Доклад «Игра как средство нравственного и физического развития детей с нарушением зрения»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
«Актуальные подходы к обучению в школе
у детей с нарушением зрения»
Тема: «Игра как средство нравственного и физического развития
детей с нарушением зрения»
Выполнила
О.И. Горбункова
учитель физической культуры
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………......……………2
1. ИГРЫ – ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ СРЕДСТВ РАЗНОСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………............................................................….4
2. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
ИГРЫ…………………………………………………………...................……..18
-
1.1 Задачи физического воспитания………………….......……………..4
1.2 Особенности детей с нарушением зрения……………...………..5
1.3 Игра. Основные понятия………………………............………………..7
1.4 Игра как средство и метод физического воспитания…………8
1.5 Подвижные игры младшего школьного возраста………...…….11
1.6 Игра как средство достижения устойчивого интереса к занятиям физической культуры………………………………………......................................…...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..............……………..20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………...............………………21
ВВЕДЕНИЕ
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре. Изменяются условия игры, вводятся в привычную канву игр новые сюжеты, отражающие своё время, но неизменной остаётся тяга людей к игре, особенно подвижной. Где можно проверить и показать свою смелость, ловкость, быстроту и силу.
Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. П. Ф. Лесгафт, великий русский ученый считал, что физическое, умственное и нравственное образование находится в тесной взаимосвязи между собой. Считал, что заниматься одним, не оставляя без внимания другое невозможно [2]. Игра, общение, учение, труд, вот основные ступени восхождения ребёнка. Значительное место в программе, по которой я работаю, занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания и развития личности учащихся. Детей с нарушением зрения в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности и инициативы. Ребёнок через игру, в независимости от его способностей, может утвердиться как личность. Игровая деятельность ребёнка, есть «нулевой цикл» его будущей личности. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.
Игры, рекомендуемые школьной программой для детей с нарушением зрения, направлены на расширение не только образовательных, но также и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике в последнее время беспокоит гиподинамия детей. Двигательный режим ребёнка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности - учёбой. Средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объёма двигательной активности, с правильной постановкой учебной работы по физической культуре в школе. Большая роль принадлежит здесь подвижной игре - естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка которой закладывается с раннего детства.
Главное – ребенок должен расти здоровым. Ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сами по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, способности противостоять различным вредным влияниям.
Здорового ребенка легче воспитывать. Он быстрее осваивает необходимые умения и навыки, лучше приспосабливается к смене условий, легче воспринимает предъявляемые к нему требования.
Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, природных способностей. Важнейшая же цель школьного физического воспитания – не только улучшение здоровья учащихся, но и содействие всестороннего развития их личности.
ИГРЫ – ОДНО ИЗ ВАЖНЫХ СРЕДСТВ РАЗНОСТОРОННЕГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Задачи физического воспитания
Физическое воспитание – педагогический процесс, направленный на системное развитие физической культуры человека. В единстве с другими видами воспитания и при достаточных социальных условиях, физическое воспитание может приобрести значение одного из основных факторов всестороннего развития личности.
В процессе всесторонней подготовки детей с нарушениями зрения важнейшую роль играет физическая подготовка, направленная на воспитание физических качеств, двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной учебной и трудовой деятельности [3].
Основными задачами физического воспитания в школе являются:
Формирование знаний о культуре тела, общих основах физической деятельности, особенностях выполнения физических упражнений и развития физических качеств. Их роли и значения в укреплении здоровья и организации здорового образа жизни.
Расширение и развитие двигательного опыта.
Воспитание моральных, волевых и физических качеств.
Подвижные игры – одно из действенных средств разностороннего воспитания школьников. Младший школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания. По мере развития школьника содержание подвижных игр становится более разнообразным, игры приобретают все больше вариантов, а мастерство проведения подвижных игр с образовательными и воспитательными целями являются важной составной частью профессиональной подготовки учителей физической культуры.
1.2 Особенности детей с нарушением зрения
Любое нарушение зрительных функций ставит перед человеком проблему адаптации в современном обществе, что, безусловно, связано с необходимостью освоения жизненно необходимых навыков и умений.
Особенностями физического развития детей с нарушениями зрения являются:
меньшая подвижность,
нечеткость координации движений,
снижение темпа выполнения движений,
уменьшение ловкости,
нарушение ритмичности,
появление неточности движений,
трудности при ориентировке в пространстве,
трудности при выполнении движений на равновесие [5].
Что касается влияния зрительной патологии на проявления темперамента, здесь мы встречаем лишь указания на тот факт, что наряду с такими устойчивыми свойствами личности, как направленность, способности, характер, темперамент косвенно связан с дефектами зрения, а особенности характеристик темперамента у лиц со зрительной патологией касаются только внешних его проявлений. В современных исследованиях темперамент рассматривается в качестве биологического фундамента личности как психобиологическая характеристика, описывающая все богатство содержательных переменных поведения человека. В ходе исследования были также выявлены различия в степени выраженности таких характеристик темперамента, как сензитивность, эмотивность, тревожность и спонтанность. Так. у слепых школьников, в отличие от слабовидящих и нормально видящих, более высокие показатели по шкале сензитивности, что может свидетельствовать об их более глубоких и дифференцированных переживан и я х и повышенной чувствительности во взаимодействии с предметной и социальной средой [6].
В школах для детей с нарушением зрения физическое воспитание является одним из важнейших средств всестороннего развития личности, приобщение их к трудовой деятельности. Физическое воспитание детей имеет свои особенности, которые обусловлены не только нарушением зрения, но и наличием вторичных отклонений в физическом и психическом развитии.
У большинства слабовидящих учащихся отмечаются искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие и другие заболевания. Многие слабовидящие трудности в ориентировке в пространстве, у некоторых нарушена координация движений. Поэтому одной из основных задач физического воспитания в школах для слабовидящих является коррекция недостатков физического развития, направленная на их предупреждение и устранение. Регулярные, правильно организованные физические упражнения, игры благоприятно влияют на центральную нервную систему, улучшают деятельность сердечнососудистой системы, нормализуют работу органов дыхания. Занятия физическими упражнениями делают движения детей более уверенными, четкими, согласованными.
Офтальмологи указывают, что физическое воспитание должно проводиться с учетом возраста, состояния здоровья и зрения учащихся.
Детям с высокой близорукостью, глаукомой, подвывихом хрусталиков и другими заболеваниями противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы вниз, подъемы тяжестей, сотрясением тела.
Неотъемлемая часть физического воспитания – закаливание. Сущность закаливания в систематической тренировке терморегулирующих механизмов. Наиболее доступные средства закаливания – солнце, воздух и вода. Особенно благоприятным воздействием на детский организм является проведение подвижных игр на свежем воздухе [1].
1.3 Игра. Основные понятия
Игра – социальное явление в истории общества и жизни человека. В игровой деятельности имеется большой простор для выбора разнообразных способов преодоления трудностей и препятствий, возникающих на пути к игровой цели. Для игры характерно яркое проявление эмоций, творческих способностей, активности, инициативы. Игра присутствует на каждом этапе развития ребенка.
По определению П.Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям [7].
Исследования психологов показывают, что учебную деятельность можно сформировать только на основе игровой, так как она лежит в основе ее формирования. Например, умение ребенка обобщать, синтезировать, можно развить только в случаях, когда у ребенка достаточно развито представление, воображение, фантазия, которые могут быть сформированы в игре.
Оценивая положительные стороны игровой деятельности, можно сказать, что в сочетании с другими видами деятельности (учебной, трудовой) ее можно поставить в основу решения многих проблем образования и воспитания. Игра – это творчество, игра – это труд.
Высказывания видных педагогов о подвижных играх.
Многие высказывания о подвижных играх педагогов и ученых прошлых лет имеют не только историко-познавательное значение, но и сохраняют свою актуальность в настоящее время.
«В игре, - говорила Н.К. Крупская – развиваются физические свойства ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива» [4].
Большое воспитательное значение придавал подвижным играм А.М. Горький. Игра, по его словам, - «это путь детей к познанию мир, в котором они живут и который призваны изменить».
Плодотворны положения П.Ф. Лесгафта о подборе подвижных игр соответственно образовательным задачам, о ведущей роли в играх педагога, об изучении поведения и взаимоотношений играющих. Не утратили своего значения главнейшие требования П.Ф. Лесгафта, касающиеся проведения подвижных игр. К их числу можно отнести:
- установление перед проведением игры конкретной задачи.
Соответствие игры возрасту.
- проявление положительных эмоций.
- систематичность и последовательность в организации.
1.4 Игра как средство и метод физического воспитания
Подвижной называется игра, построенная на движении. Целевая установка и виды деятельности играющих определяются сюжетом, замыслом, темой данной игры. Для подвижных игр характерны самостоятельные двигательные действия, выполняемые в рамках правил. Сюжет, правила, двигательные действия составляют содержание подвижной игры. Содержанием и формой подвижной игры предопределяются следующие ее методические особенности:
Образность;
Самостоятельность действий;
Выполнение движений с полной мобилизацией двигательных способностей (элементы соревнований);
Непринужденность, естественность движений;
Внезапная изменчивость ситуаций;
Присвоение отдельным занимающимся определенных ролей.
Исторически сложившиеся составные части подвижной игры (содержание, форма, методические особенности) позволяют рассматривать ее в качестве одного из важных средств физического воспитания. Это средство при педагогически оправданном практическом использовании становится эффективным игровым методом физического воспитания.
В теории игры различают два вида подвижных игр: собственно подвижные (элементарные) и спортивные (более сложные).
В общеобразовательной школе подвижные игры направлены на решение учебно-воспитательных и оздоровительных задач. Игры проводятся в сочетании с занятиями гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой, спортивными играми. Разнообразные подвижные игры используются и во внеклассной работе.
Очень важны для слепых и слабовидящих, детей игры, связанные с движением. В процессе этих игр у слепых детей появляется умение самостоятельно двигаться, исчезают навязчивые движения, появляются ловкость, способность ориентироваться в пространстве.
Подвижные игры являются одним из средств физического развития слепых и слабовидящих детей. Дети с тяжелыми нарушениями зрения так же, как и их зрячие сверстники, стремятся к движению, к действию. Однако первые неудачи, препятствия, столкновения, испытанные в раннем детстве, вызывают у слепого ребенка боязнь пространства. Родители, опасаясь за ребенка, стремятся оградить его от неприятностей, подстраховывают каждое его движение, что в конечном итоге ведет к малоподвижности, к появлению стереотипных навязчивых движений, в которых ребенок в какой-то степени удовлетворяет свое стремление к движению. При правильной организации жизни ребенка можно избежать появления этих отрицательных последствий слепоты. С самого детства необходимо приучать слепого ребенка владеть своим телом, координировать движения, опираясь на мышечное чувство. В связи с невозможностью зрительного подражания у слепого ребенка затруднено и овладение движением. Обучение движениям слепого ребенка необычайно сложно, связано с объяснением, показом, неоднократным повторением.
Педагоги впервые встречаются со слепым ребенком уже в школьном возрасте, и им приходится заниматься не только обучением правильным движениям,и исправлением тех скованных, неразвитых движений, которые сформировались в дошкольном возрасте, устранением навязчивых движений. А это уже значительно сложнее.
Школьные годы — это период активного роста ребенка и по существу почти единственный период в жизни слепого ребенка, когда он находится под постоянным и целенаправленным воздействием различных средств физического воспитания. В связи с этим долг школы в том, чтобы задачи развития двигательных функций, компенсации дефекта были решены в значительной степени именно в этот период.
Задача физического развития слепых и слабовидящих школьников заключается в создании у них личного двигательного опыта, в формировании навыков основных жизненно необходимых движений. Важно не только научить слепого и для слабовидящего ребенка ходить, бегать, прыгать, подниматься и спускаться с лестницы, но добиться и согласованности и красоты движения.
Все это можно выработать только в единой системе педагогических мероприятий, включающих занятия физкультурой, спортом, прогулки, туризм, игры и т. д.
Подвижная игра как одно из ценнейших средств физического
воспитания может быть использована как во время уроков физкультуры, так и во внеклассное время под руководством воспитателя. Значение подвижных игр для слепых детей отмечается многими тифлопедагогами: «Игра незаметно для слепого заставляет его поднять голову, выпрямить спину, расправить плечи, заставляет бегать, прыгать, лазить, увертываться, бросать и ловить мяч, прислушиваться, ориентироваться в быстро изменяющейся обстановке. Игра вырабатывает и прививает ряд навыков, необходимых в трудовой деятельности и повседневной жизни. Путем игры слепой овладевает пространством, развивает ловкость, быстроту, силу, смелость, слух, осязание, приобретает свободу в движениях и легкость их».
Слепой ребенок, так же как и зрячий, может играть почти в любую подвижную игру, только его нужно специально учить играть.
1.5 Подвижные игры младшего школьного возраста
Специалист по физическому воспитанию, должен уметь ориентироваться в соответствии подвижных игр закономерностям возрастного развития детей. Важно предусматривать некоторые отличия в содержании и форме подвижных игр для разных возрастных групп, а так же умело отбирать их исходя из конкретных условий. В руках педагога они могут стать отличным средством совершенствования процесса роста, морфологического и функционального развития организма, содействовать повышению уровня общей физической подготовленности занимающихся.
У детей 7-9 лет преобладает предметнообразное мышление, многие игры строятся на непосредственном подражании явлениям, действиям из окружающей жизни. Восприятие детей 7-9 лет в начале не достаточно организованно, неустойчиво. Они еще не способны целенаправленно выслушивать объяснение игры, отделять главные' игровые действия от второстепенных, поэтому стройный ход игры нередко нарушается, внимание не произвольно, они не могут подолгу сосредотачиваться на одном действии, на выполнении одной конкретной задаче.
Развитие активности и самостоятельности в действиях при недостаточности волевых качеств не редко сводится к стремлению играть за себя и для себя (добиваться наиболее интересных ролей в игре не уступая товарищам, нарочно подолгу водить).
У детей в возрасте 7-9 лет косно-связочный аппарат пластичен и гибок. Он легко податлив деформации. Мускулатура относительно слаба, в частности это относится к мышцам спины и брюшного пресса. Возрастные особенности маленьких школьников не допускают применение игр с переноской, передачей, перебрасыванием тяжёлых предметов. Особенности строения и функций сердечнососудистой системы детей 7-9 лет, обуславливают возможность проведение подвижных игр со значительной интенсивностью двигательных действий, но не длительных, с короткими перерывами для отдыха.
Организуя игры на уроках физической культуры в начальной школе, очень важно осуществлять педагогически целенаправленнее воздействие на возрастное развитие двигательных качеств, иначе воспитывать двигательные качества.
Игры на развитие быстроты. Быстрота с успехом развивается во многих подвижных играх, где отчётливо сочетаются показатели быстроты, как ответная реакция на сигнал и быстрота мышечных сокращений, количество движений выполняемых в единицу времени. Это можно проследить на примере несложных игровых эстафет. Игры: «Салки», «Вызов номеров», «День-ночь», «Давай руку», «Собери ромашку».
Игры на развитие силы. Подходят игры, требующие от участников проявления кратковременных скоростно-силовых напряжений, умеренных по нагрузке. Игры: «Метко в цель», «Кто дальше бросит», «Тянем, потянем», «Бой петухов».
Игры на развитие выносливости. Соответствуют игры с неоднократным повторением действий, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии. Игры: «Сумей догнать», «Два мороза», «Караси и щуки», «Эстафеты».
Игры на развитие ловкости. Развитие ловкости заключается в совершенствовании чувства движении. Под этим понимают высокую их координацию, быстроту, ритм и темп, умение своевременно напрягать и расслаблять мышцы выполнять действия в зависимости от конкретной обстановки. Игры: «Салки». «Зайцы в огороде», «Охотники и утки», «Царь горы», «Эстафеты с предметами».
Подвижные игры могут проводиться в любой части урока. В подготовительной части главная задача - организация внимания, разогревание организма, совершенствование в различных построениях. В основной части с помощью игр могут решаться самые различные педагогические задачи, связанные с совершенствованием двигательных умений. Это игры с активной деятельностью, значительной физической и эмоциональной нагрузкой. Задача заключительной части урока - приведение организма в относительно спокойное состояние, организованное окончание урока. Поэтому здесь проводятся игры, не требующие большого напряжения и возбуждения. Могут применяться все игры на внимание, а также игры с небольшой двигательной активностью.
1.6 Игра как средство достижения устойчивого интереса к занятиям физической культуры
Характерная черта современной концепции школьного физического воспитания - повышение роли образовательной направленности обучения как одного из условий успешного формирования физической культуры личности школьника [9]. Для этого необходимо заинтересовать учащегося. Нередко наблюдаемое падение интереса к занятиям физической культуры можно объяснить излишней стереотипичностью и несовершенством методики проведения уроков. Стимулировать активность учащихся, раскрыть творческие силы, скрытые возможности, пробудить интерес школьника позволяют нестандартные формы организации урока, которые успешно решают образовательные и воспитательные задачи.
Урок может быть успешным, если он интересен для учащихся, понятен по постановке целей и выбору средств. По мнению психологов, маленький ребенок - это деятель и деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем больше движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Следовательно, на уроке физической культуры предпочтение необходимо отдавать игровому и соревновательному методам.
Игровой метод можно использовать с сюжетной основой. Маленькие граждане с доверчивым взглядом и чистой душой легко входят в образ, проявляют индивидуальность и не поддельный восторг, если надо вспорхнуть бабочкой, пробежать крабиком и даже стать радугой. Чтобы разнообразить занятие, можно например:
Сочинять игры в стихотворной форме. Дети играя, повторяя стихи, без напряжения овладевают основными двигательными навыками, развивают координацию, пластичность, ловкость.
Создать картотеку подражательных упражнений. Подражание движениям животных, предназначением и свойствам предметов, явлениям природы, процессам, происходящим в мире, дети, в тоже время воспитывают интеллект, творческую фантазию, познают мир и определяют своё место нем.
Подвижные игры – это вообще поле для фантазий и творчества учителя, но при этом не должна теряться суть игры, ее ядро.
Соревновательный метод применять и в сравнительно элементарных формах. При этом предмете соревнований могут быть любые физические упражнения, традиционные соревнования, типа эстафет, но при нетрадиционных параметрах оценки лучших таковыми являются: оригинальность и рациональность выполнения заданий, использование более широкого набора способов действия. Применение этих параметров оценки лучших не снижает эмоциональность урока, но в то же время стимулирует детей к осмысленным двигательным действиям.
Поэтому успех состоит в разнообразии форм занятий. Благодаря многообразию конкурсов, эстафет, соревнований, смотров, спартакиад, игр, викторин школьники полнее удовлетворяют интерес и двигательную потребность, лучшие познают себя и товарищей, осознают важность физической культуры в здоровом образе жизни. Это обстоятельство обуславливает необходимость поиска, отбора и развитию тех форм занятий, которые бы способствовали повышению эмоционального тонуса, активности детей и подростков, их самовыражению.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциональными, которые являются внешними выражениями внутренней борьбы, происходящей в человеке при преодолении конкретных трудностей. Порождаемые игрой положительные эмоции возбуждают у ее участников страстное желание подвергнуть проверке в условиях максимального напряжения свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительном повышении объёма работы. Интересной игре ребенок отдается целиком. Игра обеспечивает ему «ситуацию успеха». Ребенку не всегда важен результат, победа, успех, ему нравится сам процесс, каким бы трудным он не был. При выборе игры мы учитываем:
конкретные интересы и склонности детей;
состава детей по возрасту, полу и физической подготовленности.
Чтобы создать благоприятные условия для развития его индивидуальности, что способствует полному раскрытию потенциала личности ребенка и дает возможность регулировать нагрузку во время игры, используя следующие приемы:
изменение профильности и количества повторений игры;
увеличение и уменьшение площадки;
изменение веса инвентаря;
упрощение или усложнение правил игры;
введение или устранение перерывов и т.д.
Поэтому в процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые в неигровой деятельности.
Надо стремиться к тому, чтобы каждый урок стал для школьника, с одной стороны, открытием своих личных возможностей, а с другой – расширял собственные представления об окружающей действительности. Важно,чтобы дети получали от уроков радость и покидали спортивную площадку с удовлетворением и улыбкой.
Развитие самостоятельности осуществляется на всех этапах учебной деятельности.
Повышение интереса к занятиям путем осмысления детьми своих действий. При изучении «для чего предназначено действие» и выполнении определенного упражнения дети должны узнать, для чего оно предназначено. В одном случае это сообщает учитель.
В другом – придумывает движение того же воздействия. Главное – ни одно упражнение не должно присутствовать на уроке без понимания учащимися его смысла.
«Порядок расположения упражнений». Дети должны узнать, причем разными путями, порядок нахождения упражнений в комплексе или в уроке. Чем более самостоятельным путем школьники приходят к этим занятиям, тем эффективнее проходит усвоение упражнений «Диалог». Стараться организовать процесс обучения так, чтобы вместо монолога учителя присутствовал бы диалог с детьми.
«Где проводятся данные двигательные действия?». Школьники должны знать не только изучаемое упражнение, но и быть уверенными в его важности.
Сохранение интереса к занятиям у всех учащихся. Самым сильным в двигательном плане учащимся предлагаемые упражнения (особенно по спортивным играм) порой интересны из-за их простоты. Слабые ученики, которые не успевают осваивать необходимые знания и двигательные действия, повышать уровень развития физических качеств, тоже теряют интерес к урокам. Выход из положения – разделение класса на группы. Для учащихся не является секретом критерий этого деления. Поэтому каждый без обид занимается повышением своей индивидуальной подготовленности.
Игры оказывают самое благотворное влияние на физическое развитие детей.
Мониторинг физической подготовленности показывает постоянное развитие физических качеств.
Быстрота |
Выносливость |
|||||||
Уровни физической подготовленности |
2 классы 2016г. |
3 классы 2017 г. |
2 классы 2016 г. |
3 классы 2017 г. |
||||
Осень |
весна |
осень |
весна |
осень |
весна |
осень |
весна |
|
Низкий |
14% |
12% |
11,8% |
9% |
34% |
31,2% |
23% |
16% |
Средний |
67% |
68% |
68% |
67% |
49% |
51% |
52% |
54% |
Высокий |
19% |
20% |
20,2% |
24% |
17% |
17,8% |
25% |
30% |
Гибкость |
Сила |
|||||||
Уровни физической подготовленности |
2 классы 2016г. |
3 классы 2017 г. |
2 классы 2016 г. |
3 классы 2017 г. |
||||
Осень |
весна |
осень |
весна |
осень |
весна |
осень |
весна |
|
Низкий |
28% |
26,6% |
25% |
24,7% |
65% |
62% |
61,7% |
60,5% |
Средний |
47% |
49,4% |
50% |
49,3% |
15% |
17% |
17,3% |
18% |
Высокий |
25% |
25% |
25% |
26% |
20% |
21% |
21% |
21,5% |
Скоростная сила |
||||
Уровни физической подготовленности |
2 классы 2016г. |
3 классы 2017 г. |
||
осень |
весна |
осень |
весна |
|
Низкий |
30% |
25% |
24,7% |
21,8% |
Средний |
48% |
50% |
50% |
49% |
Высокий |
22% |
25% |
25,3% |
27,2% |
Только при серьезном, творческом подходе к проведению уроков физической культуры и внеклассных форм работы открываются широкие возможности для соединения воспитания и обучения, глубже становится наше педагогическое влияние на личность школьника. В то же время, какими бы хорошими уроки и внеклассные мероприятия не были, они быстро приедаются детям, не учитываем их желание.
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Для слепых и слабовидящих детей дошкольного и младшего школьного возраста, как и для зрячих, наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра[11].
Игровая деятельность создает условия для коррекции и компенсации нарушений при наличии первичного зрительного дефекта, которые способствуют раскрытию ребенком его социального опыта, своих возможностей, апробации приобретенных навыков и умений, служит также школой проверки нравственности и активного использования двигательной сферы [10].
В игре у детей появляется необходимость вступать в определенные контакты с товарищами, действовать коллективно, уметь подчинять свои желания, интересы задачам и правилам игры. Это способствует преодолению таких недостатков, как упрямство, эгоизм, негативизм и развивает чувство коллективизма, стремление к творчеству, инициативность.
Значительное место в программе, по которой я работаю, занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания и развития личности учащихся. Вспомните, как играющие дети бывают счастливы, изобретательны, неутомимы, как, увлекаясь игрой, они отдаются ей всей душой, забывают о своих физических недостатках и слабостях и буквально превосходят сами себя, демонстрируя результаты, нередко невозможные в условиях обычной деятельности. Связанные с игрой азарт, душевный подъем, неуемное стремление к победе психологически закономерно вызывают у ее участников проявление необыкновенной смелости, расчетливости, силы, быстроты, ловкости и целый ряд других личностных качеств. Победа, одержанная в игре, повышает уверенность в себе и стимулирует дальнейшую жизненную активность развивающейся личности. При этом подвижные игры формируют и навыки честного, равноправного соперничества, приучают к совместным, коллективным действиям – воспитанию дружбы и товарищества. Детей в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности и инициативы. Ребенок через игру, вне зависимости от его способностей, может утвердиться как личность.
Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов [8]. Самопроверка всегда побуждает к совершенствованию, способствует самореализации личности. Играя на моих уроках, дети пробуют свои силы, испытывают свое умение, проверяют сноровку: ты быстрый, а я еще быстрей, ты сильный, а я еще сильней, ты храбрый, а я еще храбрей! Поэтому я использую на занятиях игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые, тактильные сигналы, упражнения с внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие, длинные дистанции, требующие точной координации движений, физической сноровки, тактической изворотливости, проявление морально-волевых качеств, которые нацеливают учащихся на проявление самообладания и находчивости. Воспитание волевых качеств осуществляю путем преодоления трудностей в самых разнообразных областях игровой деятельности учащихся. Страх и прочие переживания – это главные внутренние трудности. Преодоление внешних и внутренних трудностей связано с проявлением и развитием в процессе занятий волевых качеств: настойчивости, смелости, решительности, выдержки. Включаю в урок игры, связанные с разнообразными формами преодоления мышечного сопротивления соперника в непосредственном соприкосновением с ними (перетягивания, выталкивания и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом в воспитании и формировании личности ребенка, развитии у него физических качеств, большое значение имеют: подвижные, спортивные, игровые действия, эстафеты.
Во-первых, они оказывают самое благотворное влияние на физическое развитие детей.
Во-вторых, содействуют интеллектуальному развитию детей: обостряют ощущения и восприятия, приучают к наблюдательности, быстрому пониманию сущности явлений, мышлению в процессе творческой деятельности, развивают внимание, память, творческое воображение.
В-третьих, способствуют нравственному воспитанию детей. Воспитывают нравственные чувства, всесторонне влияют на развитие воли, поскольку обязательно связаны с активным проявлением личности, оказывают благотворное влияние на развитие характера и таких его черт, как самостоятельность, смелость, находчивость, самообладание, аккуратность, дисциплинированность, приучают к коллективным действиям (необходимостью творчески согласовывать индивидуальные действия с действиями других игроков своей команды, проявление дружных совместных усилий для достижения общей цели). Воспитывают чувство справедливости и нетерпимости к нарушениям установленных правил поведения, умение и охоту подчинить свои желания воле коллектива, действовать в интересах коллектива.
Развитие личности происходит только при условии деятельности человека. Поэтому воспитательный процесс базируется на организационной разносторонней деятельности детей, которая формирует у них социально-ценные отношения.
Там, где нет деятельности, нет развития. Там, где плохо организуется деятельность, тоже нет развития, а значит, и воспитания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г.Г. Демирчоглян Специальная физическая культура для слабовидящих школьников. – М.: Советский спорт, 2000
2. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. Т 5. М.: Просвещение, 1960.
3. Касаткин Л. Ф. Особенности физического развития школьников с глубоким нарушением зрения / Мышечная деятельность детей в норме и патологии. – Горький, 1974.
4. Е. И. Игнатьев, И. С. Лукин, М. Д. Громов. "Психология" Пособие для педагогических училищ (школьных). М., «Просвещение», 1965 г.
5. Тинькова Е.Л., Козловская Г.Ю. Анатомо-физиологические и нейропсихологические основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2009. - 137 с.
6. И.П. Волкова Индивидуально-типологические особенности лиц с нарушениями зрения, Российский государственный педагогический университет им. АН. Герцена. Санкт-Петербург
7. Э.Я. Степаненкова Методика проведения подвижных игр. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду» под общей редакцией: М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
8.Социальная сеть работников образования. Консультация по развитию речи по теме «Познаю, играя». (http://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/08/06/poznayu-igraya).
9. Латыпов Ильдар / Типы уроков физической культуры / Газета «спорт в школе». (http://spo.1september.ru/article.php?ID=201000903)
10. Д.М. Маллаев". Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средство коррекции их нравственного и физического развития". АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Москва – 1993. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике (http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-pedagogicheskie-osnovy-formirovaniya-igry-slepyh-i-slabovidyaschih-detey-kak-sredstvo-korrektsii-ih-nravstvennogo-i-fizic#ixzz3MBBCW4vx).
11. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: «Полиграф сервис», 2000.
Кияйкина Наталья Федоровна
Горбункова Ольга Ивановна
Худякова Светлана Викторовна
Алла
Небрат Елена Александровна