12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья16
1

Статья «Развитие УУД на уроках, как залог успеха при прохождении государственной итоговой аттестации»

«Развитие УУД "
DOCX / 22.03 Кб

Ручковская Наталья Николаевна

МОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 91» МО «Котлас»

учитель биологии и химии

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ

«Развитие УУД на уроках, как залог успеха

при прохождении государственной итоговой аттестации»

Современная система образования динамична и изменчива. В рамках федерального государственного образовательного стандарта, важнейшей задачей образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих формирование обучения как навыка каждого для ученика.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. В более узком психологическом значении, этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

При этом, говоря об универсальности учебных действий, мы имеем в виду то, что данные действия не должны зависеть от конкретного предметного содержания. Данные действия смогут помочь ребенку в различных направлениях обучения, а также в разных сферах жизни.

Остановимся на познавательных общих универсальных учебных действиях, которые заключаются:

в поиске (в том числе и с применением ИКТ) и анализе информации;

формулировании познавательной цели, проблемы;

знаково-символическом моделировании;

умении структурировать знания;

составлять алгоритмы действий;

смысловом (мотивированном) чтении.

Остановимся на смысловом мотивированном чтении – это познавательное универсальное умение. Если проанализировать содержание КИМ ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, то это умение в них востребовано, и с каждым годом все в большей степени. При подготовке к итоговой аттестации часто приходится сталкиваться с проблемой недостаточной сформированности этого УУД у обучающихся. Новая форма итоговой аттестации в девятом классе – итоговое собеседование, еще в большей мере обозначило необходимость развития этого умения. Подготовка к итоговому собеседованию входит в обязанности учителя русского языка, но если рассмотреть требования более пристально, то умения, проверяемые на собеседовании, формируются на многих учебных предметах, в том числе на уроках биологии и химии.

К заданиям итогового собеседования относятся: чтение текста, пересказ текста с привлечением дополнительной информации, монологическое высказывание по одной из выбранных тем, диалог с экзаменатором-собеседником. При построении структуры урока необходимо активно включать эти задания.

Изучив структуру итогового собеседования, учителя нашей школы решили обсудить возможности отработки общеучебных умений, востребованных в новой форме итоговой аттестации, на различных предметах в рамках школьной учительской конференции в марте 2019 года «Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации. Из опыта работы».

Так, многие задания ВПР предполагают умение извлекать информацию, своего рода подсказку, из самого задания. Зачастую обучающиеся, прочитав текст задания, этой подсказки не видят.

В 29 задании ОГЭ по биологии дается научный текст по определенной теме, прочитав его обучающийся должен ответить на 3 вопроса по тексту, применив и знания, полученные ранее. Чтобы легко справиться с этими заданиями, необходимо в системе с ними работать. Тогда и на итоговом собеседовании, в ситуации стресса, беседуя с экзаменатором-собеседником, ребенок более уверенно справиться с заданием.

Конечно, учителю легче самому все рассказать, продиктовать. Ученики привыкают получать такую «разжеванную» информацию, и в ситуации вынужденного самостоятельного обучения (болезнь, подготовка к ГИА и т.д.) ребенок не может справиться с заданиями. Такая зависимость от учителя многих вынуждает обращаться к репетитору, который объяснит то, что не смог донести учитель. Но, как показывает практика, наиболее успешны те обучающиеся, которые способны сами добывать знания. Тем более в старшей школе степень самостоятельного обучения вырастает в разы.

Итак, какие же формы работы имеет смысл постоянно использовать на уроках учителю? Во-первых, чтение текста обучающимися должно быть систематическим. Чтение текста вслух (или про себя), пересказ, составление плана (описание по плану), ответы на вопросы, составление схемы, заполнение таблицы, составление конспекта, составление тезисов, представление аргументов, анализ таблицы (рисунка, графика).

Опрос обучающихся 5-9 классов показал, что чтение текста на уроке используется крайне редко, кроме уроков русского языка и литературы, снижается техника чтения в 5-6 классах. Пересказ сразу после однократного прочтения текста у большинства учеников вызывает серьезные затруднения, поэтому часто учителя дают шанс подготовиться дома. Но даже после домашней подготовки у многих ребят пересказ получается только по наводящим вопросам. При заполнении таблицы часть обучающихся затрудняется выделить главные мысли, сократить информацию.

При обучении химии многие испытывают трудности при решении задач потому, что прочитав текст задачи, не могут извлечь из условия основную информацию: что дано, что надо найти, записать уравнение реакции, о которой идет речь в задаче. А далее привести формулы по теме задачи и составить алгоритм ее решения.

Более сложные задания, связаны с созданием нового: решение задачи, составление меню, обоснование выбора, нахождение причины и следствия, нахождение ошибок и их исправление, и др.

На уроках биологии много возможностей развития смыслового чтения, а также отработки тех умений, речь о которых шла раньше. На этапе изучения нового материла – знакомство с биографией и деятельностью ученых. На этапе отработки умений – описании по таблице, рисунку, схеме. На этапе проверки знаний – включать типовые задания ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, направленные на развитие смыслового чтения. Кроме того, перед началом работы в данном направлении, учитель должен мотивировать ребенка на осмысленное чтение: «Читая текст, обрати внимание…», «Читая текст, подумай…», «Читая, постарайся найти и запомнить…»

Подводя итог, хочется отметить, что возврат от тестов с одним или несколькими правильными ответами, в которых есть шанс случайного угадывания, к вопросам, требующим осмысленного чтения при проведении промежуточной и итоговой аттестации, является положительной тенденцией современного образования. И задача школы и каждого учителя – обеспечить развитие такого важного универсального учебного действия, как осмысленное чтение.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.