Консультация для педагогов ДОУ «Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей»

0
0
Материал опубликован 5 October 2021

Консультация для педагогов ДОУ

«Развивающая предметно-пространственная среда как условие сохранения физического и психического здоровья детей»

Предметно-развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности для полноценного физического, познавательного, эмоционального и социального развития. Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении  стимулирует коммуникативную, игровую, познавательную, физическую активность ребенка, влияет на здоровье, самочувствие, мироощущение.

Современный детский сад — это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому предметно-развивающая среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Развивающая предметная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, вариативной, доступной и безопасной и выполнять следующие функции:

-функция стимулирования активности детей,

- информативная функция,

-функция сохранения психологического здоровья,

-воспитывающая функция,

-развивающая.

Важно, чтобы предметно-развивающая среда была организована в соответствии с возрастом детей, а также индивидуальными особенностями, уровнем психического развития группы в целом. Должны быть учтены особенности развития детей с ОВЗ (при наличии таких детей в группе).

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста (психологические приобретения, которые появляются у человека за определенный период времени).

Для нормального психического развития ребёнок всегда должен находиться в постоянном и непрерывном взаимодействии с социальным окружением. В сюжетно-ролевых играх дети усваивают социальные роли, способы взаимодействия, правила поведения в обществе, приобретают различные социально значимые качества, а также в процессе совместных игр со сверстниками, у ребёнка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. Каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает его деятельность. Она не возникает стихийно, а целенаправленно строится, задается другими людьми в процессе общения ребенка с ними. Именно развитие общения ребенка, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, открывает перед ним все новые возможности усвоения различного рода знаний и умений.

А. В. Запорожец подчеркивал, что социальная среда - это не просто необходимое внешнее условие (наряду с воздухом, теплом), а подлинный источник развития, поскольку именно в ней "записана " программа того, какие психические способности должны у ребенка возникнуть, и заданы конкретные средства для "перевода " этих способностей из фиксированной социальной формы в процессуальную индивидуальную.

А. В. Запорожец признавал, что специфически человеческие психические качества, такие как мышление, воображение, воля, социальные и нравственные чувства и т. п., не могут возникнуть ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта ребенка. Они возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. А. В. Запорожец подчеркивал, что социальная среда - это не просто необходимое внешнее условие (наряду с воздухом, теплом), а подлинный источник развития, поскольку именно в ней "записана " программа того, какие психические способности должны у ребенка возникнуть, и заданы конкретные средства для "перевода " этих способностей из фиксированной социальной формы в процессуальную индивидуальную. В этом смысле она является действенным носителем содержания человеческой психики.

Построение предметно-развивающей среды взрослыми должно позволять организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на его саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. Среда должна быть удобной, целесообразной, настраивать на эмоциональный лад, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. «От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы», - В. А. Сухомлинский.

Обогащая групповое пространство, мы в первую очередь заботимся о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Именно правильно организованная предметно-развивающая среда стимулирует игровую активность детей, которая способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а ведь именно оно определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства.

Через организацию правильной развивающей среды в ДОУ, воспитатели воздействуют на коммуникативное, познавательное, физическое, эмоциональное развитие ребенка, что приводит к новообразованию дошкольного возраста - комплексу готовности к школьному обучению:

коммуникативная готовность;

когнитивная готовность;

уровень эмоционального развития;

технологическая оснащенность;

личностная готовность.

 

Ребенок научился взаимодействовать с людьми по правилам, нормам. В дошкольные годы социализация детей позволяет им преодолеть агрессивность, они становятся более внимательными, заботливыми, готовыми сотрудничать с другими детьми, с помощью игры научился преодолевать ситуативные эмоции, культурно управлять чувствами, обладает высоким уровнем воображения/

Ненашева Е. А., Шитова Е.З.

                                                                                                                                        
 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.