Родительское собрание «Развитие учебной самостоятельности у младших дошкольников» (2 класс)
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Цель: Формирование у родителей потребности в воспитании самостоятельности ребенка.
Задачи:
Ознакомить родителей с понятием «самостоятельность»;
Ознакомить родителей с пониманием о развитии учебной самостоятельности;
Создать условия для анализа родительской позиции в воспитании ребёнка.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшнее собрание я бы хотела начать со слов великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского «Самостоятельность головы учащегося - единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
- Как вы понимаете данное высказывание?
(я согласна с каждым из ваших высказываний, мне бы хотелось добавить, что самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Поэтому помогать развивать самостоятельность как моя, как учителя начальных классов, и ваша как родителей)
- Прежде чем выявить тему нашего родительского собрания, я подготовила проблемные ситуации, с которыми могут столкнуться или уже столкнулись наши дети. Попрошу Вас разделиться на 3-4 группы по 2 человека. Каждой группе я раздам раздаточный материал. Вам нужно изучить ситуацию, обсудить её и ответить на главный вопрос.
Ситуация 1. «Лена с бабушкой всегда вместе выполняли домашнюю работу, иногда бабушка даже делала её за внучку. Но случилось так, что она уехала на дачу. И теперь Лена требует того же от мамы. Но она каждый день работает и не может элементарно помочь ребёнку, так как делала это бабушка. Мама рассказывает, что если Лена сталкивается с сложным заданием, не пытаясь разобраться в нём, она его не делает»
Как вы думаете, почему Лена не выполняет некоторые задания?
Прочитайте ситуацию и ваш комментарий по данной ситуации.
Ситуация 2. «Мишу учительница попросила прибраться в учебном кабинете. Миша поставил ровно все парты и стулья, подмёл пол, даже помыл доску и даже полил цветы»
Почему Миша так хорошо убрался в классе?
Прочитайте ситуацию и ваш комментарий по данной ситуации.
- Кто из вас уже догадался, какая тема сегодняшнего собрания?
- Тема звучит следующим образом «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников».
- Как вы думаете, какова цель?
(узнать, каким образом можно развивать самостоятельность)
- Определите, какие задачи мы поставим для сегодняшнего собрания.
Ознакомиться с понятием «самостоятельность»;
Сформировать понимание о развитии учебной самостоятельности;
Проанализировать родительскую позицию в воспитании ребёнка.
- Давайте разработаем план нашего собрания.
1. Дать определение понятию «самостоятельность»
2. Узнать об учебной самостоятельности младших школьников и как её развивать
3. Определить этапы самостоятельности
4. Пройти анкетирование
- Как вы считаете данная тема актуальна на сегодняшний день?
- Сформулируйте определение к понятию «самостоятельность».
Самостоятельность - это одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.
Педагогический терминологический словарь
- Учебная самостоятельность как умение учиться предполагает поиск способов действий в новых нестандартных ситуациях. Она означает операционную готовность решения определённого класса образовательных задач различного уровня сложности и самооценку их выполнения. В формировании учебной самостоятельности первой составляющей выступают рефлективные действия ученика, осознание знания и незнания способов действия, достаточности информации для выполнения программируемых задач. Знание о незнании – основа формирования оценочных самостоятельности.
- Развитие самостоятельности у детей - процесс сложный и противоречивый. Тем не менее можно говорить об определенной логике, выделить основные этапы.
Сейчас я раздам один лист на парту. Ваша задача проставить по смыслу предложенные этапы в правильном порядке.
_________ Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
_________ Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
_________ Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Первый этап. Дети действуют по определенному образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания).
Второй этап. Ребята в состоянии выполнить самостоятельно части работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самостоятельности).
Третий этап. Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, в любимых, наиболее значимых видах деятельности (этап более полной самостоятельности).
(- Самостоятельность ребёнка можно развивать во всех сферах его жизни: дома, в школе, в общении и игре с детьми и взрослыми. Ведущая роль в развитии взрослости детей принадлежит родителям. Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних обязанностей. Необходимо помнить, что у ребёнка нет потребности эти обязанности выполнять, не ему надо, чтобы в квартире было чисто и игрушки лежали на своих местах. Это нужно нам, взрослым, а для ребёнка это неосвоенный, незнакомый и неинтересный вид деятельности.)
- В выработке самостоятельных навыков нужно доброжелательное терпение родителей, многократные повторения, поощрения, радость вместе с детьми, что уже хоть что-то стало получаться. И ни в коем случае — никакого крика, раздражения, упреков. Представьте себе, что вы делаете какую-то работу впервые или недавно, а «над душой» кто-то стоит и все время понукает, раздражается и кричит. Как вы себя будете чувствовать? Неважно... Вот так и ребенок, которого вы хотите чему-то научить и не набираетесь достаточного терпения.
- Наша с вами встреча подходит к концу, и я попрошу вас ответить на вопросы в анкете «Итоги родительского собрания на тему «Развитие учебной самостоятельности у младших школьников»», подчеркнуть верный вариант ответа. А также написать желаемую тему следующего родительского собрания.
- На выполнение данного задания отводится 2 минуты.
Анкета:
Ответьте на заданные вопросы и подчеркните правильный вариант ответа.
1. Ставите ли Вы задачу воспитания у своего ребенка самостоятельности?
Да. Нет.
2. Считаете ли Вы, что Ваш ребенок должен быть самостоятельным?
Да. Нет.
3. Воспитываете ли Вы в ребенке самостоятельность?
Да. Нет.
Как? ______________________________________________________
4. Выполняет ли Ваш ребенок домашние обязанности?
Да. Нет.
Какие? ____________________________________________________
5. Ребенок умеет пользоваться телефоном?
Да. Нет
6. Ребенок четко знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать (и почему нельзя)?
Да. Нет.
7. Ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых (в "дочки-матери", больного и врача)?
Да. Нет.
8. Следующая тема родительского собрания ________________________________________________________________________________
- Желаю вам и вашим детям добра и взаимопонимания. До свидания!