Развивающая беседа-инновационная технология работы с обучающимися и их родителями
Развивающие беседы
PPTX / 604.57 Кб
/data/files/y1592233035.pptx (Развивающие беседы)Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 67" города Магнитогорска
Из опыта внедрения инновационных технологий
Куратор проекта
Иванова Марина Анатольевна,
заместитель директора по ВР.
Развивающие беседы с родителями
Школьный проект «Развивающие беседы как инновационная технология работы классного руководителя с родителями и обучающимися».
Цель проекта: вывести взаимоотношения классного руководителя с детьми и родителями на новый качественный уровень, характеризующийся доверием, открытостью и нацеленностью ребенка в своем обучении на высокий результат.
Поиски новых форм взаимодействия школы и родителей обусловлены требованиями ФГОС: формирование не только когнитивного пространства школьника, но и развитие УУД, которые помогут обучающемуся самому «добывать» знания, осознанно относится к учебной деятельности, понимать, насколько качественны результаты, как правильно выстраивать отношения в социуме, адаптироваться в современном мире.
Кто должен помочь современному школьнику добиться успеха? Слышу ответ: «Школа». Да. Но в образовательном процессе три участника: ученик- учитель-родитель. И в этом треугольнике все в равной степени отвечают за качество обучения, хотя официальный статус закреплен за ОУ.
Слагаемых УСПЕХА достаточно много, однако важными являются взаимодействие, сотрудничество, понимание, доверие, взаимная ответственность между школой и родителями, законными представителями обучающихся.
Ярким примером такой взаимной ответственности являются РБ в эстонских школах. По результатам исследования PISA-2015 у этой страны лидирующее место по качеству образования. Эстонские коллеги считают, что одним из основных факторов, повлиявших на этот успех, как раз и является введение во всех школах республики развивающих бесед. Этот опыт перенимают школы Москвы, С-Петербурга, Тулы, Екатеринбурга …
Интерес к данной технологии не случаен, т.к. проблема качественного образования актуальна и для российских школ: — слабая вовлеченность учащихся в учебный процесс, в постановку ребенком собственных целей в обучении. Российская школа пытается решить эту проблему за счет акцента на интерес учащихся к процессу, но при этом в основном за счет внешней мотивации. Сегодня акценты иные. Цель — опереться на внутреннюю мотивацию, сделать ученика хоть в какой-то степени активным соучастником процесса учения, выяснить препятствия, которые есть в обучении у конкретного ребенка, и дать ему возможность планировать собственные цели.
Что же такое развивающие беседы и в чем их отличие от традиционной (проблемной) беседы? Вероятно, все из нас помнят традиционную беседу, участниками которой являлись не раз. Каким образом приглашали родителей, кто определял круг обсуждаемых вопросов, как долго готовились к собеседованию и родители, и классный руководитель, и какая роль отводилась ученику? Этот каскад вопросов можно продолжить, но возникает вопрос, ради чего проводилась такая беседа. Ответ очевиден- ради того, чтобы указать на недостатки в поведении школьника, обратить внимание родителей на слабую успеваемость ребенка и т.д. И каков результат такого общения? В лучшем случае родители проведут "воспитательную работу" с ребенком, в худшем- ничего не изменится, потому что на проблему все смотрят по-разному и ищут виновного.
Рассмотрим определение "развивающая беседа"
Это регулярная подготовленная беседа между педагогом и учащимся с участием родителей (возможна и без родителей, в зависимости от мнения учащегося), которая должна приводить к лучшему взаимопониманию сторон, увеличивать желание и мотивацию ученика к обучению.
Подготовленная беседа:
Классный руководитель
а) путем наблюдения определяет возможные «точки роста» у учащегося как предмет для проведения беседы («точки роста» могут быть самые разнообразные: от успеваемости и коммуникации до выбора профессии);
б) готовит опросный лист (анкету) для учащегося и его родителей;
в) анализирует полученные ответы;
г) на основе полученных ответов планирует сценарий беседы;
д) подготавливает место для проведения беседы.
Развивающая беседа направлена на постановку самим ребенком перед собой целей на долгосрочную перспективу (для кого-то это учебный год/полгода, а для кого-то долгосрочная перспектива может ограничиться и месяцем; все в зависит от личностных характеристик учащегося). Отмечу еще один важный принцип, отличающий два подхода к беседе с учащимся: в развивающей беседе 80 процентов говорит ученик и всего лишь 20 процентов - педагог! Ученик сам определяет уровень своих возможностей, каких результатов добьется быстро, а над какими придется потрудиться.
(Пример ситуации во время проведения РБ: мальчик -отличник, все успевает, занимается в музыкальной школе, плаванием. Результаты прекрасные. Предложено участвовать в дистанционных конкурсах, олимпиадах и готовиться к конкурсу "Ученик года").
Результат бесед.
1.Положительный эмоциональный настрой участников беседы.
2.Определение обучающимся и родителями индивидуальной траектории обучения («точки роста»).
3.Заполнение страниц портфолио «Путь к успеху», «Мои достижения» и т. д.
4.Планирование деятельности обучающимся.
Итоги проекта.
1. Достигнуты ожидаемые результаты.
2. Разработаны сценарии обучающих семинаров для классных руководителей и родителей.
3.Разработан пакет нормативных документов для организации и проведения РБ.
4. Подготовлен проект рабочей тетради по РБ для классных руководителей.
5.Находится в разработке рабочая тетрадь для родителей.