12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина Петровна Петенкова1050
Россия, Воронежская обл.
Материал размещён в группе «Дети с ОВЗ»
4

Статья «Биоэнергопластика – инновационная здоровьесберегающая технология для работы с детьми с ТНР и ОВЗ»

Биоэнергопластика – инновационная здоровьесберегающая технология

для детей с ТНР, ОВЗ.

 

Автор: учитель – логопед И. П. Петенкова

Категория потребителей: учителя – логопеды, дефектологи

Цель написания: познакомить с опытом работы с инновационной технологией, приемами работы.

 

Известно, что современный высокотехнологичный мир навязывает сегодняшнему ребенку стереотип поведения без непосредственного общения со сверстниками. Дети легко осваивают современные гаджеты, погружаются в мир нереальных событий, запоминают и используют в своей речи штампы, с трудом ориентируются в действительности, что, безусловно, негативно сказывается на их психическом развитии. Речь современного ребенка при поступлении в школу часто вызывает недоумение у учителей начальных классов и специалистов. Бедный словарь, нарушения грамматического строя, малоинформативные, нераспространенные предложения, неумение логично и последовательно излагать свои мысли – это реалии большинства нынешних дошкольников.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей в начальной школе. Вместе с тем, работа по развитию речи – это составная часть логопедической работы, которая направлена на коррекцию общего и речевого развития детей.

В настоящее время в школах обучается большой процент детей, имеющих тяжелые нарушения речи, общее недоразвитие речи, когда нарушены все компоненты речевой деятельности: и фонетико – фонематической и лексико – грамматической. В коррекционной работе для детей с тяжёлыми

нарушениями речи на этапе постановки звуков существенную роль играет воспитание у детей кинестетических ощущений органов артикуляции, позволяющих почувствовать контрастность положения языка, челюстей, губ, направленность выдоха. Их чёткость обусловлена осязательными ощущениями, что особенно важно на начальных этапах постановки звуков, когда ещё не сформирована слуховая дифференциация. Одним из важных этапов в коррекции звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Следует отметить, что для детей с ТНР, ОВЗ данный этап может затягиваться надолго, хотя учитель – логопед использует всевозможные приемы и методы мотивации и стимуляции. В силу особенности своего психического развития, дети с ТНР, ОВЗ быстро утомляются, теряют интерес к выполнению и многократному повторению однотипных заданий, эмоционально истощаются, что непременно сказывается на качестве выполняемых упражнений. Находясь в постоянном творческом поиске эффективных методик, я обратилась к необычному методу и к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастик с использованием технологии биоэнергопластики.

Биоэнергопластика – это совместное взаимодействие руки и языка. По данным исследований, совместные движения рук и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений .

Всем известен факт о взаимосвязи моторной и речевой зон в коре головного мозга. Часто можно наблюдать такую картину: человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, пощелкиванием пальцами, постукиванием карандашом или ручкой по столу и, наоборот, сосредоточенно думающий, рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.

Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов, речевого дыхания, эмоционально-психического равновесия и совершенства, а также синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.

Одновременная работа над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, усиливая их результативность.

В специальной литературе раскрыта методика использования биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми. Поэтому на основе изученных методических разработок некоторых авторов (Р.Г.Бушлякова), а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И. Лазаренко, А. Л. Сиротюк, были отобраны специальные движения кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение.

Предлагаю примеры некоторых артикуляционных упражнений с использованием биоэнергопластики

Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.

Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед

Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки”

Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

Горка” - согнутая ладонь опущена.

При выполнении данных артикуляционных упражнений с подключением работы обеих кистей рук возможно добавление стихотворных текстов, способствующих также развитию слухового внимания, чувства ритма, придающих особую эмоциональную окраску выполняемой работе.

Например, при выполнении упражнения «Часики»:

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

Упражнение: «Качели»:

На качелях

Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Упражнение: «Иголочка»:

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким-узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Упражнение: «Лопаточка»:

Пусть язык наш отдыхает,

Пусть немножко подремает.

Доказано, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.

Движенья рук – как крыльев взмах

Без них полет не состоится!

Язык и кисти – это шаг

В мир знаний, радости и мысли!

 

Литература

1. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст]: пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова.– М.: АСТ: “Астрель”, 2007.– 60 с.

2.  Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. / Р.Г.Бушлякова – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.

3. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников Зайцевой И. Ю. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/103050 /

4. Косинова, Е. А. Уроки логопеда: игры для развития речи [Текст] / Е. А. Косинова. – М.: Эксмо, 2007. – 173 с.

5. Крупенчук О.И., Воробьёва Т.А. Логопедические упражнения: артикуляционная гимнастика. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2004.

6.Пожиленко, Е. А. Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. А. Пожиленко. – СПб. : КАРО, 2007. – 90 с.

7.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. АСТ., 1999

8. Фомичёва, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]: практикум по логопедии / М. Ф. Фомичёва. – М.: Просвещение, 1989. – 238 с.

9. Цвынтарный, В. В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1997. – 31 с.

 

Опубликовано в группе «Дети с ОВЗ»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.