайнцвайга

Будь хозяином своей судьбы.

Достигни успеха в том, что ты любишь.

Внеси свой вклад в конструктивное дело.

Строй свои отношения с людьми на доверии.

Развивай свои творческие способности.

Культивируй в себе смелость.

Заботься о своем здоровье.

Не теряй веру в себя.

«Чтобы быть хорошим учителем, надо, прежде всего, любить тех, кому преподаешь. У детских врачей есть правило: перед встречей с ребенком – согрей руки. Так и учителю всегда надо помнить не только о тепле своих рук, но и о тепле своей души...» (В. О. Ключевский)

Завершая размышления о творческом подходе к образовательному процессу, мы подчеркиваем, что современный хороший учитель - уникальный менеджер, уверенный в себе человек, открытый для новых идей, находящийся в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм, энергичный, мобильный, эрудированный, интересующийся областью информационных технологий, способный обращаться с компьютером, являющийся не просто специалистом в области своего предмета, а педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции. Чтобы найти драгоценный ключик к сердцу каждого ребёнка, нужно учиться слушать внутренние ритмы его души, а это сложная наука - наука побеждать. Девиз настоящего педагога: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» (В. Каверин «Два капитана»).

И закончить своё выступление я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по-настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим».

Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!


(Слайд 25) Решение:

Одобрить систему работы педагогического коллектива по развитию творческого потенциала педагога и учащегося.

Педагогам презентовать свой опыт работы на семинарах, заседаниях методических объединений, педсоветах, психолого-педагогических семинарах.

Каждому учителю определить свои пути творческого развития и обобщить опыт работы на заседаниях методических объединений, педсоветах.

Рекомендовать педагогам открыть свои сайты в Интернете и помещать свои находки, говорить о перспективах образовательной работы.

17

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

25 заявленных слайдов будут отдельной публикацией?

20 November 2022

Похожие публикации